Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Июнь » 21

Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы

Мельников Николай Алексеевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский энергетический техникум», г. Невинномысск, Россия

Основополагающее конкурентное преимущество любого региона обеспечивается развитием кадрового потенциала, в частности, с ростом уровня образования населения. Как раз в сфере среднего профессионального образования в настоящее время лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста, как предприятий, так и страны в целом.
Поэтому актуальной становится задача подготовки специалистов на базе активного содействия государства и внедрения инновационных методов обучения.

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.
Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это возможно достичь путем перехода учебных заведений среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения.

Надлежит отметить, что развитие среднего профессионального образования с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров, тормозится отдельными проблемами: недостаточной результативностью управления учреждениями среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устареванием материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации; отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.
Поэтому эффективность подготовки кадров в учебных заведениях СПО не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.

С учетом отмеченных проблем необходимо наметить главные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов:
1) развитие сети подведомственных учреждений, цель которых – обеспечение интеграции учебных заведений разных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы для увеличения круга услуг при подготовки кадров, росту качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;
2) развитие учебно-материальной базы;
3) совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;
4) обеспечение образовательных учреждений кадрами;
5) развитие социального партнерства с предприятиями.

Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Формат реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.
Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.
Таким образом, принимаемые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования в современных социально-экономических условиях, призваны не только решать задачи по улучшению профессиональной подготовки молодежи, но и качественно ее изменить.

Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Понятие качества образования является многомерным. Следует отметить, что качество образования имеет сложную динамику развития, которая определена как модификациями в деятельности учебных заведений, так и изменением окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

Качество образования – это, прежде всего, совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этой связи следует отметить, что система обеспечения качества – средства и технологии, применяемые для формирования условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает требуемым обществом нормативам, стандартам.

Таким образом, в системе обеспечения качества среднего профессионального образования можно отметить следующие аспекты:
1) политика в области среднего профессионального образования, направлена на повышение его качества;
Первый аспект обеспечения качества образования – государственная политика в области среднего профессионального образования нашла отражение в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования, в Программе развития СПО. В этих документах задача повышения качества образования поставлена во всей её полноте и значимости.
2) установлены и признаны обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является Федеральный государственный образовательный стандарт СПО - это комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и являющийся основой формирования единого образовательного пространства. Введение федерального образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отражения интересов всех субъектов образования в условиях расширения академических свободу учебных заведений, формирования вариативности и гибкости процесса образования, увеличения требований к уровню образованности, профессиональной маневренности и конкурентоспособности выпускников. Федеральный государственный образовательный стандарт как новый тип педагогической идеологии отражает главные целевые, ценностные, культурно-исторические параметры современного образования, определяет государственные гарантии прав граждан на качественное образование.
3) объективные условия, содействующие достижению заданного качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры учебных заведений СПО;
4) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;
5) механизмы и инструменты управления и самоуправления колледжами с позиций качества.
Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качества образования – объективные условия организации образовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвязи, выступают как многоаспектная подсистема и характеризуют качество деятельности каждого учебного заведения и системы в целом.

Качество деятельности техникума напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:
- учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;
- обеспечения кадрами;
- инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.

В условиях модернизации российского образования, введения федерального образовательного стандарта третьего поколения имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей, методистов. Это ведет к совершенствованию методической работы, росту качества подготовки специалистов.

В значительной мере преодолевается некоммуникабельность методической работы техникумов в пределах лишь системы СПО. Укрепляется взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в решении актуальных учебно-методических проблем, в том числе в обеспечении преемственности содержания и форм организации учебного процесса, разработке сопряжённых учебных планов и учебных программ в рамках непрерывного профессионального образования. Методические объединения преподавателей техникумов включаются в состав научно-методических советов вузов для совместной работы.

Качественная реализация федеральных образовательных стандартов третьего поколения требует высокого профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования. Непосредственно он создает будущего специалиста как конкурентоспособного работника, как личность, способную к саморазвитию.

Много уделяется внимания самообразованию инженерно-педагогических кадров, особенно в сфере инновационных педагогических технологий, коллективных форм методической работы, таких, как научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства, постоянно действующие семинары по вопросам современной педагогики и психологии, теории обучения и воспитания и др.
Тем не менее, это не способствует комплексному решению кадровой проблемы. В целях повышения качественного уровня инженерно-педагогических кадров, прежде всего, надо поменять отношение общества, государства к педагогу, к оплате его труда и социальному положению, дать гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для педагогической деятельности. Именно таким образом можно стимулировать приток в техникумы новой генерации высококвалифицированных преподавателей, молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт работы производственной работы.

Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. Реализация назначенных целей и задач по повышению качества образования невыполнима без создания и использования инновационных технологий, изменяющих роль преподавателя в учебном процессе. Если раньше он был носителем знания, то сейчас превращается в консультанта, организатора деятельности студента – активного субъекта учебного процесса. При этом важное значение при подготовке специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности. Он связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного процесс.
В этом отношении большое значение имеет систематическое повышение квалификации преподавателей техникума. Ежегодно различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки проходят педагогические и руководящие работники техникума.

Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным.
Управление качеством в рамках СПО направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами.

Сотрудники техникума считают, что усилия инженерно-педагогических коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:
1) создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении проблем среднего профессионального образования;
2) выработка механизма осуществления контрактной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях СПО на основе целевого заказа;
3) совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебными заведениями;
4) разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей образовательной школой;
5) реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях;
6) разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей;
7) разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.
Формирование и развитие современных систем управления качеством образования выступает центральной задачей техникума. Такие системы способны обеспечить руководителей информацией о состоянии разных сторон деятельности учебного заведения. Такая информация необходима для избрания оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям, как в текущей деятельности, так и в перспективном развитии образовательного учреждения, действующего в непрерывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar