Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Январь » 11

Рефлексия как психолого-педагогическая категория

Шарапов Александр Владимирович, педагог-психолог
ГБПОУ «Тверской колледж им. А.Н. Коняева»
г. Тверь, Тверская область

Аннотация: В статье анализируется компоненты феномена рефлексии. Рассматриваются два фактора, препятствующие использованию рефлексии в условиях педагогического процесса. Предлагаются способы усовершенствования навыков рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, самоактуализация, проблемы рефлексии.

Внедрение в современную педагогическую деятельность интерактивных технологий, основанных на диалоговом характере взаимодействия между обучающими и обучающимися, ставит задачу развития такой компетенции у педагогов как «рефлексия». Согласно Энциклопедическому словарю по психологии и педагогике под рефлексией понимается процесс самопознания, самоанализа, самонаблюдения за собственной деятельностью, улучшающей взаимоотношения между субъектами образовательной среды и присущей во многом самоактуализирующимся личностям [4].

Проанализируем составляющие компоненты понятия личностной рефлексии, попробуем выявить возможные ошибки при развитии указанной компетенции и способы их преодоления.

Можно предположить, что сформированные у преподавателя навыки рефлексии позволяют получить существенные конкурентные преимущества. Прежде всего, специалист может находиться в постоянном режиме познавательной отзывчивости, подвергая собственные рабочие технологии здравой критике, что открывает широкие возможности для профессионального совершенствования. Дефиниция «познание» включает в себя процесс отражения действительности и получения знаний, а в случае, если он направлен на самого себя, то педагог одновременно является как познающим, так и познаваемым в контексте образовательного пространства [1]. Является ли это преимуществом в условиях развивающихся информационных технологий, стремительных открытий в науке, в том числе в междисциплинарных областях? Безусловно, да.

Под наблюдением упоминается целенаправленное восприятие, обусловленное ключевыми задачами деятельности [3]. Фокусирование усилий на конечных образовательных целях педагогического процесса, позволяет преподавателю избавиться от излишней скрупулёзности и многозадачности, способными помешать достижению желаемого результата. В то же время, процесс самонаблюдения напрямую связан с сознательной внимательностью к собственной деятельности и искренней готовностью к принятию более эффективных педагогических моделей, пересмотру своего профессионального инструментария.

Вычленение конкретных мыслительных единиц является фундаментом аналитического мышления. Такой подход подразумевает развитие абстрактного и критического осмысления, в том числе порой и шаблонно-непререкаемых категорий. К сожалению, на практике встречаются случаи, когда педагоги, вероятно по причине синдрома эмоционального выгорания и закрепления субъективных ригидных установок, склонны видеть в себе образ непогрешимых и заведомо правых проводников моральных принципов среди «испорченной» молодёжи. В действительности же кроме резонёрства, потери эмоционального контакта и, как следствие, общего снижения образовательного уровня, ничего не остаётся.

Таким образом, живая и познавательная мыслительная деятельность вкупе с внимательным целенаправленным восприятием и внутренней готовностью самосовершенствования позволяет педагогу раскрыть и реализовать личностный творческий ресурс, в частности, в профессиональной деятельности. Перечисленными особенностями во многом и обладает самоактуализирующиеся личности – способностью постоянно корректировать двусторонний педагогический процесс, не теряя из виду конечных результатов деятельности – закрепление учебных знаний, усвоение культурных норм, идеалов и ценностей.

В заключении, необходимо отметить две возможных психологических сложности в использовании при использовании рефлексии. Это проекция и повышенная тревожность.

Под проекцией понимается форма психической защиты, заключающаяся в приписывании другому человеку или группе лиц своих собственных эмоций, ощущений, мыслей, проблем и т. д [2]. Если такое встречается на практике, то рефлексия носит исключительно номинальный характер, сколь громко не провозглашали и как бы часто не ссылались на неё. Однажды автор статьи беседовал с учителем начальных классов. На первый взгляд зрелый педагог, размышляя об особенностях учащихся, несколько раз отметила, что «дети злые». Конечно, ни о какой рефлексии (или хотя бы её малейшей возможности) речи не идёт.

Повышенная личностная тревожность также не позволяет преподавателю полностью использовать возможности рефлексии. Учитель рискует завязнуть в многократном переосмыслении отдельных профессиональных эпизодов, что может привести к опасению перед вероятными ошибками. Излишние сомнения вряд ли послужат мотивирующей основой для педагогического совершенствования.

Для исключения субъективности наиболее эффективно может помочь психологическое тестирование и помощь опытных коллег. Психологическое тестирование достаточно объективно описывает специфику профессиональных навыков учителя: особенности общения и эмпатии, уровень притязаний, тревожности и т. д. Опираясь на полученную информацию, педагог осознает хорошо развитые профессиональные качества, а также уяснит в каком направлении ему необходимо улучшить отдельные показатели. Для этого, наряду с остальными, эффективно подходит использование обратной связи от зрелых коллег. В любом учебном заведении есть педагогический авангард – специалисты, достигшие высоких результатов и пользующиеся уважением, как у коллег, так и у учащихся. Зачастую достигли они этого благодаря собственной самоактуализации. Таким образом, рекомендации по отдельным аспектам взаимодействия в условиях образовательного пространства могут оказать практическую ценность и мотивировать на дальнейший профессиональный рост.

Список литературы:
Большой Энциклопедический словарь. 2000. Познание. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/237722 (дата обращения: 5.01.2018)
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. Проекция. [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.academic.ru/1845/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 5.01.2018)
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Наблюдение. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2769/%D0%9D%D0%90%D0%91%D0%9B%D0%AE%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95 (дата обращения: 5.01.2018)
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Рефлексия [Электронный ресурс]. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/15121/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 5.01.2018)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar