Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Март » 28

ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание
Слово о преподавателе
Владимир Николаевич Куришко в 1981 году окончил Орджоникидзевское ВЗРКУ ПВО. По окончании училища был направлен для дальнейшего прохождения службы на границу с Китаем в Дальневосточный военный округ. С 1982 по 1999 годы В.Н. Куришко проходил службу в ВС РФ, МВД РФ, ФПС РФ на различных инженерных и командных должностях. В 1999 году офицер Куришко уволился из ВС РФ в звании майора, прослужив в войсках более 20 лет.
Казалось бы, в жизни этого человека сделано многое, основная часть жизни прожита хорошо. Но возраст и опыт офицера запаса подсказали ему, что это еще не все, и что ему предстоит новая, не менее важная часть жизни.
После увольнения в запас в мае 1999 года Владимир Николаевич получил предложение занять должность преподавателя-организатора ОБЖ в ОГОУ НПО «ПУ-2 с. Ленинское» ЕАО, переименованное в 2013 году в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» с. Ленинское.
За эти годы В.Н. Куришко успел завоевать огромный авторитет в техникуме и накопил интересный опыт педагогической работы. Одной из главных целей в своей работе с обучающимися он считает формирование у них сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, личной и общественной безопасности, приобретение ими способности сохранять жизнь в неблагоприятных или даже угрожающих жизни условиях, обучение студентов умению оказывать помощь нуждающимся в ней и подготовку к военной службе.
Владимир Николаевич применяет на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» самые разнообразные формы и методы обучения, что заметно повышает интерес обучающихся к этому предмету. Опрос обучающихся показал, что им импонирует работать в группах, нравятся уроки-викторины, уроки-игры, уроки-диспуты.
К обучению студентов педагог подходит дифференцированно, с учетом их развития, возрастных и психологических особенностей и уровня подготовки по другим общеобразовательным дисциплинам. На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» в техникуме наиболее продуктивно осуществляется межпредметная связь с биологией, химией, физикой, географией, историей, охраной труда и физической культурой.
Преподавателя отличает большое трудолюбие, постоянный поиск эффективных форм и приемов обучения и воспитания студентов. На любом уроке он обращается к жизни, ищет примеры в родном селе, использует материалы из различных источников информации (телевидение, ресурсы сети Интернет, публикации из газет и журналов и др.), умело формирует интерес обучающихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Доброжелательное отношение к обучающимся, веру в их силы и возможности можно оправданно назвать отличительными чертами педагогического почерка В.Н. Куришко. Ребята уважают преподавателя и доверяют ему. Практически на каждом уроке Владимира Николаевича присутствуют и активно «работают» наглядные средства обучения – плакаты, схемы, слайды и видеофильмы. Педагог создал в техникуме прекрасный кабинет ОБЖ и БЖД. Тесный контакт с шефствующими воинскими частями (войсковой частью 61424 с. Бабстово и отрядом ПСКР в с. Ленинское) позволяет преподавателю ОБЖ постоянно пользоваться учебно-материальной базой военнослужащих и моряков-пограничников (спортивным городком, стадионом, стрелковым тиром, учебными классами, учебным оружием, средствами индивидуальной защиты и др.), показывать военную технику и вооружение. Сами офицеры, мичманы и матросы своим личным участием оказывают техникуму большую помощь в организации и проведении учебных и внеурочных мероприятий, в том числе 2-х курсов пятидневных учебных сборов по основам военной службы для юношей.
В период с 4 по 7 декабря 2017 г. В.Н. Куришко прошел повышение квалификации в ОГАОУ ДПО «ИПРКПР» по программе «Совершенствование профессионально-педагогической компетентности преподавателей ОБЖ. Оказание первой помощи пострадавшим». В рамках данной программы преподаватель познакомил слушателей с опытом своей работы.
Настойчиво прививая учащимся навыки безопасного поведения не только в учебное время, но и в реальной повседневной жизни, Владимир Николаевич продуктивно работает в плане самообразования: много читает педагогической и военной литературы, активно участвует в районных и областных мероприятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Выступления Владимира Николаевича Куришко отличаются глубиной и содержательностью. Занимаясь самообразованием, он работает сейчас над темой «Актуальность преподавания курса ОБЖ в общеобразовательном учреждении».

Н.П. Черкашина, старший преподаватель
кафедры общего образования и воспитания
ОГАОУ ДПО «ИПКПР»

Обучение безопасному образу жизни и воспитание патриотов
в урочной и внеурочной деятельности

Военно-патриотическое воспитание учащихся – второе дыхание военного человека. Воспитание личности безопасного типа, гражданина-патриота, готового с оружием в руках защищать Родину, – дело моей жизни.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы записано: «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания». Поэтому задача патриотического и военно-патриотического воспитания граждан России сегодня диктует всестороннее усиление внимания всех государственных и общественных структур.
Жизнь требует, чтобы каждый юноша и каждая девушка понимали, что безопасность Родины обеспечивается не только укреплением нашей военной организации, но и их личным участием в подготовке к защите Родины.
Как известно, военно-патриотическое воспитание учащихся включает в себя идейное и морально-психологическое воспитание молодежи, физическую, военно-техническую и начальную военную подготовку юношей и девушек. Все эти его составные части неразрывно связаны и взаимно переплетаются.
Безусловно, можно считать справедливым и то, что военно-патриотическое воспитание органически связано с воспитанием умственным, трудовым и нравственным, с решением всех задач всестороннего гармонического развития личности, и проводить эту работу необходимо только комплексно.
Осуществляется военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса. Но училище призвано вооружить учащихся не только идейно, но и военными знаниями, умениями и навыками, воспитывать в них патриотические чувства, связать их с практикой поведения. Действенность военно-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от единства учебной и внеурочной работы в училище, от организации разнообразной военно-патриотической деятельности.
Внеурочная военно-патриотическая работа в училище позволяет знания, полученные на уроке, превратить в личные убеждения каждого ученика, определить норму его поведения. Опыт внеурочной военно-патриотической работы в училищах нашей области богат, и ее формы многообразны.
В каждом училище какие-то отдельные формы внеурочной военно-патриотической работы превалируют над другими, являются характерными. Зависит это от конкретных условий училища, особенностей педагогического коллектива и личности преподавателя-организатора ОБЖ.
Настоящий сборник не ставит целью показать новые формы военно-патриотического воспитания обучающихся или какие-то особо выдающиеся достижения в деле подготовки будущих защитников нашего Отечества. Цели этого материала таковы:
– Кратко рассказать о том, как небольшой педагогический коллектив обычного техникума в непростых условиях сельской местности, с точки зрения количества обучающихся из неблагополучных семей и детей сирот, во главе с его директором Куликовым Вячеславом Юрьевичем, опираясь на возможности шефствующих воинских частей, дислоцирующихся вблизи техникума, успешно осуществляет одну из важнейших составляющих патриотического воспитания граждан России – военно-патриотическое воспитание обучающихся в тесной органической связи с другими сторонами воспитательного процесса.
– Показать, как много может сделать преподаватель-организатор ОБЖ техникума, имеющий большой опыт военной службы, при условии, если он хорошо видит перспективу своего труда, работает умело, творчески, увлеченно, с полной самоотдачей, обладает масштабным общественно-педагогическим мышлением, а главное, имеет развитое чувство гражданского долга.
Итак, я работаю преподавателем в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» с. Ленинское. При подготовке к урокам я продумываю каждый этап, его цель, тщательно подбираю дидактический материал для доступного восприятия материала учащимися. Через игровые моменты, соревнования, тесты, использование различного рода карточек, работу со схемами-алгоритмами действий в чрезвычайных и опасных ситуациях, путем решения ситуативных задач, использования опорных сигналов, различных фор контроля и самоконтроля, грамотного применения технических средств обучения я добиваюсь высокой активности обучающихся, насыщенности урока, достигая главных целей преподавания, в полном смысле этих слов, жизненно-важного предмета учебной программы – развивающего и обучающего эффекта.
Наличие хорошо оснащенного им кабинета «ОБЖ» и «БЖД» позволяет мне добиваться оптимального учебно-материального обеспечения не только обычных уроков, но и внеурочных мероприятий и с обучающимися, и преподавателями. В кабинете, кроме стендового оборудования, приборов, наглядных пособий, макетов, муляжей, тренажеров, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, методической и учебной литературы, табельного и другого имущества лаборантской комнате, я накопил интересную и содержательную подборку методической литературы и видеофильмов.
Всю учебную работу тесно увязываю с внеклассной работой по курсу «Школа безопасности» и с программой «Основы военной службы», стремясь охватить всех обучающихся. Настойчиво прививаю обучающимся навыки безопасного поведения не только в учебное время, но и в реальной повседневной жизни.
Второй главной целью работы со студентами техникума и предметом особой своей заботы я считаю воспитание у своих ребят патриотизма, гражданственности, формирование и развитие у каждого из них чувства сопричастности к судьбе Отечества, повышение уровня подготовки юношей к военной службе в Вооруженных Силах России, к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
При активной поддержке директора техникума Куликова Вячеслава Юрьевича, заместителя директора по воспитательной работе Кухаренко Оксаны Николаевны я фактически стал главным организатором всей военно-патриотической работы в техникуме. Также являюсь главным автором «Программы военно-патриотического воспитания студентов и обучающихся техникума на 2016-2020 годы», которая является основой военно-патриотической работы классных руководителей и всех преподавателей учебного заведения (Приложения).
Совместно с классными руководителями и мастерами производственного обучения готовлю многие массовые военно-патриотические мероприятия в техникуме. Например, месячники оборонно-массовой работы, посвящённые Дню защитника Отечества 23 февраля, Дню Победы 9 мая, Дню пограничника 28 мая, а также недели боевой славы, слеты, соревнования юнармейцев и игру «Зарница». Организовал работу кружка «Юный патриот». В практику работы этого кружка я ввел ежемесячное проведение итоговых соревнований по военно-спортивным упражнениям: сборке-разборке автомата Калашникова, надеванию противогаза, бегу на 100 метров, переноске «раненых», преодолению полосы препятствий, упражнения на перекладине, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки «Лучший стрелок» (с обучающимися 1-х курсов) и «Меткий стрелок» (со студентами 2-х курсов). Чтобы организовать работу этого кружка, в каждой учебной группе были проведены индивидуальные собеседования с обучающимися, демонстрация видеофильмов, ряд познавательных викторин с целью вовлечения ребят в работу кружка.
Кружок «Юный патриот» работает уже третий год. Его посещают обучающиеся и студенты 1-3-го курса, юноши и девушки с разным уровнем подготовки и развития. Здесь, в кружке, обучающиеся самостоятельно организуют и проводят многие мероприятия, готовят сообщения, пишут рефераты на военно-патриотические темы. Так, они подготовили, например, материалы к Дням воинской славы России, которые используются преподавателями и мастерами производственного обучения на «Уроках мужества» и во время проведения тематических вечеров в техникуме.
Большой интерес у обучающихся техникума вызывают темы «Наше оружие – лучшее в мире», «Стрелковое оружие на вооружении российской армии». Старшекурсники подготовили рефераты на тему «Автомат Калашникова – лучший автомат в мире».
Работа по патриотическому воспитанию обучающихся проводится и во время каникул. В течение всех каникул я провожу спортивные и военно-спортивные мероприятия с ребятами на свежем воздухе. Все мероприятия проводятся в тесном взаимодействии с руководителем физической культуры техникума Череухиным Юрием Викторовичем.
Вместе с преподавателями техникума я участвую в подготовке всех коллективных трудовых дел учебного заведения. Например таких, как ежегодная акция «Нет наркотикам!», «День здоровья».
Руковожу спортивной секцией по волейболу для юношей и девушек. При этом самое пристальное внимание уделяю военно-патриотическому воспитанию обучающихся. Совместно с зав. библиотекой и читальным залом (Селивёрстовой Н.Б. и Степанюк М.В.) мы проводим читательские конференции, классные часы, проводим для обучающихся обзоры современных военных изданий, выставки военно-патриотической литературы и другие мероприятия, посвященные различным знаменательным историческим датам.
В плане работы кружка «Юный патриот» запланировано участие обучающихся в ремонте и укреплении материальной базы музея техникума. В настоящее время члены патриотического кружка собирают дополнительные сведения о героических подвигах участников Великой Отечественной войны, о подвигах наших земляков.
В музее создается уголок «Подвиги защитников Отечества в наши дни», «Воины-интернационалисты – участники региональных конфликтов». В плане работы кружка – постоянные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками региональных конфликтов, с военнослужащими местного гарнизона, моряками-пограничниками, тружениками тыла, ветеранами труда и ряд других интересных мероприятий.
В плане работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся предусмотрено ежегодное посещение студентами техникума подразделений в/ч 61424 с. Бабстово в день принятия молодыми воинами военной присяги.
Диагностика результатов учебной деятельности показывает, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» студентами востребован, ежегодно все обучающиеся выбирают этот предмет на экзамены на 1-х и 2-х курсах.
Вот результаты экзаменов:

Учебный год Количество учащихся Успеваемость (%) Качество (%) Средний балл
2014-2015 36 90 60 3,5
2015-2016 35 95 73 3,7
2016-2017 44 98 62 3,6

Процент успеваемости и процент качества знаний, умений и навыков на экзаменах совпадают с текущими показателями. Учитывая сложный контингент студентов и обучающихся техникума, уровень их подготовки по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», в сравнении с другими учебными дисциплинами, этот процент в масштабах учебных заведений области является достаточно высоким.
Результативность работы за последние 3 года показывает динамику роста успеваемости и качества знаний.
Еще одним результатом работы можно назвать растущий интерес ребят к героической истории нашего Отечества и к изучению «Основ военного дела». В последнее время заметно уменьшилось число правонарушений, совершаемых обучающимися, в самом техникуме повышается дисциплина и порядок. А среди подростков и юношей, обучающихся в техникуме, немало студентов, желающих связать свою самостоятельную жизнь с Вооружёнными Силами России и поступить на военную службу по контракту. Среди выпускников техникума есть уже и такие, кто выбрал для себя армейскую службу. В техникум нередко приходят положительные отзывы командиров воинских частей о его выпускниках, которые ныне служат в различных воинских частях. Любопытно, что желание поступить на военную службу по контракту высказывают здесь даже некоторые девушки 3 курса.

Приложение
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа «Патриотическое воспитание в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» «Растим патриотов» на 2016-2020 годы» (далее – Программа)
Основание для разработки Программы Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г.
№ 795 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Цель Программы Совершенствовать систему патриотического воспитания и обучения обучающихся в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», обеспечивать развитие России как свободного, демократического государства, в том числе на основе сохранения и приумножения культурного наследия страны, возрождения традиционных нравственных ценностей, формирование гражданской позиции обучающихся
Задачи Программы - повышение качества патриотического воспитания подрастающего поколения;
- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли ЕАО в судьбе России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, свой техникум;
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны и родного края;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- консолидация и координация деятельности техникума, семьи, общественности в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Основные направления реализации Программы - Совершенствование процесса патриотического воспитания;
- развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
- координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания;
- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
Механизм реализации Программы Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, мастера и обучающиеся
Исполнители Программы Администрация ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»,
педагогический коллектив
Сроки реализации Программы 2016-2020 годы
Ожидаемые конечные результаты 1. Оценка эффективности реализации Программы осуществится на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
2. Сохранение и развитие у обучающихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, техникуму.
3. Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
4. Активизация интереса к углубленному изучению истории Отечества.
5. Воспитание у обучающихся уважения к подвигу отцов.
6. Привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию обучающихся.
7. Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в техникуме.
8. Активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
- проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
- повышение интереса к историческому прошлому России и родного края.
Реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленной на социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижения социальной и экономической стабильности, высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по преодолению кризиса и определять будущее России.

I. Концептуальная часть
1. Выбор, обоснование, актуальность проблемы.
Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В 21 веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна.
Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству в русской педагогической традиции всегда были сосредоточием воспитательной системы.
Программа ориентирована на студентов I-IV курсов техникума. Она определяет основные пути развития системы патриотического воспитания. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, методических мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания обучающихся.
Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива техникума, общественных организаций по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, области, техникуму, готовности к выполнению гражданского долга.
Программа направлена на формирование и развитие личности обучающегося, обладающего качествами гражданина – патриота Родины, области, техникума, и способной успешно выполнят гражданские обязанности.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм, определяющих общественные позиции.
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:
1) экономическая дезинтеграция;
2) социальная дифференциация общества;
3) девальвация духовных ценностей.
Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения области, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Нынешние учащиеся и студенты зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Таким образом, на сегодняшний день в российском обществе чрезвычайно остро стоит проблема осознания необходимости определения и реализации целей, содержания и технологий военно-патриотического воспитания, адекватных новым социальным, экономическим и политическим условиям.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества, подъёмом патриотизма.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания; массовую патриотическую работу, организуемую не только образовательными учреждениями, но и общественными движениями и организациями, деятельностью средств массовой информации и т.п.
Гарантом организации и функционирования системы, основным институтом, обеспечивающим патриотическую работу, является государство.
Создание системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных и других общественных организаций, творческих союзов.
II. Основные идеи, цели, задачи программы
Основная идея программы патриотического воспитания и обучения обучающихся заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания и обучения обучающихся, способной на основе формирования патриотических чувств и созидания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1) создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;
2) формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли ЕАО в истории России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, свой техникум, воспитание патриота России, способного встать на защиту интересов страны;
3) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива техникума, общественности, родителей по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Мероприятия по реализации Программы
№ п/п Мероприятия Ответственные

1.
Проведение конкурсов среди обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотической тематике
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по ТО, руководитель МК, преподаватели русского языка и литературы, истории
2. Проведение экскурсий в музее техникума Руководитель кружка «Поиск»
3.
Разработка конспектов системы уроков, мероприятий, связанных с использованием музея техникума Зам. директора по УВР, зам. директора по ТО, методист, преподаватель истории
4.
Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися Преподаватели физкультуры и ОБЖ, медицинский работник
5.
Организация соревнований по туристическому многоборью Преподаватели физкультуры и ОБЖ, медицинский работник
6.
Уход за обелисками и памятниками с. Ленинское Преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель кружка «Поиск»
7.
Проведение Дней воинской славы России
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
8.
Организация и проведение мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
9.
Проведение месячника военно-патриотического воспитания «Слава защитникам Отечества»
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
10. Проведение спортивных праздников и соревнований Преподаватели физкультуры и ОБЖ
11
Проведение тематических классных часов о Великой Отечественной войне1941-1945 гг. Классные руководители, мастера п/о
12.
Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурсов чтецов «Я люблю тебя, Россия» Зам. директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
13.
Проведение учебных военно-полевых сборов по основам военной службы Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о
14.
Шефство над ветеранами войны, труда, тружениками тыла с. Ленинское
Зам. директора по УВР, руководитель кружка «Поиск», преподаватель-организатор ОБЖ, районный Совет ветеранов
15.
Проведение конкурсов рисунков и плакатов на темы «Сердцу милая родина», «Мой техникум», «Моя семья» Педагог дополнительного образования, библиотекарь
16.
Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тыла, труда и Вооруженных сил
Заместитель директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
17.
Организация и проведение «Уроков мужества» с привлечением ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых сил, труда и тружеников тыла Заместитель директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
18.
Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне Заведующий библиотекой
19.
Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы Классные руководители, мастера п/о
20.
Организация и проведение праздника, посвящённого Дню славянской письменности и культуры Методист, МО преподавателей русского языка
21.
Изучение родного края через экскурсии в музеи, туристические поездки, экскурсии по родному краю Заместитель директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ
22.
Освещение опыта работы училища по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации Зам. директора по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель кружка «Поиск»
23.
Обмен опытом работы с образовательными учреждениями Ленинского муниципального района, работающими по вопросам патриотического воспитания молодёжи Директор, заместители директора по УВР, УПР и ТО, методист
24.
Подготовка и участие в различных областных, районных, сельских конкурсах, смотрах и соревнованиях Зам. директора по УВР, преподаватели физкультуры, ОБЖ и БЖД
25.
Участие в областных и районных исторических чтениях «Защитники Отечества» Преподаватели истории, литературы, библиотекарь
26.
Проведение ежегодного конкурса чтецов по произведениям российских поэтов, участие в районных и областных турах конкурса Методист, МО преподавателей русского языка и литературы
28.
Празднование русских народных праздников Рождество, Масленица, Пасха
Зам. директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ и БЖД
29.
Участие в военно-исторических конкурсах и викторинах
Зам. директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», заведующий библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ и БЖД
30. Работа исторического кружка «Поиск» Руководитель кружка «Поиск»
31.
Организация однодневных и многодневных поездок по ЕАО и Хабаровскому краю Зам. директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», преподаватель-организатор ОБЖ
32.
Проведение месячника, посвященного Дням исторического и культурного наследия и Международному Дню музеев
Зам. директора по УВР, классные руководители, заведующий библиотекой, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», преподаватель-организатор ОБЖ
33.
Участие в волонтёрском движении
Заместитель директора по УВР, классные руководители, заведующий библиотекой, мастера п/о, руководитель кружка «Поиск», преподаватель-организатор ОБЖ

План работы по военно-патриотическому воспитанию студентов,
обучающихся в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»
на 2017-2018 учебный год

Сентябрь
1. Согласование и утверждение плана основных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в техникуме с командованием отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово на текущий учебный год.
Ответственные: руководство техникума, командование отряда ПСКР в с.Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
2. Беседы с обучающимися учебных групп 1-го и 2-го курсов на тему «Служба в Вооружённых Силах Российской Федерации – почетная обязанность каждого гражданина России».
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители, мастера п/о.
3. Военно-спортивный конкурс по военно-прикладным видам спорта среди обучающихся – призывников 1-го и 2-го курсов.
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физвоспитания, кл. руководители, мастера п/о.
Октябрь
1. «День призывника» и «День открытых дверей воинских частей» – встречи и беседы обучающихся – призывников с военнослужащими отряда ПСКР в с. Ленинское и в\ч 61424 с. Бабстово.
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, командование отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
2. «Круглый стол» с участием представителей администрации «Ленинский муниципальный район» ЕАО, военного комиссара, командования отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово по вопросам подготовки юношей к военной службе, совершенствования уровня военно-патриотического воспитания обучающихся, обеспечения высокого уровня организации и проведения военно-спортивной работы.
Ответственные: руководство техникума, представители различных учреждений и войсковых частей, преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители, мастера п/о.
Ноябрь
1. Уроки мужества, посвященные Дню народного единства. Встречи и беседы обучающихся с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, воинами-интернационалистами с. Ленинское.
Ответственные: зам. по УВР, зав. библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о.
2. Военно-патриотический праздник «Сильные, смелые, ловкие» с участием сборных команд военнослужащих – шефов отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
Ответственные: зам. по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физвоспитания, представители войсковых частей, мастера п/о.
3. Прохождение медицинской комиссии обучающимися техникума, постановка юношей – призывников на первоначальный воинский учёт.
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители, мастера п/о, мед. работник.
4. Участие в торжественных мероприятиях отряда ПСКР в с. Ленинское, посвящённых закрытию навигации на реке Амур.
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ, обучающиеся – призывники, командование отряда ПСКР в с. Ленинское.
Декабрь
1. Видеолекторий на тему «Вооружённые Силы РФ – защитники нашего Отечества». Выставка наглядной агитации: плакатов, книг, газет, журналов, боевых листков, посвященных Вооружённым Силам Российской Федерации.
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, зав. библиотекой, методист, мастера п/о.
2. Смотр-конкурс среди юношей-призывников техникума на лучшую подготовку по основам военной службы.
Ответственные: зам. по УВР, методист, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о.
3. Неделя дисциплины и правопорядка в техникуме.
Ответственные: директор техникума, зам. по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, методист, классные руководители, мастера п/о.
Январь
1. Диспут на тему «В жизни всегда есть место подвигу», о подвиге и героизме военнослужащих Вооружённых Сил РФ и Пограничных войск ФСБ РФ в мирное время.
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, представители воинских частей, зав. библиотекой, кл. руководители, мастера п/о.
2. Беседа на тему «Хранить и приумножать боевые традиции Вооружённых Сил РФ».
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, представители воинских частей, кл. руководители, мастера п/о.
3. Встречи, беседы, вечер отдыха и спортивные мероприятия с участием военнослужащих – шефов отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физ. воспитания, кл. руководители, мастера п/о, представители в/ч.
Февраль
1. Месячник оборонно-спортивной работы, посвященный Дню защитника Отечества:
I неделя:
1. Первенство техникума среди юношей в стрельбе из пневматической винтовки.
2. Гиревое двоеборье.
3. Первенство техникума по перетягиванию каната среди сборных команд учебных групп и курсов.
II неделя:
1. Открытые классные часы на тему «Есть такая профессия – Родину защищать!».
2. Соревнования среди групп юношей по волейболу и мини-футболу.
3. Экскурсия студентов в отряд ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
4. Областная спартакиада по военно-прикладным видам спорта среди студентов профессиональных образовательных учреждений ЕАО.
III неделя:
1. Уроки мужества с участием военнослужащих-шефов.
2. Встречи и беседы с ветеранами войны и труда, тружениками тыла.
3. Конкурс среди учебных групп по основам военной службы.
4. Торжественное собрание, посвященное Дню защитника Отечества.
VI неделя:
1. Военно-спортивная игра «А, ну-ка, парни!», с участием сборных команд военнослужащих – шефов и студентов техникума.
2. Работа передвижной выставки «Вооружённые Силы РФ – школа воспитания гражданской ответственности, мужества, патриотизма и физической закалки».
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физ. воспитания, методист, классные руководители, мастера п/о, зав. библиотекой.
Март
1. Конкурс рефератов на темы «Готовлюсь к службе в Вооружённых Силах РФ», «Особенности военной службы», «Родине – жизнь, честь – никому!»
Ответственные: зам. директора по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, методист, классные руководители, мастера п/о.
2. Беседа с обучающимися на тему «Пограничные войска ФСБ РФ на страже дальневосточных пограничных рубежей».
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, представители отряда ПСКР в с. Ленинское, кл. руководители, мастера п/о.
3. Первенство техникума среди юношей по военно-прикладным видам спорта (перетягивание каната, отжимание, подтягивание, гири, стрельба).
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физ. воспитания, кл. руководители, мастера п/о.
Апрель
1. «День призывника» и «День открытых дверей в воинских частях гарнизона». Экскурсии обучающихся техникума в отряд ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
Ответственные: преподаватель-организатор ОБЖ, мастера п/о, представители воинских частей.
2. Соревнования среди обучающихся – призывников техникума по сдаче нормативов ВСК с участием сборных команд военнослужащих-шефов отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
Ответственные: зам. по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физ. воспитания, классные руководители, мастера п/о, представители воинских частей.
3. Тематический классный час «О подвиге и героизме советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Ответственные: зам. по УВР, зав. библиотекой, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о.
4. Участие в торжественных мероприятиях отряда ПСКР в с. Ленинское, посвящённых открытию навигации на реке Амур.
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ, обучающиеся – призывники и командование отряда ПСКР в с. Ленинское.
Май
1. Классные часы в учебных группах, посвященные Дню Победы и Дню пограничника.
Ответственные: зам. по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о.
2. Военно-спортивный праздник, посвященный Дню Победы и Дню пограничника, с участием сборных команд военнослужащих – шефов отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.
Ответственные: зам. по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физ. воспитания, кл. руководители, мастера п/о, представители воинских частей.
3. Встречи и беседы с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, военнослужащими-шефами. Совместное посещение обелиска славы, возложение гирлянды и цветов.
Ответственные: зам. по УВР, начальник отдела ВК по Ленинскому району, председатель Совета ветеранов войны и труда, классные руководители, мастера п/о, представители воинских частей.
4. Неделя дисциплины и правопорядка:
Определение лучшей учебной группы и вручение переходящего кубка, подарков и грамот обучающимся.
Ответственные: зам. по УВР, методист, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о.
5. Подготовка и проведение пятидневных учебных сборов со студентами и обучающимися учебных групп 2-го курса на базе в/ч 61424 с. Бабстово по основам военной службы.
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители, мастера п/о , представители в/ч 61424 с. Бабстово.
Июнь
1. Подведение итогов проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися учебных групп второго курса. Награждение победителей, вручение призов и грамот.
Ответственные: зам. директора по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, мастера п/о.
2. Подведение итогов выполнения Плана работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся техникума за 2017-2018 учебный год. Подготовка отчета о проделанной работе.
Ответственные: зам. директора по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ.
3. Подготовка, согласование и утверждение Плана работы по военно-патриотическому воспитанию студентов техникума на новый учебный год.
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ.
4. Подготовка, согласование и утверждение Плана военно-шефской работы с командованием отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово на новый учебный год.
Ответственные: руководство техникума, преподаватель-организатор ОБЖ, командование отряда ПСКР в с. Ленинское и в/ч 61424 с. Бабстово.

Обучение безопасному образу жизни и воспитанию патриотов в урочной и внеурочной деятельности : из опыта работы Владимира Николаевича Куришко, преподавателя-организатора «Основ безопасности жизнедеятельности» ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» Еврейской автономной области. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2018. – 20 с.

Сверстано и отпечатано в РИО ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
г. Биробиджан, ул. Пионерская, 53.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar