- 13.08.2018
- 6083 Просмотра
- Обсудить
Верстакова Валентина Ивановна
Николаева Елена Николаевна
преподаватели истории
ОГА ПОУ «Технологический колледж»
г. Великий Новгород, Новгородская область
Николаева Елена Николаевна
преподаватели истории
ОГА ПОУ «Технологический колледж»
г. Великий Новгород, Новгородская область
Аннотация: в данной статье представлен опыт применения метода проектов в преподавании истории и организации внеклассной деятельности по предмету. Этот метод позволяет решить проблему мотивации, способствует реализации принципов личностно-ориентированного обучения, является одной из успешных форм организации патриотического воспитания в учебном заведении.
Ключевые слова: проектный метод, личностно-ориентированное обучение, проблема мотивации, социальный проект, патриотическое воспитание.
Метод проектов в педагогике известен более 100 лет. Уже тогда педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности грозит ограничением инициативы и творческих возможностей обучающихся. Альтернативой классическому образованию стали идеи «свободного воспитания», позволяющие развивать творческие задатки обучающихся и активно познавать мир. Одной из таких идей стал проектный метод, который основан на самостоятельности, деятельности и результативности, что позволяет ученикам учиться весело и интересно, а учителям учить без принуждения.
Данный метод привлек наше внимание тем, что он позволяет решить одну из самых важных проблем современного образования - проблему мотивации, способствует реализации принципов личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Работая над проектом, студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Именно поэтому метод проектов мы активно используем на уроках истории. В этом учебном году наши студенты определили тему проекта «Солдат войны не выбирает», посвященную войнам XX века. Проект основан на материалах исследовательских работ студентов: воспоминаниях родственников, интервью с участниками войн, анкетировании детей войны, архивных и статистических данных. Через знакомство с судьбами героев, участников войны, близких родственников студенты глубже изучили историю 20 века, прониклись уважением к подвигу поколений, сохранивших мир.
В проекте участвовали студенты первого курса. Первая часть проекта была посвящена истории Афганской войны. В результате работы студенты собрали и ознакомились с материалами о новгородце Всеволоде Петрове, несколько десятилетий считавшимся пропавшим без вести. Материал был оформлен в виде музыкально-литературной композиции «Он выбрал вечность». Ребята настолько прониклись судьбой своего земляка, горем его матери, что не могли не поделиться со своими сверстниками. Благодаря проекту о подвиге воина Всеволода узнали студенты нашего колледжа и ученики Григоровской школы. А также со своей работой студенты выступили в Доме Молодёжи на конкурсе военно-патриотической композиции, приняли участие в Знаменских чтениях в Покровском соборе. Выступление студентов колледжа стало напутствием призывникам, и уроком мужества и стойкости для будущих защитников Отечества. Таким образом, деятельность студентов приобрела статус социального проекта.
Вторая часть проекта «Героями их сделала великая война» включала в себя две большие исследовательские работы: «Дети войны: уроки выживания», «Новгород в годы ВОВ», созданные на основе местных материалов и сочинений «Семейные реликвии: память поколений».
Творческой частью проекта стала инсценировка фрагмента поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» и исполнение песен периода ВОВ. Студенты декламировали стихи, посвящённые войне, знакомили с отрывками своих сочинений, где подробно были описаны судьбы родственников, прошедших через горнило военных событий.
Частью исследовательской деятельности стала работа над газетой «Служу Отечеству», где нашли отражение истории педагогов и выпускников колледжа, служивших в армии и воевавших в горячих точках.
Публичная защита проекта состоялась в актовом зале колледжа. Выступление могли посмотреть все желающие. Среди приглашенных были представители общественной организации «Боевое братство».
После защиты студенты были приглашены на выступление в Дом Молодёжи, где выступали перед участниками боевых действий.
Таким образом, метод проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя, на историю и культуру своей страны. В результате проекта «Солдат войны не выбирает» студенты открыли имя земляка-героя, познакомились с семейными историями и реликвиями. Ощутили причастность к событиям героического прошлого своей Родины, восстановили связь поколений.
Список литературы
1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии.— М., 1998.
2. Клименко А. В., Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе.— 2000.— № 9.— С. 69¬—75.
3. Проектная деятельность на уроках истории. / EKROST.RU // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ekrost.ru/poster/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-istorii.html (дата обращения: 07.08.2018).
4. Полат Е. С. Как рождается проект.— М.,1995.— 233 с.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.