Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Январь » 9

«Проектная деятельность в форме историко-генеалогических исследований как один способов повышения качества самостоятельной работы студентов

Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий аграрно-экономический техникум им. В.Г.Волкова»

Представление системы работы преподавателя через описание собственного педагогического опыта на тему:

«Проектная деятельность в форме историко-генеалогических исследований как один способов повышения качества самостоятельной работы студентов СПО»

Ноготысая Елена Александровна,
преподаватель ГБПОУ НАО
«Ненецкий аграрно-экономический техникум
им. В.Г.Волкова»

Нарьян-Мар
2017
Ноготысая Елена Александровна работает в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ненецкий аграрно-экономический техникум» имени В.Г.Волкова в течение 15 лет, где преподает общеобразовательные дисциплины.
Одной из важнейших стратегических задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда. Одной из форм реализации данных требований, стоящих перед студентами, является самостоятельная работа. Эффективность модернизации среднего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста. Опыт работы педагога убедил в том, что повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста. В этой связи, всё большее значение приобретает внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания. Необходимым условием для эффективной самостоятельной работы студентов является также сформированность общих компетенций. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника. Для этого федеральный образовательный стандарт содержит перечень компетенций (совокупности умений, знаний, опыта) которые формируют многостороннюю, личность, способную развиваться самостоятельно не только под руководством преподавателя, но и в дальнейшем планировать и повышать квалификацию, развиваться по своей личной профессиональной траектории. В силу нового подхода в обучении специалистов среднего звена, для достижения результата работы, а именно подготовки специалиста обладающего не только профессиональными знаниями и умениями, но и способного адаптироваться к любым условиям труда, изменения технологий, изменения законодательства необходимо уделять существенное внимание формированию общих компетенций. То есть, процесс обучения должен быть направлен не только на получение конкретных знаний, но и формировать способность получать эти знания самостоятельно без преподавателя; не только на формирование конкретных умений в рамках профессиональной деятельности, но и на формирование личности, способной адаптироваться к любым условиям в рамках решения профессиональных задач (приложение №1).
Для изучения уровня сформированности общих компетенций было проведено анкетирование. О важности введения измерительных материалов на ранних стадиях обучения указывают данные Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман: несоответствие программ школьного образования и модернизованных программ начального и среднего профессионального образования приводит к крайне низкому усвоению материала будущими специалистами в начале обучения. Поэтому так необходимо формирующее оценивание компетенций на более ранних этапах обучения. В обследовании участвовали 30 студентов 1 курса специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», «Ветеринария» в 2011-2012 учебном году. Результаты диагностики показали следующее распределение по уровням сформированности общих компетенций, необходимых для эффективности внеаудиторной самостоятельной работы:
Курсы Уровни сформированности общих компетенций
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 32% 58% 10%

Как показало анкетирование, больше половины студентов имеют средний уровень сформированности компетенций, необходимых для выполнения качественной самостоятельной работы (слабо развиты устойчивые навыки организации собственной деятельности, слабо развиты умения работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулировании и аргументации выводов). В этой связи возникла необходимость поиска способов повышения качества самостоятельной работы студентов.
В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, самостоятельная работа студентов подразделяется на следующие виды:
1. самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
2. самостоятельную работу под контролем преподавателя;
3. внеаудиторную самостоятельную работу.
Среди многочисленных форм внеаудиторной самостоятельной работы (реферат, подготовка информационных сообщений, чтение текста первоисточника, дополнительной литературы и др.) наиболее оптимальным для решения данной проблемы автором был выбран метод проектной деятельности через организацию историко – генеалогических исследований. Состав техникума является многонациональным, так как здесь обучаются студенты разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, азербайджанцы, армяне и другие). Социальный состав так же достаточно разнообразен, здесь обучаются родительские дети, сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. Поэтому обращение к теме сохранения семейных традиций, знакомства с культурой и особенностями семейного уклада определено достаточно важным.
Актуальность опыта:
Социально-экономическое развитие России во многом зависит от созидательного участия в ее жизни молодежи, являющейся важнейшим субъектом инноваций, совершенствования институтов социализации, среди которых особое место занимает семья. Эта позиция заявлена на государственном уровне и отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., определяющей «возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания» как стратегическое направление внутренней политики РФ, а также в региональных долгосрочных целевых программах по образованию, воспитанию и молодежной политике. Для современных студентов это знание приобретает новое значение: как не потеряться в огромном информационном пространстве и сохранить семейные ценности? Как сформировать этот главный духовный стержень, который бы удержал его от распада под влиянием необратимых глобализационных процессов? В ситуации сложных социально-экономических преобразований в нашей стране общество с надеждой смотрит на молодежь, в чьих руках будущее страны. Поэтому современному учителю, преподавателю, так важно найти корректные точки соприкосновения с семьей, касающиеся не только успеваемости, но и воспитания подрастающего поколения.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень сформированности компетенций, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Одной из форм работы, помогающих решить противоречие, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания для самостоятельной работы студентов. Решая данные задачи, обучающиеся осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для повышения качества внеаудиторной самостоятельной работы студентов через организацию проектной деятельности в форме историко – генеалогических исследований.
Длительность работы над опытом:
Работа по заявленной теме осуществлялась преподавателем в течение четырех лет (2009-2013).
1-й этап: сентябрь 2009г. - май 2010 г. Изучение и анализ научно- методической литературы по заявленной проблеме, определение цели и задач работы;
2-й этап: с сентября 2010 г. – май 2011г. Внедрение проектной деятельности в учебный процесс и внеклассную работу;
3-й этап: сентябрь 2011г.- май 2013г. Подведение итогов реализации опыта, анализ результатов учебной деятельности.
Диапазон опыта – определен единой системой «урок - внеклассная работа», основанной на систематической деятельности по изучению истории своей семьи.
Теоретическая база опыта:
Теоретической базой опыта является метод проектов. Проектом (от лат. – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел желаемого будущего. Он содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своего воплощения. Метод проектов широко известен и давно используется в мировой педагогической практике. Он возник в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Уже в XIX веке американский философ и педагог Джон Дьюи, проанализировав различные образовательные системы, пришёл к выводу, что все они рассчитаны на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам её использования. На уроках учителя транслировали учащимся опыт прошлых эпох, а не готовили к встрече с проблемами в будущем. В итоге школяры копили «багаж знаний», который был подобен чемодану без ручки: носить с собой неудобно, а выбросить — жалко. Взамен существующей системы образования Дьюи предложил такую систему, целью которой было обучение методам решения проблем. До начала ХХ века метод проектов применялся в основном в школах с производственным уклоном.
В нашу страну метод проектов пришел в 1905 г. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся пропагандировать метод проектов среди российских педагогов. В послереволюционный период метод довольно широко стал применяться в школах, однако в 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) был осужден и не использовался практически весь советский период. В последние годы метод проектов возродился в российской системе, но уже в новом качестве. В последние годы невероятно возросла частотность его употребления. Систематически осуществляются новые проекты в политической, экономической и социальной сферах. Повсеместно проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающих поколений.
Психологическая наука рассматривает человека в трёх аспектах: как индивида, как личность и как субъекта. Индивидные качества обычно определяются природой и генетикой (рост, вес, качество зрения, тип восприятия информации и т.д.). Личностные качества проявляются в отношении к миру и его «содержимому»: предметам, явлениям, людям, социальному окружению; человек как личность ко всему подходит «со своей меркой». А вот субъектные качества проявляются в деятельности, в активном преобразовании всего того, что окружает человека: вещей, явлений, отношений с родными и близкими людьми.
Традиционное российское образование, принципы организации которого формировались в течение ряда последних десятилетий, целенаправленно способствовало проявлению обучающимися активности восприятия, мало внимания уделяя становлению и развитию активности преобразования. Именно поэтому главной целью современного образования стало повышение компетентности личности в социуме, а социальные навыки становятся важнейшим фактором успешности и состоятельности личности в жизни. Все эти качества присущи человеку-индивиду, воспитать которого можно только в деятельности.
Компетентность личности — это её способность интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения успеха и решения жизненных проблем (житейских, профессиональных и др.). Современное образование не просто должно обеспечить личность набором предметных знаний, умений и навыков, но и должно способствовать развитию адаптационных механизмов. Именно поэтому в основу реализации стандартов среднего профессионального образования положен также деятельностный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что развитие личности рассматривается в деятельности и через деятельность.
Главная задача педагога в современном образовательном процессе — не передать знания и не научить, а организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученик сам научится получать знания. Учить надо не только на образцах, эталонах, но и на ошибках. Грамотно сконструированная и выверенная по законам дидактики «учебная ошибка» создаёт на уроке проблемную ситуацию, а необходимость разрешения проблемы побуждает обучающегося к активным действиям. Деятельностный подход в реализации образовательных стандартов среднего образования нацеливает педагога на поиск и стимулирование внутри личностного развития обучающихся, на запуск механизмов самоизменения, саморазвития их личности, определяющихся выбором ценностей и смыслов. Такие изменения возможны только при условии реальной свободы. Для этого обучающийся должен иметь возможность свободного выбора деятельностей из различных вариантов (есть много путей, которыми можно прийти к результату), сам планировать, проектировать и организовывать деятельность, которая ему интересна, значимость и полезность которой он осознает.
К сегодняшнему дню пересмотрены многие методологические основания классической дидактики: подвергнута сомнению главенствующая роль учителя в обучении; привычным стало понимание образования как самопостроения человека; воспитание теперь рассматривается не как жёстко спланированный процесс, включающий комплекс воздействий на воспитуемого, а как естественный результат общения обучающихся между собой и с педагогами, создающими условия для проявления позитивно направленной активности и т.д. Образование больше не трактуется как линейный учебно-воспитательный процесс, а основная задача педагогов состоит в создании информационной образовательной среды, где обучающийся сможет раскрыть свои творческие способности, развить их, а также сформировать необходимые социальные навыки. В таком образовательном учреждении востребованы именно метод проектов, а вместе с ним и другие активные методы обучения. Именно такие методы становятся фундаментом современных образовательных технологий.
Метод проектов сейчас – это совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. В ходе работы над проектом студенту нужно самостоятельно добывать необходимые знания. Преподаватель подсказывает общее направление и ориентиры маршрутов поиска.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта, как правило, предполагается весьма отчетливо, а результат исследования заранее не известен.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно - управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность обучающихся, которая связана с решением разного рода задач. Решение заранее неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов, которые характерны для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, продолжительности исполнения.
Проекты могут классифицироваться по следующим критериям:
1) доминирующая в проекте деятельность (исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный проект);
2) предметно-содержательная область. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным);
3) характер осуществления учителем координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с устоявшемся в науке подходом:
• определение целей исследовательской деятельности (поначалу определяется преподавателем);
• выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
• формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
• уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчёта и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Выбор исследовательской методики полностью обусловлен целевой направленностью исследовательской деятельности обучающегося. Очень важно формировать у обучающихся представления о специфике доступных их возрасту методов и методик исследования в разных науках.
Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и
интенсификации деятельности обучающихся, способствует эффективной реализации самостоятельной внеаудиторной работы в образовательном процессе. В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую обучающиеся должны решить. Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении.
Новизна данного опыта заключается в том, что был разработан и теоретически обоснован алгоритм работы преподавателя по повышению качества внеаудиторной самостоятельной работы студентов Ненецкого аграрно-экономического техникума посредством применения проектной деятельности в форме историко-генеалогических исследований.
Цель данного педагогического опыта – повышение качества внеаудиторной самостоятельной работы студентов Ненецкого аграрно - экономического техникума при изучении истории через организацию проектной деятельности в форме историко – генеалогических исследований.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- создать условия для организации самостоятельной работы студентов;
- способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной, учебной, научно-исследовательской и практической работы;
- содействовать развитию общих компетенций студентов;
- способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов.
Потребность знать историю своего рода обусловлена многими причинами, прежде всего, отечественной историей ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей. Стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками и на их примере воспитывать подрастающее поколение – вот, по сути, главные мотивы человека, составляющего свое родословное древо сегодня.
В программах среднего профессионального образования, преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией. Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности обучающегося в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века. Все это и определило направленность проектной деятельности в форме историко-генеалогических исследований. Результаты диагностики сформированности компетенций студентов позволили скоординировать темы предлагаемых проектов с содержанием изучаемых дисциплин (ОУД. 04 История, ОГСЭ.02 История) и организовать данный вид деятельности так, чтобы он непременно повлиял на повышение качества самостоятельной работы студентов.
Прежде чем приступить к работе над проектом, студент должен овладеть следующими умениями самостоятельной работы:
- репродуктивными: делить материал на составные части, выделять главное в тексте, составлять план, тезисы, конспектировать текст, уметь дословно пересказывать, писать реферат по материалу статьи, пользоваться справочной литературой и др.;
-творческими умениями: уметь формулировать проблему, составлять план решения проблемы, делать обобщение, выводы, составлять доклад по теме из разных источников, делать прогноз, писать сочинения;
- организационно - рефлексивными умениями: уметь планировать свою деятельность (ставить цель, составлять план), анализировать свою деятельность (выделять успешные и неудачные способы, приемы (сравнивать результаты с целями), оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психическое состояние.
Достижение эффективности при использовании метода проектов зависит от требований к их организации, опоры на основные этапы работы над проектами, защиты и оценивания проекта.
1.Этап планирования: планирование работы над проектом начиналось с индивидуальных консультаций, где происходил выбор темы проекта (приложение №2). Особенностью данной проектной деятельности является достаточно отдаленное проживание значительной части студентов от остальных членов семьи, в связи с отъездом на учебу был существенно затруднен сбор и обработка информации. Оптимальным вариантом в данном случае виделось знакомство с теорией и методикой генеалогических исследований в начале учебного года (чаще всего это происходило на первых занятиях по истории - так, при знакомстве с вспомогательными историческими дисциплинами особое внимание уделялось генеалогии). Во внеаудиторное время студентам раздавался методический материал – информационный лист, содержащий список тем, список литературы и интернет – ресурсов. Для работы в кабинете сформирована папка «Теоретические основы генеалогического исследования».
2.Аналитический этап: это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которой каждый студент:
- формулирует цели и задачи проекта;
- ищет и собирает информацию, определяет сроки выполнения работы;
- анализирует полученную информацию;
3. Этап обобщения информации: анализ и обработка собранного материала приходится на начало II семестра учебного года (чаще всего после зимних каникул, когда многие студенты имеют шанс поближе пообщаться с родственниками). На каждом этапе сбора материала осуществляется текущий контроль, вносятся необходимые корректировки.
4. Этап презентации проекта: по окончании срока проектной деятельности совместно со студентами определяются формы презентации проекта:
- использование результатов проектной деятельности студентов в качестве дополнительного материала на уроках истории при изучении определенных тем («Коллективизация», «Великая Отечественная война», «СССР в 1953-1964 гг.» и др.);
- внеклассное мероприятие по истории, предусматривающее защиту проектов;
- студенты, успешно осуществившие проектную деятельность, имели возможность подготовить материалы для выступления на учебных и/или краеведческих конференциях;
4. Этап рефлексии: анализируются действия, предпринятые на протяжении всего процесса выполнения проекта, учитываются ошибки, допущенные в ходе работы.
Для диагностики динамики сформированности общих компетенций, необходимых для выполнения качественной самостоятельной работы, использовался тот же метод анкетирования, что и в начале работы. В обследовании участвовали 30 человек - студенты 2 курса специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», «Ветеринария». Обследование студентов проводилось на момент окончания учебного года. В результате диагностики установлено, что уровень сформированности общих компетенций (высокий и средний уровень) вырос на 15%. Положительная динамика роста уровня является свидетельством повышения качества самостоятельной работы студентов. Мониторинг представлен в таблице №2:
Таблица №2
Курсы Уровни сформированности общих компетенций (в wacko
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
2 15 65 20

Почти у половины обследованных студентов сформировано стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, что является необходимым условием для успешной учебы и овладения выбранной специальностью. У четверти студентов, развиты компетенции, непосредственно связанные с учебной деятельностью (аналитические, регулятивные), так необходимые для выполнения качественной самостоятельной работы. Также проанализирована глубина исторических исследований и сделаны выводы:
- основное количество семей ценит и бережет память о своих предках, так, больше половины построенных родственных цепочек состоит из четырех, пяти поколенных звеньев;
- по охвату исторических событий часто описываются: Великая Отечественная война, тыл в годы войны, участие в экономической, культурной и спортивной жизни округа;
- у девушек (в отличие от юношей) более развито умение не просто внутренне переработать полученный от старших рассказ, но и донести содержание в более эмоциональной форме;
Результативность участия обучающихся 1-2 курсов в конференциях и конкурсах (2011-2013 годы) представлена в таблице (приложение №3).
Таким образом, опыт работы по данной теме показывает, что применение проектной деятельности в форме историко-генеалогических исследований способствует повышению качества внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Опыт работы преподавателя был представлен:
2012 г. – проведено общетехникумовское мероприятие для студентов 1-х курсов, посвященное Великой Отечественной войне, где были представлены проекты студентов.
В 2012 г. преподаватель выступила с докладом на IV научно-практической конференции работников профобразования НАО с докладом «Формирование фамилистических компетенций у студентов ГБОУ СПО «НАЭТ» во внеурочной деятельности», который позже был опубликован в сборнике Международной научно-практической конференции "Современные проблемы гуманитарных и естественных наук".
В мае 2012 г. Ноготысая Е.А. стала победителем регионального этапа II Открытого Всероссийского конкурса «Семья – основа государства».
Также преподавателем Ноготысой Е.А. создано учебное пособие для студентов СПО «История моей семьи», получившее Гриф Министерства образования Архангельской области. Данное пособие кроме теоретического материала содержит контрольные вопросы и практические задания, методические рекомендации для студентов и преподавателей, занимающихся проектно – исследовательской деятельностью (теория и практические задания главы I § 1-5 представлены в приложении №4).

Список использованных источников
1. Болдырев Е.В. Проектно-инновационная деятельность: цели, виды, структура/ Болдырев Е.В.//Среднее профессиональное образование. - 2011. - №11.- С.70-71.
2. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие/ Баранов П.А.// – М.: Русское слово, 2002.-136 с.
3. Гульцева Е.Н. Роль самостоятельной деятельности в профессиональном становлении студентов/ Гульцева Е.Н. //Среднее профессиональное образование. – 2016.-№7.-С.97-103.
4. Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика/Сиденко А.С. //Наука и школа. - 2002. - №8. – С.49-53, №9. – С. 3-6.
5. Елизарьева Г.В. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов/Елизарьева Г.В.- СПб.: РГПУ им.А.И.Герецена.,2009-140 с.
6. Дьячкова Т.М.Организация самостоятельной работы обучающихся /Дьячкова Т.М.//Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование».-2016.-№8.-с.103-106.
7. Максимова Т.В. Метод проектов как средство развития познавательной активности и творческих способностей студентов/Максимова Т.В.//Среднее профессиональное образование,-2016.-№8.-с.82-86.
8. Роготнева А.В., Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 120 с.
9. Тюнина Н.Я. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/846 (дата обращения: 21.11.2017)

Приложение №1.
Общие компетенции Задача преподавателя в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы студента
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ориентировать студента на участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства. Определение взаимосвязей общих и профессиональных компетенций
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Практически любой вид заданий самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет варьировать методы и способы выполнения, именно это необходимо подчеркивать при организации самостоятельной внеаудиторной работы, учитывать при составлении методических указаний к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и демонстрировать в критериях оценки выданных студенту заданий.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В рамках заданий самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо давать не только задачи, которые требуют использования стандартных методов решения, но и творческие работы, позволяющие студенту проявить себя, найти свой путь решения задачи, продемонстрировать преподавателю свои умения, знания, своё видение решения проблемы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Для формирования данной компетенции необходимо ориентировать студента на использование различных источников информации, в том числе и на интернет источники. Но задача преподавателя контролировать данную работу так, чтобы научить студента работать с достоверными источниками, такими как справочно-правовые системы, интернет библиотеки, публикации известных авторов. В начале такой работы, студенту обязательно необходимо предоставлять список рекомендованных источников.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Данные компетенции, можно развивать не только в рамках аудиторной деятельности. Возможность групповой проектной деятельности , а также организация самостоятельной внеаудиторной работы, с помощью интернет – сервисов, ориентированных на коллективное общение, так же может способствовать развитию таких компетенций.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. При освоения данной компетенции, от студента требуется осознанный выбор, направленный на выстраивание личной траектории дальнейшего профессионального развития и задача преподавателя мотивировать студента к профессиональному росту. Первостепенная задача преподавателя, предоставить студенту возможность увидеть различные направления собственного развития в зависимости от способностей. Для этого при организации самостоятельной внеаудиторной работы необходимо варьировать виды заданий, направления изучения тем, способы и методы достижения цели для каждого студента. Т.е. студент должен видеть различные направления собственного развития, выбирать в зависимости от своих склонностей и возможностей, а преподаватель – мотивировать, направлять, создавать условия.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Данная компетенция дает возможность будущему специалисту быть более мобильным в условиях постоянного развития технологий в современном обществе. Задача преподавателя научить студента использовать для достижения решения задачи различные технологии, ориентироваться в тенденциях развития новых технологий. Для этого сам преподаватель должен постоянно совершенствоваться, владеть новыми технологиями решения профессиональных задач в рамках преподаваемых дисциплин.

Приложение №2.
Примерная тематика проектно – исследовательских работ.
1. Генеалогическое дерево нашей семьи.
2. История нашей семьи.
3. Откуда наши корни.
4. Летопись рода отца (матери)
5. Таланты и способности детей.
6. Семейные святыни.
7. Семейные традиции.
8. Семейные праздники.
9. Наши друзья.
10. Особо памятные события в жизни семьи.
11. Наш дом.
12. Служение Отечеству.
13. Награды.
14. Общественные и политические события, которые отразились на жизни нашей семьи.
15. Путешествия, экскурсии, туризм.
16. Спорт.
17. Любимые занятия, увлечения, коллекции.
18. Все течет, все изменяется.
19. В память потомкам.
20. Связь нашей семьи с техникумом.

Приложение №3
Название Уровень Результат Дата
Научно - практическая конференция «Наука. Профессиональное образование. Производство» окружной (НАЭТ) участник февраль 2011
Конкурс «ЮНЭКО» федеральный лауреат март 2011
Научно практическая конференция «Наука. Профессиональное образование. Производство» окружной (НАЭТ) участник (2) февраль 2012
Научно - практическая конференция
«Я - специалист» окружной (ГБОУ СПО АО НМСГК)
участник (2) март 2012
Конкурс «Юность. Наука. Культура» федеральный победитель
апрель 2012
Конкурс
«Год российской истории» федеральный участник Июнь 2012
Конкурс «Подвиг наших отцов» муниципальный призер октябрь 2012
Конкурс «Отечество» региональный лауреат январь 2013
Научно - практическая конференция «Наука. Профессиональное образование. Производство» региональный участник (2) февраль 2013
Конкурс учебно-исследовательских работ им. А.П. Пырерки региональный участник (2) Март 2013

Приложение №4
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Александр Сергеевич Пушкин
I. Основы генеалогического исследования.
§ 1. История развития генеалогии.
Родословие – это русский синоним греческого слова «генеалогия», которое обозначает «учение о роде» и представляет собой запись представителей того или иного рода по поколениям. Русский философ П.А. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». А известный английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства.
Составлением родословных люди занимаются на протяжении многих столетий. Впервые о происхождении и родстве многочисленных народов, населяющих Землю, мы узнаем из Библии. Перед первыми генеалогами стояла лишь одна задача - перечислить всех отцов от предка до того лица, для которого выводилось родословие. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма, когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых сословий, каждое из которых имеет свои особые права, обязанности и привилегии. В Англии и Франции в XVI веке даже появляются государственные чиновники, отвечающие за правильность составления родословий.
В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В 40-е годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, и составлялись генеалогические документы.
Таким образом, в обществе начинают составлять родословные в ответ на ту или иную историческую потребность, в частности, несколько веков назад родословные стали составлять с целью разделения людей на имущих и неимущих. Сегодня главным мотивом является не только обывательский интерес к прошлому своих предков, но и сохранение национальной самобытности.
Задание 1. На основе высказывания приведите примеры, подтверждающие ценность генеалогического знания:
Великий историк Василий Осипович Ключевский заметил: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».
Задание 2. Сравните цели генеалогических исследований в XV и XXI веках. Если существует разница, то чем она обусловлена?
Задание 3. Составьте обзор сайтов Интернета, посвященных генеалогической тематике. Например, упростить методику обработки генеалогической информации помогут генеалогические программы, которые можно найти на тематических Интернет-сайтах:
www.genery.com.ru (программа «Древо жизни» для построения генеалогических деревьев);
www.vgd.ru («Всероссийское генеалогическое древо»);
www.genealogia.ru (Классический интернет-сайт общей генеалогической направленности).

§ 2. Источники по генеалогии русского дворянства.
Прямыми источниками в генеалогии считаются родословные росписи, таблицы, составленные в практических целях, записи и документы коллегий герольдов, относящиеся к изучаемой эпохе. Однако «прямые» генеалогические источники требуют весьма осторожного и критического подхода к себе. Это относится к легендам о происхождении родов. Как правило, они достоверны на протяжении 2-3 поколений. Затем свидетельства становятся неточными. Достоверность исторической основы в легендах устанавливается путем сопоставления их с источниками других типов – документальными и вещественными. Первостепенное значение для генеалогии имеют документальные памятники, характеризующие классовую и сословную принадлежность, родственные связи исторических лиц.
а) устные (предания и легенды, играющие существенную роль в дворянских родословных);
б) вещественные (медали, монеты, надгробные памятники, церковные предметы, родовые гербы); в) письменные источники (три вида):
- официальные (правительственные акты и документы, метрические свидетельства, послужные списки и т.д.);
- исторические (или документы «общего значения» - летописи, разрядные книги, родословцы, писцовые книги);
- семейные (воспоминания, записки, частная переписка, духовные завещания, рядные и сговорные записи и т.п.).

Задание 1. На основе схемы, приведите примеры складывания российского дворянства:

Российское дворянское сословие XVІІІ - начале XІX в.

Потомственное (наследственное) Личное

- Жалованное Военная служба Гражд. служба Иностр. двор.
роды
- Титулованные дворяне
- Древние благородные люди
Задание 2. Продолжите составление генеалогического дерева Романовых, либо составьте генеалогическое дерево династии Рюриковичей.

§ 3. Основные источники по составлению родословных крестьян и городского населения.
В начале ХVШ вка налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения была принята и новая форма учета населения - так называемые ревизии («подушные переписи»). С целью увеличения размеров взимаемых налогов подворная система обложения указом от 26 ноября 1718 г. заменялась подушной податью. Подушные переписи получили название ревизий.
Было проведено десять ревизий (1719, 1744, 1762, 1782, 1794, 1815, 1833, 1850, 1857 гг.). Ревизские сказки – это именные списки населения России XVIII — первой половины XIX вв., составлявшиеся во время ревизий. В ходе ревизий учитывались «ревизские души». «Ревизская душа» - единица учета мужского населения податных сословий в России XVIII — первой половины XIX вв. для обложения его подушной податью. Каждая «ревизская душа» считалась существующей до следующей ревизии даже в случае смерти человека. Не все ревизские сказки сохранились. Не все сохранившиеся описаны (попали в описи и другой научно-справочный аппарат), то есть, даже если они и есть, вам скажут, что их нет. Сохранившиеся не всегда даются исследователям - для этого они должны быть прошиты, пронумерованы и в хорошем состоянии.
Материалы ревизского учета дополняются сведениями церковного учета населения – исповедных росписей и метрических книг.
Исповедные росписи – ежегодные списки, составлявшиеся с 20-х годов XVIII в. приходским священником с целью предоставления в духовное правление сведений о прихожанах, бывших на исповеди и у причастия.
Списки составлялись по дворам: первым указывался глава семьи и отношение к нему других членов семьи, их имена, отчества, фамилии, число лет от роду, даты прохождения исповеди и причастия. Сведения о подворниках и составе их семей приводились после данных о семье дворовладельца. В исповедной росписи в начале идет запись притча церкви и членов их семей, затем, если есть, дворян и членов их семей, военных, а потом – остальные прихожане.
Метрические книги в России до 1918 года – реестры, в которых регистрировались акты гражданского состояния: рождения, крещения, бракосочетания и смерти. Метрические книги, законодательно оформленные указом Петра I от 14 апреля 1714 года, велись приходским священником. Каждая книга состояла из трех частей, содержащих следующие сведения: о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крестных родителей, законность или незаконность рождения; о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей; о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения. Если сведения о рождении (крещении) и смерти, представленные в метрических книгах, не потеряли своей актуальности и сегодня, то раздел, посвященный брачному обыску, требует пояснения.
Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которое подчинялось епархиальному архиерею), второй – оставался в церкви. Метрические книги в церковных приходах велись до 1918 г. (в некоторых районах до 1921 г.), затем регистрация актов гражданского состояния была передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти.
По законодательству бывшего СССР и большинства стран СНГ метрические книги в течение 75 лет хранятся в органах ЗАГС, а потом передаются в государственные архивы на постоянное хранение.
Позже, чем для населения православного вероисповедания, появились законы о ведении метрических книг для представителей других вероисповеданий: для лютеран в 1764 г., для католиков в 1826 г., для мусульман в 1828 г., для мусульман Закавказского края в 1872 г., для евреев в 1835 г., для раскольников в 1874 г., для баптистов в 1879 г. Это, впрочем, не значит, что раньше они не велись. В 1710 г. в Петербурге завели первую метрическую книгу крещеных католиков. С 1716 г. метрические книги стали вестись на латыни. Обязанность ведения метрических книг была возложена на духовных лиц различных вероисповеданий – священников, настоятелей (у католиков), проповедников (у лютеран), имамов (у магометан), раввинов (у евреев). Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев), раскольников и сектантов до 1905 г. велись полицией. Многие раскольники и сектанты, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными. С 1905-1906 гг. ведение метрических книг старообрядцев, раскольников и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 г. возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись городскими управами или городскими старостами, а в уездах – волостными правлениями. Полицией же велись метрические записи у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи и др.).

§ 4. Основные источники по составлению родословных
служилого населения.
Формулярные списки в дореволюционной России - послужной список чиновников или офицеров. Форма такого списка была установлена в первой половине XVIII в. и не изменялась до 1917 г. Формулярные списки содержали следующие сведения: имя, отчество, фамилия, чин, должность, дата рождения, вероисповедание и получаемое содержание, происхождение, наличие родового или благоприобретенного имения (в том числе и у жены), образование и дата окончания учебного заведения, каждое перемещение по службе в хронологической последовательности, каждое вознаграждение, был ли в походах против неприятеля и в сражениях и когда именно, был ли под следствием и под судом и чем дело кончилось, сведения об отпусках, сведения о составе семьи.
Задание 1. Распределите имена, часто встречающиеся в новгородских берестяных грамотах, по четырем колонкам в зависимости от способа их образования :
Баран, Белой, Бессон, Вертел, Воробей, Ворчун, Второй, Волк, Голова, Девятко, Добрыня, Долгой, Козел, Мал, Молчан, Некрас, Нехорош, Первой, Плохой, Тать, Третьяк, Шумило, Шестак.
От названия животных или растений Имя - номерок Охранное имя от сглаза По внешнему виду или поведению



Задание 2. Распределите фамилии в пять колонок в зависимости от способа их образования.
Шапошников, Кузнецов, Кузнечиков, Козьмин, Воронин, Заяц, Абрикосов, Петров, Петровых, Солдатов, Оболенский, Пивоваров, Иванов, Морозов, Вяткин, Любомудров, Жук, Лимонов, Кедров, Уралов, Вольский , Акимов, Скляр, Пятаков, Расторгуев, Залесский, Семенов, Добровольский, Вознесенский, Богоявленский, Сенаторов

От мирских имен или прозвищ От календарных имен От земельных владений От профессий или занятий



Задание 3. Какие имена имеют славянское происхождение, а какие являются календарными? Как они различаются? К какому виду имен относится ваше имя?
Мечислав, Иван, Егор, Владимир, Всеволод, Антон, Молчан, Петр, Любава, Надежда, Наталья, Мороз, Андрей, Месяц, Вера, Свистун, Яков, Сергей, Третьяк, Федор, Богдан, Болван, Ярополк, Ирина, Егоза, Востра Сабля, Татьяна, Ксения, Добр.
Задание 4. Какие фамильные гнезда распространены в Вашем населенном пункте? На основе выявления составьте «фамильную» карту своего села (города).
1) Что обозначает Ваше имя? Каково его происхождение?
2) Что Вы знаете о происхождении своей фамилии? (используйте в качестве дополнительного материала приложение №1)?
Задание 5. Почему такое большое значение уделялось имени и фамилии человека в древней Руси?
§ 5. Основной источник по составлению родословных духовенства.

Клировые ведомости – аналогичные послужные списки для духовного сословия. В начале ХХ в. Святейший Синод издал указ о порядке ведения клировых ведомостей, определив, что в них должны помещаться по особой форме «сведения о сане, чине или звании, должности, имени, отчестве и фамилии, летах от роду, звании по происхождению, наградах и содержании, образовательном цензе, прохождении службы, о бытности в походах и сражениях, о том, не подвергался ли кто взысканиям по суду и каким именно, или не состоит ли под следствием или судом, о бытности в отпусках, за штатом или без места, о семейном положении, кто кому в каком родстве, и о поведении».

Задание 1.
История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С. Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.

Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не ассесор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
----------------------------------------
Наш предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил.
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
---------------------------------------
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин.
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.

А.С. Пушкин.

Задание 2. На основе дополнительных материалов и родословной Пушкина и сделайте вывод:

1) Кто родители великого поэта, кем они друг другу приходятся?
2) Известно, что в роду поэта были негры. Кто это?
3) Могли ли Пушкину предаться гены черной окраски кожи? (вспомните знания по биологии)
4) Кто из рода Пушкиных был в ссылке в Пустозерске?
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar