Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Октябрь » 29

ИКТ как инструмент оценки образовательных результатов

Т.С. Курпас
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский техникум нефти и газа», Ачинск

ИКТ как инструмент оценки образовательных результатов

Переход человечества к новому этапу развития - информационному обществу является объективной реальностью и оказывает влияние на все сферы деятельности общества, в том числе и на систему образования. Информатизация общества позволяет решить главную задачу – повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий [4, c.1]. На современном этапе информатизации образования очень важна независимая оценка качества образования.
Одной из актуальных проблем в образовании на современном этапе является независимая оценка результатов обучения. Данному вопросу посвящено много работ, педагоги подбирают методы и формы оценки образовательных результатов. Несомненны возможности применения информационно-коммуникационных технологий, как инструмента в организации проверки результатов обучения.
Для обеспечения независимой оценки качества образования мы предлагаем использовать интерактивные тестовые задания, разработанные в открытой информационной среде openSEE (автор Буторин Д.Н.), которые будут внедряться в техникумы г. Ачинска, для обучения и контроля знаний при подготовке студентов к экзаменам. Таким образом, цель работы состоит в разработки коллекции интерактивных тестовых заданий для подготовки учащихся к экзамену по учебной дисциплине Основы алгоритмизации и программирования.
Основные требования, на которые опираемся в ходе разработки коллекции интерактивных тестовых заданий:
• Интерактивные тестовые задания должны быть разработаны, с учетом основных проблем, которые возникают у учащихся при подготовке к экзамену;
• Вопросы при составлении интерактивных заданий должны быть составлены таким образом, чтобы было возможно проследить, на каком этапе имеются пробелы в знаниях;
• Задания должны мотивировать учащихся на дальнейшую подготовку к экзамену, должны быть разнообразными и повышать интерес;
• Интерактивные тестовые задания должны допускать поэтапное решение задачи.
Для разработки коллекции интерактивных заданий необходимо:
• Проанализировать темы и практические задания учебной дисциплины;
• Разработать тестовые задания, позволяющие студентам углубить знания и навыки при решении задач;
• Апробировать интерактивные тестовые задания в техникуме.
Универсальность интерактивных заданий состоит в том, что с помощью них можно систематизировать и углубить знания учащихся по алгоритмизации и программированию. Они разрабатываются на основе проблемно-ориентированных опросов и теории конечных автоматов [4, c. 45].
Решение задания представляет собой диалог тестируемого с системой, где учащийся сам выбирает путь решения задания. На рисунке (Рисунок 1) представлены возможные варианты действий испытуемого. При создании такого интерактивного тренажера задание разбивается на отдельны шаги, с учетом алгоритма решения задачи. Этапы опроса позволяют реализовать ветвление в зависимости от варианта ответов учащегося. Все этапы, это граф состояний и переходов конечного автомата, где каждый узел графа это этап решения задачи, а переходы это действия пользователя по перемещению по этим этапам [2, c. 56]. Граф включает как в себя правильные этапы и переходы между ними, так и достаточное количество ложных этапов. Задача учащегося пройти по эталонному пути решения задания. Переход между этапами осуществляется либо выбором ответа из набора альтернатив, либо вводом запрашиваемых данных. Например, дан код программы, и нужно правильно вычислить значение переменной. Интерактивный опрос предполагает два режима работы — ввод конечного ответа и решение задачи по шагам. На первом шаге целесообразно спросить, чему равны начальные значения переменных, далее узнать понимает ли студент какое количество раз, проработает цикл, лишь потом попросить ввести конечное значение переменной (рисунок 1). Таким образом, преподаватель и студент получают результат с информацией об ошибках и этапах, на которых они были совершены. При этом обеспечивается гибкая оценка решения задания в автоматическом режиме.
My WebPage
Рисунок 1 Действия испытуемого при решении задания
Также для каждого задания описывается программный код для генерации исходных данных, который обеспечивает неограниченное количество вариантов тренировочных заданий. Например, определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы (записанного ниже на языке программирования Pascal) [1, c. 32]:
a := 30; b := 6; a := a / 5 * b;
if a > b then
c := a - 4 * b
else c := a + 4 * b;
В данном задании требуется изменять значения переменных а и b, а также изменять результат вычислений переменной с, за счёт изменения множителя b. Для этого нужно создать код на языке JavaScript, который будет случайным образом выбирать числа из некоторого диапазона. Пример целого кода генерации данных представлен на рисунке (Рисунок 2).
My WebPage
Рис. 2 Код генерации данных
В результате мы получаем постоянно новый набор исходных данных, это предоставляет учащемуся своего рода полигон, для решения данного вида заданий.
В генераторах исходные данные задачи создаются методом от противного. Сначала выбирается случайным образом ответ, затем обратными действиями вычисляются исходные данные.
Конкретные особенности интерактивных тестовых заданий:
• В процессе тренировки учащийся должен самостоятельно принимать решения о дальнейшем ходе решения задачи;
• В процессе тренировки можно пользоваться подсказками, в которых содержатся решения задания;
• После решения задачи учащийся и учитель может проанализировать все попытки, которые потребовались для решения и увидеть, где возникали затруднения.
Особенность интерактивных тестовых заданий заключается в возможности применять при подготовке учащихся к экзамену технологию усвоения знаний, технологию разноуровневого обучения, технологию коллективного взаимообучения, сочетание практики и повторения теории при решении заданий. Используя интерактивные тестовые задания, созданные в среде openSEE, при подготовке к экзамену, учащиеся получают целый комплекс инструментария, который позволяет повторить и более подробно изучить теоретические основы предмета, укрепить практические умения и в конечном итоге проверить свои знания пройдя тестирование. В настоящее время в среде openSEE разработаны интерактивные тренажёры 15 заданий, предусматривающие генерацию исходных данных. Задания апробируются в Ачинском техникуме нефти и газа. Всего в апробации участвуют 45 студентов и 2 преподавателя.
Список использованных источников:

1. Семакин, И. Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. Г. Семакин, А. П. Шестаков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Буторин Д.Н. Методика использования в педагогической практике открытой научной образовательной среды openSEE: Учебно-методическое пособие / Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2012, 120с
3. Информатизация образования как объект педагогического анализа [Электронный ресурс]. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29192 (дата обращения: 14.11.2016)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar