Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Ноябрь » 19

Основные принципы организации иммунопрофилактики

Захарова Елена Викторовна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Каменск-Шахтинский медицинский колледж»,
преподаватель высшей квалификационной категории ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах специальности - 34.02.01 «Сестринское дело»

Основной целью функционирования системы здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья населения, вследствие этого разрабатываются и реализуются различные программы и мероприятия, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи и совершенствование подготовки медицинских кадров. Сестринский персонал традиционно занимает существенную роль в предоставлении квалифицированной медицинской помощи, соответствующей потребностям пациента. В настоящее время в здравоохранении большинства развитых стран врачебная деятельность и сестринское дело рассматриваются как самостоятельные, но дополняющие друг друга профессии. С введением многоуровневой системы подготовки сестринского персонала, реализацией многочисленных программ, профессия медицинской сестры приобретает всё большую самостоятельность, более чёткими становятся границы сестринской и врачебной деятельности, расширяется спектр оказываемых медицинскими сёстрами услуг.
В дальнейшем совершенствовании нуждаются программы обучения студентов. Цели оптимизации программ обучения заключаются в приближении их к интересам медицинской практики и адекватная система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования. Учебный процесс должен гибко реагировать на меняющиеся потребности здравоохранения, обеспечивая подготовку по приоритетным направлениям с учетом современных достижений медицинского знания.

На сегодняшний день образовательные учреждения, осуществляющие подготовку сестринского персонала в регионе, находятся в положении двойного подчинения – органам управления образования (министерство образования Ростовской области) и органам управления здравоохранением (министерство здравоохранения Ростовской области). Данное обстоятельство приводит к усилению контроля за основными параметрами деятельности образовательной организации. Разграничение полномочий управляющих органов нацелено на положительный результат. Региональные органы управления здравоохранением обеспечивают целевой прием граждан в образовательные учреждения, находящиеся в их ведении, способствуют совершенствованию профессиональной подготовки медицинских кадров, определению профессиональной пригодности выпускников, за счет введения аккредитационных мероприятий. Региональное Министерство образования обеспечивает взаимодействие с рынком труда (предоставляет информацию о работодателях, вакансиях, дает возможность подбора/выбора места работы в соответствие с запросами и амбициями соискателя) и содействует в трудоустройстве выпускников. Однако при управлении учебным процессом в рамках среднего профессионального образования необходимо учитывать специфику медицинской практики и условий профессиональной деятельности будущих молодых специалистов, которые существенно отличаются от условий деятельности другого профиля.

Современные аспекты иммунопрофилактики. Этическая и правовая база иммунопрофилактики. Положения нормативной документации, обеспечивающие проведение иммунопрофилактики в РФ
В России создана уникальная система вакцинопрофилактики, признанная ВОЗ как одна из самых эффективных. Она предусматривает:
1. Ведение государственного учета и отчетности о проводимых прививках и случаях поствакцинальных осложнений.
2. Функционирование специализированных прививочных кабинетов.
3. Специальную подготовку больных детей к вакцинации конкретными препаратами
4. Контроль за состоянием коллективного иммунитета населения.
5. Создание «холодовой цепи» при транспортировке и хранении вакцин.

Граждане имеют право на:
- Получение от медицинской сестры и врача полной и объективной информации о прививках, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях.
- Бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок.
- Бесплатный медицинский осмотр перед профилактическими прививками.
- Бесплатное лечение при возникновении поствакцинальных осложнений.
- Социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений.
- Отказ от профилактических прививок.

Перспективы совершенствования иммунопрофилактики связаны как с расширением круга управляемых инфекций, так и с созданием более совершенных вакцин. Расширение спектра иммунопрофилактики в последние годы идет за счет включения в календари «новых вакцин».

В последнее время, казалось бы, специальные проблемы вакцинопрофилактики стали предметом общественного интереса.
Независимо от принципиального обоснования, использование государством каких-либо принудительных для гражданина мер должно ограничиваться соответствующими законными рамками. Если подойти к политике вакцинопрофилактики в России с точки зрения принципов правового государства, то можно увидеть, что как массовая так и обязательная политика в эти принципы не укладывается.

Вакцинация (иммунопрофилактика) во всём мире признана идеальным средством профилактики, сдерживания и ликвидации инфекционных заболеваний. В большинстве стран вакцинация относится к разряду государственных приоритетов. Именно вакцинация привела к успеху в борьбе с инфекционными заболеваниями. Но это вовсе не значит, что надо всех поголовно вакцинировать от любых существующих инфекционных заболеваний. Важен учёт соотношения затрат и полученного эффекта.

В нашей стране правовые основы государственной политики в области вакцинации (иммунопрофилактики) определяются Федеральным Законом № 157 от 17 сентября 1998 года (с изменениями от 29 декабря 2004 года) «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и другими документами:
- Постановление правительства РФ № 825 от 15.07.1999 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»;
- Методические указания, утверждённые главным санитарным врачом РФ, МУ № 3.3.1889-04 от 04.03.2004 «Порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 0100/3939-05-32 3.3.1878-04 от 24.05.2005 «Перечень вакцин для профилактики инфекционных заболеваний, зарегистрированных и разрешенных к применению в Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2005 г.»

Вакцинопрофилактика представляет собой единый комплекс мероприятий, включающих юридические, организационные, образовательные, медицинские, социальные и технические процессы. Ее специфическими особенностями, в отличие от других видов медицинской помощи, является то, что медицинское вмешательство проводится, как правило, по отношению к здоровому человеку и, помимо защиты конкретного индивидуума, служит стратегическим целям общества по предупреждению, элиминации или ликвидации той или иной инфекции. С этой точки зрения на первый план выступает множество этических проблем, которые играют важную роль при формировании отношения граждан к данному виду медицинской помощи и требуют правильной правовой и этической трактовки при разрешении возможного конфликта интересов индивидуума и общества.

В Российской Федерации имеется и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, которая регламентирует все этапы процесса иммунопрофилактики: производство, испытание, разрешение применения иммунобиологических препаратов, а также их хранение, транспортировку, использование и уничтожение. Кроме того, четко определены права граждан при осуществлении данного вида медицинской помощи. Рассмотрим отдельные вопросы обеспечения качества проведения иммунопрофилактики.

Первый критерий качества - доступность. Действующее законодательство РФ в области здравоохранения и единая система лицензирования лечебно-профилактических учреждений делают возможным проведение иммунопрофилактики в медицинских учреждениях вне зависимости от их формы собственности. Доступность вакцинопрофилактики основана, прежде всего, на положениях Конституции РФ. Так, в ст. 41 указано, что “каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Кроме того, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” прямо определяет уровни ответственности государства и субъектов РФ при проведении соответствующих мероприятий. Так, в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ указано, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения - расходное обязательство Российской Федерации, а по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - субъектов Российской Федерации. В ст. 35 Федерального закона № 52ФЗ определены и общие основания проведения вакцинопрофилактики: «Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний».

Статья 4 Федерального закона от17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» также определяет государственные гарантии доступности иммунопрофилактики. В частности, государство гарантирует доступность для граждан профилактических прививок, а также бесплатное проведение прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, и вакцинопрофилактики по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Следует отметить, что бесплатное проведение прививок в рамках Национального календаря и по эпидемическим показаниям не исключает возможности привлечения внебюджетных средств для вакцинации с применением вакцин известных зарубежных производителей, в т. ч. препаратов, не имеющих российских аналогов. Это способствует повышению качества медицинской помощи, а также получению ценных научных данных об эффективности применения вакцин в условиях конкретной страны. Изучение результатов применения вакцин после их регистрации в разных странах рекомендовано ВОЗ и является неотъемлемой частью фармако-эпидемиологии вакцин.

Следующий важнейший критерий качества иммунопрофилактики - своевременность. Данный критерий имеет три составляющие:
- своевременная разработка новых или актуализация имеющихся иммунопрепаратов;
- соблюдение сроков поставки вакцинных препаратов медицинским организациям;
- соблюдение графика и схем вакцинации.

Основной документ, определяющий регламент и графики проведения вакцинации населения (как в плановом порядке, так и в условиях определенной эпидемической ситуации) - приказ Минздрава России от27.06.2001 № 229 “О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям” (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 № 166). При этом нужно учитывать, что схемы вакцинации могут изменяться в зависимости от применения конкретных вакцинных препаратов или получения новых научных данных о применении уже известных вакцин. Основанием для использования той или иной схемы вакцинации конкретным препаратом или выбора дозы является утвержденная инструкция по его медицинскому применению.
Порядок проведения вакцинации против различных инфекций с учетом конкретной эпидемической ситуации определяется также санитарными правилами и постановлениями санитарной службы РФ, ее субъектов, городов или областей.

Сроки и объемы поставки вакцин регламентируются государственной системой планирования вакцинации детского и взрослого населения. Существует система централизованных поставок вакцин в соответствии с требованиями нормативной документации. Сбои в системе своевременного обеспечения вакцинации могут существенно повлиять на эффективность проводимых мероприятий.

На современном этапе развития медицины особое место занимает соблюдение прав человека при проведении любых медицинских вмешательств. Добровольность - основной этический принцип при осуществлении медицинской деятельности.
Права пациентов при проведении иммунопрофилактики четко прописаны в ст. 5 Федерального закона от 07.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (в ред. Федерального закона от22.08.2004 № 122-ФЗ).
Это права:
- на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
- выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
- бесплатные профилактические прививки, включенные в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
- медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками;
- получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
- социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;
- отказ от профилактических прививок.

В ст. 11 того же закона определены требования к проведению профилактических прививок.
Они проводятся:
- в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность;
- с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний (перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения);
- в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Реализация права пациента на получение информации - прямая обязанность организаций и персонала, осуществляющего вакцинопрофилактику, на всех этапах ее проведения, а информирование пациента - основной фактор в процессе формирования доверительного отношения общества к иммунопрофилактике.
Информация, предоставленная как публично населению в целом, так и конкретному пациенту, должна быть научно обоснованной, а информирование должно осуществляться в уважительной, доступной форме, без элементов давления. Это гарантирует возможность принятия пациентом добровольного, осознанного решения.

Нормативная документация:
1. Приказ МЗРФ №125н от 21 марта 2014 года "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
2. МУ 3.3.1.1095-02 «Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок».
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.1; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 " О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст.3953), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2005, N 39, ст.3953).
1. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ вводит иммунопрофилактику в ранг государственной политики, 2.Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ « Требования к проведению профилактических прививок»
3. Приказ МЗ РФ от 31 января 2011 г. N 51н. «Профилактические прививки по эпидемическим показаниям»
4. Контроль за соблюдением прав и свобод осуществляют комитеты по этике: Национальный комитете по биоэтике при Президиуме РАН; Комитеты по биомедицинской этике при Президиуме РАН и Минздраве России.

Организация иммунопрофилактики среди медицинских работников
В лечебно-профилактических учреждениях персонал часто подвергается риску инфицирования различными микроорганизмами.
Любое инфекционное заболевание в условиях лечебных учреждений может поражать не только пациентов, но и медицинский персонал. Медицинские работники не только подвержены риску инфицирования, но и сами могут являться источником инфекции для пациентов.
Наиболее значимыми в эпидемическом отношении в настоящее время остаются инфекции с воздушно-капельным механизмом передачи - грипп, корь, краснуха, дифтерия. Такие инфекции могут быстро распространяться среди персонала и пациентов и вызывать тяжелые осложнения.
Огромной проблемой здравоохранения остается также вирусный гепатит В. Его распространению способствует широкое применение диагностических и лечебных процедур с нарушением целостности кожных покровов и слизистых оболочек.

Все эти заболевания можно предотвратить путем вакцинации.
В процессе работы предусматривается ревакцинация медицинского персонала против дифтерии и столбняка каждые 10 лет. Кроме того, всем медицинские работники не имеющие противопоказаний должны привиты против вирусного гепатита В – без ограничений по возрасту против кори - лица в возрасте до 35 лет, краснухи - женщины в возрасте до 25 лет. Каждый медицинский работник ежегодно должен обследоваться на носительство вирусного гепатита В.
Для снижения заболеваемости гриппом и временной нетрудоспособности медицинского персонала во время эпидемий гриппа, а также для предотвращения распространения вируса гриппа внутри медицинского учреждения, ежегодно осенью рекомендуется привиться и против этой неопасной на первый взгляд инфекции.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar