Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Июнь » 27

Наиболее эффективная модель смешанного обучения при изучении иностранного языка

Грезнева Татьяна Владимировна
преподаватель
ГБПОУ СО «Саратовский лицей электроники и машиностроения»
г. Саратов Саратовская область

Любая жизнь - это деятельность. На каждом жизненном этапе перед человеком выходят на передний план зоны ближайшего развития личности, которые определяют потенциал обучаемости. По концепции русского психолога начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Л.С. Выготского интерес к самому процессу обучения, мотивация помогает обучающимся решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей. Например, преподаватель показывает обучающимся пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — обучающиеся по очереди “становятся учителем” и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Преподаватель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих обучающихся. Последний пример представляется особенно важным именно с практической точки зрения, поскольку он, во-первых, позволяет выявить отчетливые перспективы реализации идеи зоны ближайшего развития в таких прикладных сферах деятельности, как создание команд и повышение эффективности обучения на занятии по иностранному языку. Во-первых, внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции — группа сверстников, а не преподаватель. Во-вторых, организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной и нося подчеркнуто совместный, групповой характер, в полной мере способствует личностному развитию, в том числе и в психоэмоциональной сфере. При этом она отвечает и актуальным потребностям развития обучающихся на иностранном языке: носит элементы деловой игры, занимается решением практико-ориентированных задач, коллективно-групповой работы над проектом, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии и также в малой группе. Кроме того, такая организация деятельности позволяет каждому участнику «попробовать» себя в роли официального лидера малой группы. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики) идеи ученого Л.С. Выгодского стали очень актуальными и вписались в концепцию современного образования, технологию открытого пространства. В центре находится обучающийся, который должен осмыслить свои желания, разработать стратегический план, уметь работать в команде и принимать решения по реализации задач, плана совместных действий, конечного продукта. Данная технология применяется для проведения конференций, семинаров.

Смешанное обучение — образовательный подход, который предполагает объединение традиционного аудиторного занятия, управляемого самостоятельного занятия и электронного занятие. Cчитается, что Blended Learning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно реализует потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию.

В начале рассмотрим автономию обучающегося. Студент занимается с помощью электронных ресурсов, преподаватель его сопровождает. Управление автономией, это значит обучаться и иметь обратную связь с обучающимся и прийти в результате к практической деятельности на аудиторном занятии. Существует несколько моделей наиболее широко применяемых в российском образовании в последние 5 лет: Ротация станций, Ротация лабораторий, Перевернутый класс, Гибкая модель.

Модель Ротация станций. В модели Ротации станций все обучающиеся делятся на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть обучающихся начинает работать под руководством преподавателя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы меняют зоны. Например, группа, работавшая с преподавателем, переходит к совместной деятельности и групповым проектам. Последняя станция для этой группы — зона онлайн-обучения, где обучающиеся занимаются за компьютерами или работают с планшетами.
Модель Ротация лабораторий. Она имеет разные формы. Модели Ротации лабораторий содержат одну основную идею. Несколько занятий проходят в обычных кабинетах (фронтальная работа преподавателя со студентами), а после занятий в традиционном кабинете обучающиеся переходят в компьютерный кабинет (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания. В модели Ротации лабораторий многое очень сходно с моделью ротации станций. Разница в том, что в Ротации станций обучающиеся перемещаются в пределах выделенного для них кабинета. В то же время в ротации лабораторий обучающиеся перемещаются в учебную лабораторию, где занимаются онлайн -обучением. Реализация модели Ротации лабораторий возможна в параллели (для одного или нескольких предметов), т.к. требуется согласовывать расписание разных групп обучающихся и использование компьютерного кабинета. Основное отличие от оригинальной модели в том, что обучающиеся работают с компьютером только раз в неделю.

Гибкая модель. Основа гибкой модели смешанного обучения в том, что студенты не ограничены по времени тем или иным видом учебной деятельности. Обучающиеся самостоятельно составляют график работы, выбирают тему и темп, в котором они будут изучать материал. В этой модели по большей части используется онлайн-среда. Преподаватель работает с небольшими группами или индивидуально со студентами, которым нужна помощь. Эту модель наиболее эффективна для обучения школьников старших классов, студентов и взрослых, так как требует развитого навыка самоорганизации, высокого уровня мотивации в обучении.

Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения, модели с которой нужно начинать, считают эксперты в области технологии смешанного обучения. является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения. Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман и Аарон Сэмс , которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с теоретическим материалом и презентациями, для иностранного языка: грамматикой и основном текстом по теме обучающиеся знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а внеаудиторную самостоятельную работу они выполняют на следующий день в аудитории, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одногруппниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было аудиторной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было внеаудиторным самостоятельным заданием, становится предметом рассмотрения в аудитории.

Среди популярных форм аудиторной работы в такой модели – выполнение разноуровневых коммуникативные заданий, упражнений на проверку лексико-грамматической стороне речи, дискуссии, ролевые игры и презентация проектов. Таким образом, на занятии акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения, закрепления и исследования.

Зачем педагогу «переворачивать» обучение?
Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного занятия:
• пассивность обучающихся, их нежелание самостоятельно работать;
• у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным обучающимся, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала;
• ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого обучающего. Часто их использование запрещается педагогом .
Во-вторых, на обычном занятии трудно достичь высокого уровня владения обучающимися материалом. Главное для педагога на занятии - чтобы студенты запомнили и поняли. На большее не хватает времени. Если же преподаватель пытается поднять студентов выше с помощью внеаудиторных самостоятельных заданий, то самое сложное (применение, анализ, синтез и оценка) им приходится делать самостоятельно. Многие обучающиеся просто не могут выполнить внеаудиторные самостоятельные задания.
В-третьих, традиционное обучение ограничивает возможности реализации компетентностного подхода, потому что слабо справляется с формированием и развитием у обучающихся актуальных в XXI веке компетенций, которые необходимы для успешной учебы и работы:
• творческий подход и новаторство;
• критическое мышление;
• способность решать проблемы;
• коммуникабельность и сотрудничество;
• информационная и медиаграмотность;
• инициативность и самостоятельность;
• способность делать выбор и ответственность;
• лидерство и др.

Исходя из вышесказанного, педагоги подошли к тому, что обучение стоит «перевернуть».
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
1. Педагоги готовят несколько видеороликов в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).
2. Обучающиеся смотрят данные видеоролики дома. Особенности просмотра видеороликов заключаются в следующем:
• обучающийся осваивает материал в индивидуальном темпе;
• отсутствуют временные ограничения;
• возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий, облачные технологии.
3. Аудиторное время используется для выполнения практико-ориентированных заданий, мини-проектов или другой учебной деятельности.
Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть видео, предпочитающие визуальный контент; выполнять задания по разным видам чтения или писать, выражать свое мнение, давать оценку, додумать концовку рассказа и задания, проверяющие умения письменной коммуникации. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» садят вместе выполнять задания по разным видам чтения, «писатели» будут делать какие-то задания, на проверку, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у обучающихся откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.

Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:
• педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить темы, вызвавшие затруднение;
• студенты, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение заданий по внеаудиторной самостоятельной работе, потому что не поняли объяснение нового материала на занятии, так как внеаудиторная самостоятельная работа делается в аудитории, при поддержке и помощи преподавателя;
• обучающиеся не испытывают смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала обучающиеся письменно фиксируют возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
• педагог на занятии имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех обучающихся группы;
• использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между обучающимися способствуют формированию у студентов критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.

Вместе с тем есть ограничения по применению модели «Перевернутого класса». Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога серьезной дополнительной подготовки, высокого уровня владения ИКТ-компетенцией. Когда преподаватель только начинает организовывать подобную работу, необходимо учесть, что:
• каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией;
• обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео);
• нужно привлекать студентов к написанию небольших заметок: выразите свое мнение, подберите аргументы за и против, по своей позиции по просмотренному видео.

Где взять видеофильмы, видеоролики? Учебное видео по теме можно сделать самим или найти в Интернете. Создавая свой учебный тематический ролик следует обратить внимание на понятное программное обеспечение ,например, программу Мovie Maker. Это бесплатная программа для создания и редактирования любительских фильмов, которая входит в комплект операционных систем семейства Microsoft Windows. С помощью этой программы можно создавать монтировать и демонстрировать свои фильмы прямо на домашнем ПК при выполнении простых операций перетаскивания мышью. Программа позволяет добавлять специальные эффекты, дикторский текст и музыку. Образовательный контент сейчас интенсивно переводится в цифровой формат, создаются новые приложения, электронные учебники, данный материал легко включить в учебную работу. Можно вступить в сообщество, где есть возможность делиться с заинтересованными педагогами опытом проведения исследований в цифровой среде и создания своих образовательных материалов нового формата.

Таким образом, переход к модели «Перевернутого класса» является переходом от главенства педагога к главенству ученика. Появляется возможность более тесного сотрудничества во время образовательного процесса, обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Модель позволяет возложить ответственность за знания обучающегося на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, мотивируя его на процесс обучения, направляя в русло практического применения полученных знаний.

Список литературы:
1. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ug.ru/method_article/876
2. Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе [Текст] / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
3. Крылова А.С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4).
4. Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения. Режим доступа:// http://www.openclass.ru/node/430807/

1
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar