Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Март » 22

Бюджетирование и планирование на предприятии

Берсенева Татьяна Алексеевна, преподаватель
Нязепетровский филиал ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
г. Нязепетровск, Челябинская область


Аннотация. В статье даются понятия «бюджетирование» и «планирование», рассматриваются проблемы эффективности деятельности анализируемого предприятия, в том числе под влиянием действующей системы планирования и определяются пути их решения. Сегодня в Конституции РФ зафиксирована новая система организации власти, выделившая местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Это неслучайно, ведь Россия имеет в активе огромное множество нерешенных проблем в социальной и экономической сферах. Как отмечается, «… все большее число экономистов и политиков признает тот факт, что сильная региональная власть и активное муниципальное самоуправление являются наиболее простым и, вместе с тем, наиболее надежным способом решения существующих в стране проблем».

Ключевые слова: бюджетирование, жилищно-коммунальное хозяйство, планирование на предприятии.

Бюджетирование – это планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса.

Бюджетирование, это процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Планирование на предприятии – процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.

Финансовой основой функционирования любой демократической власти является ее бюджет. Поэтому особую значимость приобретает процесс формирования бюджета, который должен быть реалистичным и исполнимым, служить не только текущим целям и задачам муниципалитета, но и его дальнейшему развитию.

Планирование является одной из ведущих функций управления. Принять правильное управленческое решение в кратчайшие сроки и предупредить риски позволяет менеджеру современная система бюджетирования. В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты.

Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения.
Российская бюджетная практика до последнего времени ориентировалась на два основных метода составления бюджета: нормативный метод и метод «от достигнутого». Все попытки повысить эффективность бюджетных расходов, не реформируя сам бюджетный процесс, заканчивались неудачей. Применение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, явилось ответом на решение данной задачи.
Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает отказ от постатейного определения расходов. При таком методе формирования бюджета отраслевые департаменты, управления, ведомства и муниципальные предприятия, определяя цели и задачи своего развития, план мероприятий, а также требуемые для этого материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, фиксируют свои расходные потребности на определенный интервал времени.

Сущность финансовой политики муниципального образования можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность местных органов власти по созданию на основе эффективного использования
социально-экономического потенциала территории финансовой базы, достаточной для решения проблем социального и экономического развития местного самоуправления, рациональному использованию собственных и привлеченных финансовых ресурсов в интересах населения.

Несмотря на то, что в настоящее время важнейшие базовые направления государственной политики финансируются именно с уровня местного самоуправления, принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий финансовой самостоятельности и независимости органов власти на местах. До сих пор не сформировалась реальная материальная база в виде целостной системы их финансового обеспечения. Местным органам власти катастрофически не хватает доходных источников, и в доходной части бюджетов степень финансовой подпитки с вышестоящих уровней по-прежнему высока.

Первоочередной задачей в стремлении муниципальных образований к финансовой самостоятельности должна стать разработка механизма их самофинансирования и программы наиболее эффективного использования ресурсов. Одним из приоритетных направлений программы является реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Это один из реальных способов уменьшения расходов бюджета муниципального образования, неоправданных расходов и исключения нерациональных льгот по налогам.

Организация МКУ «Нязепетровское УЖКХ» осуществляет следующие виды деятельности: управление эксплуатацией жилого фонда операции с недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Основные задачи и функции: разработка и осуществление муниципальной политики в сфере использования и технического обслуживания объектов ЖКХ, разработка планов и целевых программ; формирование муниципального заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства; организация проектно-изыскательских работ, строительства, реконструкции, модернизации объектов ЖКХ; разработка градостроительных мероприятий, на решение задач комплексного социально-экономического развития Нязепетровского муниципального района.
В состав Управления ЖКХ входят отдел ЖКХ и отдел строительства и архитектуры. Бухгалтерский учет в организации ведется с использованием компьютерной технологии программы «1С: Бухгалтерия».

В МКУ «Нязепетровское УЖКХ» внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия.
Проведение анализа на предприятии является частью служебных обязанностей главного бухгалтера, экономиста, инженера по организации производства и всех начальников участков. Бухгалтерия анализирует поступление платежей за коммунальные услуги, выполнение сметы затрат на производство, финансовое состояние и платежеспособность предприятия. Экономист осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его участков, разрабатывает мероприятия по итогам анализа, анализирует уровень организации труда, выполнения плана мероприятий по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям.
Инженер по организации производства анализирует выполнение плана по отпуску теплоэнергии потребителям, повышение качества услуг, внедрение новой техники и технологий, работу оборудования, проведение ремонтов и подготовку к работе в зимнем периоде, общий технический и организационный уровень производства. Начальники участков, старший механик и электромеханик следят за состоянием машин и оборудования, выполнением планов-графиков ремонтов, качеством и себестоимостью ремонтов.

Комплексная работа по проведению анализа позволяет глубже изучить хозяйственную деятельность предприятия, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы. В конце каждого квартала анализ экономики предприятия проводится вышестоящей организацией.

Источниками информации для анализа служат все типы планов, которые существуют на предприятии, нормативные материалы, сметы, отчеты, а также все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета.

Коэффициент текущей ликвидности низкий и это свидетельствует о том, что учреждение считается неплатежеспособным. Коэффициент быстрой ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет оборотных активов.

Платежеспособность учреждения низкая. Часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами. Учреждение не эффективно использует чистый оборотный капитал. Учреждение финансово устойчиво и почти не зависит от сторонних кредитов. Присутствует нехватка собственного оборотного капитала находящегося в обороте. У учреждения существуют проблемы с наличием собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент рентабельности имеет четкую тенденцию к увеличению. Коэффициент рентабельности продаж имеет четкую тенденцию к снижению. Фондоотдача основных средств не имеет четкую тенденцию и за рассматриваемый период то снижается, то увеличивается.
Фондоотдача основных средств характеризует эффективность использования основных средств. Данные показатели свидетельствуют о том, что не все «гладко» на предприятии. И присутствует плохая платежеспособность, и присутствует нехватка собственного оборотного капитала находящегося в обороте, и снижается финансовая устойчивость предприятия.

Данные показатели свидетельствуют о том, что не все «гладко» на предприятии.
Проблем на предприятии достаточно много: и плохая платежеспособность, и недостаточная квалификация штата, и имеются убытки, и низкое качество предоставляемых услуг, и отсутствие необходимых оборотных средств, и отсутствие маркетинговой службы и, как следствие, маркетинговой программы предоставляемых услуг, и изношенность инвентаря, и не совершенная организационно-экономическая деятельность предприятия, и должники за ЖКУ [6, с. 152].
При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач.

Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала и определение объема инвестиций.
Улучшение финансового состояния предприятия в современных рыночных условиях возможно лишь на основе совершенствования как стратегического, так и текущего планирования прибыли и рентабельности, непрерывного повышения результатов и сокращения затрат, постоянного роста доходов и снижения расходов, а также рационального использования других производственно-хозяйственных, организационно управленческих и инвестиционно-финансовых факторов и ресурсов.

Огромные текущие расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и необходимость капитальных вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источников их финансирования [6, с. 152]
Итак, для начала необходимо проанализировать финансовую ситуацию на предприятии, а затем необходимо выработать стратегическую и тактическую линию поведения.

Систематическое снижение себестоимости продукции и услуг является важнейшим источником накоплений, одним из условий расширения производства, повышение его эффективности.
Основная задача планирования себестоимости коммунальных предприятий заключается в определении оптимальных затрат на её производство продукции (услуг) наиболее эффективном использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Концепция стратегического плана развития управляющей компании включающая в себя определение миссии, цели и задачи предприятия, проведение SWOT-анализа и комплекс стратегических решений по реализации стратегии долгосрочного развития компании за счет концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях роста и эффективного распределения ограниченных ресурсов, позволит обеспечить комфортные условия проживания граждан.
Актуальность стратегического планирования деятельности управляющей компании состоит в необходимости долгосрочного планирования в связи с комплексным реформированием отрасли и, соответственно, с постоянными изменениями внешней среды деятельности управляющей компании; выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ведения бизнеса, исследования рынка.

Разработанный механизм совершенствования организационно экономической деятельности, включающий в себя аналитические методы и методы планирования деятельности, является научно обоснованным инструментом повышения эффективности деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ.

Список литературы
1. Федеральный закон №94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Режим доступа: consultant.ru
2. ФЗ от27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // Режим доступа: consultant.ru
3. Воробьева Е.Е. Бюджетирование в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования. М., 2015.
4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: Инфра-М,
2014.
5. Родин В.Д. Инструмент финансового менеджмента – бюджетирование // Вестник Удмуртского Университета. 2015. №1.
6. Хруцкий В.Е., Хруцкий Р.В. Системы бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. М.: Финансы и статистика, 2014.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar