- 02.11.2017
- 2332 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»
Эпиграф педагогической деятельности: Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С.П. Капица
Педагогическая позиция:
- управление процессом развития – саморазвития студентов через предметное содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- управление деятельностью студентов через работу кабинета и кружка;
- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
Рефлексия:
- убеждена, что студент на занятии должен быть открыт, раскрепощен, свободен в высказываниях, личных суждениях и наблюдениях, и постоянно занят напряженной интеллектуально-нравственной работой;
- побуждаю студентов к самостоятельности в исследованиях, суждениях, выводах, умению видеть природные явления в сложности и разнообразии взаимосвязей-отношений
Актуальность опыта, цели и задачи обобщения опыта: Специфика изучения юридических дисциплин, огромный поток информации, отставание полиграфического рынка от динамично развивающегося российского законодательства привело нас к осознанию проблемы создания такого методического обеспечения технологии проведения учебного занятия, как рабочая тетрадь.
Значимость данного обобщения педагогического опыта подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате анализа многолетней практики обучения студентов-юристов. К таковым относится противоречие между декларируемой необходимостью конструирования учебников нового поколения и недостаточной разработанностью технологий, методов и приемов их использования в учебном процессе.
Проблема обобщения состоит в неотложности разрешения противоречия между необходимостью внедрения новых жанров учебной юридической литературы, основанных на принципах социально-ориентированного обучения и самостоятельности добывания студентом знания и преимущественно авторитарным, монологическим характером процесса обучения, базирующегося на пособиях традиционного типа.
Объектом исследования является учебный процесс на специальности «Право и организация социального обеспечения», построенный на технологии использования рабочих тетрадей.
Предметом исследования выступают дидактические основы проектирования нового жанра учебной литературы в аспекте содержательной, процессуальной, технологической стороны повышения эффективности учебного процесса.
Цель обобщения опыта: разработка, научное обоснование, апробация технологии работы с новым жанром учебной литературы как средства повышения эффективности учебного процесса на специальности «Право и организация социального обеспечения».
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
• раскрыть уровень теоретической разработки и практического использования рабочих тетрадей как средства повышения эффективности учебного процесса;
• выявить специфику нового жанра учебной литературы в преподавании юридических дисциплин;
• выявить условия использования нового жанра учебной литературы в подготовке студентов-юристов.
Научно-методическое обоснование обобщения педагогического опыта:
Теоретико-методологическую основу обобщения опыта составили концепция личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская), концепция развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов), идеи гуманизации и гуманитаризации исторического образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, B.C. Библер), концепция школы коммуникативной дидактики (Ю.Л. Троицкий, Т.С. Троицкая, В.И. Тюпа, Ю.В. Шатин), природно-рефлексивная технология саморазвития человека, автором которой является академик К.Я.Вазина.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование), опроса (анкетирование, беседа), диагностические (тестирование), обсервационные (прямое, косвенное наблюдения), праксиометрические (анализ продуктов деятельности), экспериментальные (констатирующий, формирующий), изучения и обобщения передового педагогического опыта.
Базой обобщения опыта является Владикавказский торгово-экономический техникум РСО-Алания. Исследование по теме осуществлялось более одного года.
Описание сущности педагогического опыта
Практика работы со студентами II-III курсов специальности «Право и организация социального обеспечения» свидетельствует о том, что, к сожалению, подавляющее большинство студентов не обладает еще навыками целенаправленной организации умственного труда и самостоятельной работы. Для многих из них одной из основных задач, решаемой в ходе учебного процесса, является выработка умения осмысленного чтения и осознанного освоения изучаемого материала, умения его дифференцировать (выделять главное). Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность учащегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое.
Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.
Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студентов над усвоением рабочего материала.
Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
• содержанием изучаемой дисциплины, междисциплинарного цикла, профессионального модуля, степенью их сложности;
• характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;
• исходным уровнем подготовленности аудитории;
• возрастными особенностями слушателей;
• условиями обучения;
• творческими способностями преподавателя.
В соответствии со структурой природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, разработанные на специальности «Право и организация социального обеспечения» рабочие тетради имеют такую же структуру: целевое пространство, поисковое и рефлексивное пространства и средства организации каждого из них.
Обязательным признаком рабочей тетради является четко сформулированная учебная ситуация, которая содержит основную проблему исследования и является средством самопознания и саморазвития студентов. (Например, «Дисциплинарная ответственность – это система дисциплинарных взысканий, применяемых за совершение дисциплинарных проступков» или «Материальная ответственность как взаимная имущественная ответственность работника и работодателя»).
При подборе вопросов и заданий для рабочей тетради (схемы, тесты, задачи, графики, таблицы) реализуются дидактические принципы: степень сложности возрастает от простых заданий до заданий, требующих установить межпредметные связи или требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию у студента чувства удовлетворения, которое делает изучение юридических дисциплин не утомительной нагрузкой, а интересной, творческой работой.
На специальности «Право и организация социального обеспечения» рабочие тетради разработаны как для организации аудиторной (уроки, практические занятия, учебные практики), так и для организации внеклассной (классные часы) и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Распространение педагогического опыта методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля осуществляется через открытые уроки и внеклассные мероприятия, методические объединения, научно-педагогические конференции, педагогические советы.
Заключение
Повышение эффективности обучения на специальности «Право и организация социального обеспечения» через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний и компетенций, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 05 февраля 2014г. N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.– 2014. – № 6. – Ст. 548.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 29.06.2017г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016.- № 10.- Ст. 1320.
3. Анисимов, К.А. Слагаемые инновационного потенциала. / К.А. Анисимов // Директор школы. - 2010. -№3.- С.17-18.
4. Асадуллин, Р.М. Инновационные процессы в педагогическом образовании. / Р.М. Асадуллин // Среднее профессиональное образование. – 2011. – №9. – С. 49-53.
5. Беспалько, В.П. Реформируется ли образование? / В.П. Беспалько // Мир образования. - 2005. -№10.-С.24-26.
6. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. / К.Я.Вазина //Н.Новгород, 2001.
7. Вазина, К.Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. / К.Я.Вазина // Н. Новгород, Педагогика, 2000. -196с.
8. Вазина, К.Я. Управление инновационными процессами в системе образования (концепция, технология) ./ К.Я Вазина., Е.Ю Копейкина // Н. Новгород, 2009. - 156с.
9. Гоголева, И.Н. Теоретические аспекты инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования. / И.Н. Гоголева // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2009. – №1. – С. 50 -55.
10. Долгова, О.О. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов. / О.О.Долгова // Среднее профессиональное образование. – 2009. -№12.- С.14-15.
11. Демина, Т.М Применение инновационных технологий в процессе обучения / Т.М.Демина // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2014. – №6. – С. 81-89.
12. Жукова, И.П. Новые педагогические технологии - основа практической подготовки специалиста. / И.П.Жукова // Среднее профессиональное образование. –2013. - №4.- С. 18- 20.
13. Иванов, А.И. Инновации в содержании и технологиях обучения как средство обеспечения приоритетного развития / А.И.Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №3. – С. 2-8.
14. Иванов, И.А. Использование личностно-ориентированных и деятельностных технологий обучения в Ссузах / И.А Иванов., Л.Г Семушина., С.А.Куликова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2010. – №5. – С. 40- 50.
15. Методика. Рабочие тетради для учителя. М.: Изд-во Гимназии «Открытый мир», 2005.- 656с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.