Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Октябрь » 3

Устав и локальные нормативные акты, правоприменительная практика в образовательных организациях

Макеева Елена Александровна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Кумертауский горный колледж

Образовательная организация (ОО) действует на основании устава(части 1 статьи 25 закона) утвержденного учредителем части 1 статьи 53 гражданского кодекса РФ.

УСТАВ
- основной организационно- правовой и единственный учредительный документ бюджетных и казенных ОО

Части 1 статьи 14 федерального закона о «некоммерческих организациях».

Требования к уставам ОО

-Для всех типов ОО Ст.25 Федерального Закона об образовании в РФ

-Для бюджетных учреждений п.3 ст.14 Федерального Закона « о некоммерческих организациях».

- ст.7 « об автономных учреждениях»

-пункт 1 статья 52 Государственной Конституции РФ

Содержание Устава

- статья 25 ФЗ « Об образовании в РФ»

- Иные нормы ФЗ «Об образовании в РФ»

- ФЗ «О некоммерческих организациях», и ФЗ «Об автономных учреждениях», ГК РФ, приказы минобрнауки и иные нормативные правовые акты.

-Требования и рекомендации учредителя ОО (типовые уставы ОО)

Акты правового реагирования органов контроля (надзора) не обжалованные в установленном порядке.

Содержание устава согласно статьи 25

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренные законодательством РФ следующая информация:

- тип образовательной организации

- учредитель или учредители образовательной организации

- виды реализуемых образовательных программ.

-виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности.

- структура и компетенция органов управления образовательной организацией порядок их формирований и срок полномочий.

Группа № 1 Требования ко всем образовательным организациям

-Закрепление норм о филиалах при их наличии ч.4ст.27

-Порядок принятия локальных актов ч.1 ст.28 и ч. ст. 30

- Установление прав обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности работников, осуществляющих вспомогательные функции(ч.3 ст.52).

-определение уставных целей деятельности ч.1 ст. 101

-порядок направления при ликвидации образовательной организации её имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования ч.3.ст.102

-Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией п.17 ч.1 ст.34

-определение формы участие родителей в управлении организацией, осуществляющие образовательную деятельность п.7ч.3ст.44.

-порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организации, в том числе в коллегиальных органах управления п.9 ч.3 ст.47

-Установление порядка назначения (избрания) руководителя ч.1.ст51

-Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией. ч.6 ст.51

Группа № 2 Требования к отдельным образовательным организациям

- Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе ч.2 ст.33

- Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организации п.1.ч.2 ст.50

- Определение особенностей избрания , назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации ч.10 ст.51

- Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия.

Группа №3 Области которые могут быть урегулированы уставом:

- Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных ч.4 ст.26

- Право образовательной организации на ведение научной или творческой деятельности ч.4 ст.28

-Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять ч.1 ст.102

Принятие устава

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ссылается на общие нормы гражданского законодательства.

Для бюджетных и казенных учреждений Федеральный Закон о «некоммерческих организациях».

Устав утверждается учредителем. Изменения в устав Бюджетных Учреждений и Коммерческих Учреждений вносятся в порядке, установленным правительством РФ( высшим исполнителем государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования).

Для автономных учреждений – Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (ст.11) предварительное рассмотрение предложения учредителя или руководителя АУ о внесений изменений в устав. По результатам – рекомендации для рассмотрения учредителя.

Возможная примерная структура устава

- Общие положения

- Предмет, цели, виды основной и иной приносящей доход деятельности.

- Образовательная деятельность

- Управление ОО

- Экономика ОО

- Порядок изменения устава

Раздел 1 Общие положения

Согласно п.2 ст.52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно определятся место его нахождения. П.2 ст.54 ГК РФ предусматривает что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Таким образом в данном случае необходимо указать только юридический адрес, во избежания споров с органами контроля надзором необходимо указывать все адреса зданий.

Раздел № 2 Согласно абз.5 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 –ФЗ « О некоммерческих организациях» устав бюджетного или казенного учреждения, указание на тип учреждения, сведение о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которое бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Аналогичное требование содержится в п.5 ч.2 ст.7 Федерального закона от 03.11.2006г. №174 – ФЗ «Об автономных учреждениях».

Раздел №3 Образовательная деятельность

-Виды образовательных программ установлены ч.ч.3-4 ст.12

-Уровни образования установлены ч.ч. 4-5 ст.10

Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности

определяющее ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы п.25 ст. 2

Раздел №4 Управление образовательной организацией

- Порядок управления деятельностью ОО

- Структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования сроки полномочий и порядок их деятельности. Может регламентироваться региональными органами власти, учредителем в типовых уставах и типовые положения об органах управления ОО.

Раздел №5 Экономика образовательной организации

-Источники формирования имущества

-Порядок использования имущества в случае ликвидации ОО.

-Благотворительная деятельность родителей обучающихся, чтобы совпадало с сутью рассматриваемых отношений. Оптимальные термины «дарение» гл.32 ГК РФ и «пожертвование» ст.582 ГК РФ.

Локальные нормативные акты. Понятие

Основанный на нормах законодательства правовой документ акт, принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации и уполномоченным лицом и регулирующий отношения внутри организации.

Вопросы которые не регулируются в локальных нормативных актах:

- Порядок проведения ГИА

- Порядок приема и индивидуального отбора

- Правила оказания платных образовательных услуг.

Вопросы которые регулируются локальными нормативными актами.

-Порядок проведения итоговой аттестации(процедуры, формы иное)

- Правило приема документов

- Порядок оказания платных образовательных услуг их стоимость (калькуляция).

Типы локальных нормативных актов

Нормативный локальный акт – содержит обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса. Рассчитан на неоднократное применение. Примеры: правила приёма в колледж, правила внутреннего распорядка.

Индивидуальный( ненормативный распорядительный) локальный акт – юридически оформляет конкретное решение администрации школы, применяется однократно, примеры : приказ о приёме на работу, о предоставлении отпуска.

Типы локальных нормативных актов:

Постановление – оформляет решение коллегиального органа управления образовательной организацией.

Приказ - оформляет решение руководителя образовательной организации.

Решение – локальный нормативный акт собрания участников образовательного процесса.

Локальные нормативные акты, требования наличия которых закреплено законодательно:

1.Правило внутреннего трудового распорядка.

2.Правила и инструкции по охране труда

3.Правила внутреннего распорядка обучающихся

4.Программа развития

5.Образовательная программа

6.Расписание занятий

7.Положение о филиалах

Локальные нормативные акты которые регламентируют:

1.Систему оплаты труда

2.Формы обучения по дополнительным образовательным программам.

3.Порядок обучения по ИУП в пределах образовательных программ.

4.Порядок освоения других программ

5.Порядок зачёта других программ.

6.Порядок посещения необязательных занятий.

7.Порядок деятельности комиссии по урегулированию споров.

Локальные нормативные акты, необходимость которых определяет образовательная организация самостоятельно:

1.Положение о проведении в ОО конкурсов смотров и т.д.

2.Положение о портфолио студентов, групп, преподавателей.

3.Инструкции о проведении лабораторных и практических работ.

Возможная структура правил внутреннего распорядка обучающихся

-Общие положения

-Возникновение изменение и прекращение образовательных отношений

-Режим образовательного процесса

-Права обязанность и ответственность учащихся

-Поощрения и дисциплинарное воздействие

-Защита прав учащихся

-Заключительное положения

Недействительность локальных нормативных актов.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающих положения обучающихся или работников ОО по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением, либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене ОО (ч.4 ст.30 Федерального закона № 273-ФЗ).

Использованная литература
1. Бакурадзе А.Б. Функционирование школы: локальные акты и организационные аспекты. Методические указания. - М.: "Сентябрь", 2004. - 176 с. ISBN/ISSN:5-88753-075-8.
2. Шиткина И.С. (ред.) Настольная книга руководителя организации: правовые основы. Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Юстицинформ, 2015. - 506 с.
3. Скобелкин В.Н., Передерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. Трудовое процедурно-процессуальное правоУчебное пособие. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2002. — 504 с.
4. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект
Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. — 3-е изд. — М.: 5 за знания, 2007. — 352 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar