Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Декабрь » 4

Использование коммуникативных технологий при изучении криминальных опасностей на занятиях ОБЖ

Сентюрева Мария Андреевна
ГБПОУ Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери


Вашему вниманию предоставляется исследование на тему «Использование коммуникативных технологий при изучении криминальных ситуаций в основной школе».

Современный развивающий тип образования обращает внимание на деятельность учащегося, поскольку в исследованиях ведущих ученых Л.С.Выготского, С.Н.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Серикова и других установлено, что развитие личности возможно лишь при условии ее деятельности. Следовательно, вне деятельности не может быть личностного развития. В числе различных видов деятельности особо выделяется коммуникативная деятельность, приобретающая в настоящее время важную роль. Это нашло отражение во ФГОС профессионального образования, где в качестве самостоятельных ОК выделены коммуникативные ОК. Современные дети активно вписываются в коммуникативное пространство, обмениваясь информацией, отношениями, взглядами, жизненными позициями. Особенно это важно в условиях роста криминальных ситуаций, в которые попадают дети и подростки. Усвоение знаний, правил и норм безопасного поведения в опасных криминальных ситуациях послужит обучающимся своеобразным предостережением и определенной защитой. Следовательно, возникает необходимость обучения детей способам коммуникативной деятельности при изучении курса ОБЖ для облегчения их ориентации в криминальных ситуациях.

Цель работы состояла в теоретическом обосновании и разработке методики использования коммуникативных технологий при изучении криминальных ситуаций в обучении безопасности жизнедеятельности в основной школе.

Поставлены и решены следующие задачи:
1 На основе анализа научной литературы определить теоретические основания использования коммуникативных технологий при изучении криминальных ситуаций в обучении безопасности жизнедеятельности.
2 Разработать методику использования коммуникативных технологий при изучении криминальных ситуаций в обучении безопасности жизнедеятельности в основной школе.
3 Определить методические условия реализации разработанной методики в практике обучения безопасности жизнедеятельности.
4 Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Решение задач раскрывается в тексте работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения ,списка используемой литературы ,приложений.

Глава I посвящена рассмотрению теоретических основ использования коммуникативных технологий при изучении криминальных ситуаций в обучении безопасности в основной школе. Для этого были проанализированы работы А.Г.Асмолова, Л.С.Выготского,А.В.Петровского, Хуторского,И.С.Якиманской и других специалистов.

В результате установлены понятия: «коммуникативная деятельность» и «коммуникативные технологии».
Коммуникативная деятельность рассматривается как процесс взаимодействия с педагогом и обучающимися, самим собой, информационными источниками. Она обладает высоким развивающим потенциалом за счет обогащения ценностными ориентациями, смыслами, теоретическими и практическими знаниями и умениями, диалогом, составляющими основу культурной личности(Г.С.Батищев, И.А.Колесникова)
Коммуникативная технология – это процесс последовательного, пошагового, разработанного на научной основе решения какой – либо коммуникативной проблемы, имеющей личностную или социальную значимость .
Использование коммуникативных технологий означает признание определяющей роли учебного сотрудничества в обучении.

На основе научно-педагогических представлений Г.К. Селевко можно выделить следующие компоненты коммуникативной технологии обучения:
1 Концептуальная основа
2 Цель образовательного процесса
3.Субъекты образовательного процесса
4 Интегрированное содержание образования
5 Технологически организованный процесс обучения
6 Оценка процесса и результата обучения
Разработка методики использования кммуникативных технологий в курсе ОБЖ осуществлялась на актуальном материале криминальных ситуаций. Анализ литературы показал, что они входят в группу опасностей социального характера. дана классификация опасных и ЧС . Здесь четко видны криминальные опасности, связанные с мошенничеством, разбоем, бандитизмом, воровством и т.д., рост которых зависит от экономической и политической ситуации, общей культуры населения.

Данный тип опасных ситуаций изучается в курсе ОБЖ в разделе «….. « .Однако традиционный объяснительно-иллюстративный метод ,как показывает практика, оказывается не всегда эффективным,требуется систематическое привлечение коммуникативных технологий. Правильные коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Нами разработана Методическая система использования коммуникативных технологий в изучении криминальных ситуаций в курсе ОБЖ .В числе основных базовых теоретических положений рассматриваются главные подходы развивающего образования в области безопасности жизнедеятельности: культурологический, личностно - деятельностный, диалогический. Культурологический предполагает развитие культурной личности безопасного типа поведения. Личностно-деятельностный определяет включение учащихся в различные виды коммуникативной и предметной деятельности. Диалогический означает широкое использование обсуждений, учебного сотрудничества, взаимодействия школьников.
Главные идеи воплощаются на практике с помощью принципов: природо-и культуросообразности, гуманизации, интеграции, учебного взаимодействия.
Методическая система объединяет целевой,содержательный,процессуальный,технологический,результативно-целевой коммпонеты.
Целевой компонент методической системы представляет формирование коммуникативной деятельности обучающихся при изучении криминальных ситуаций социального характера.
Содержательный компонент включает ценности коммуникативного и предметного характера: безопасного поведения в криминальных опасностях, знания и умения безопасного поведения, творческие способы поведения и деятельности.
Процессуальный компонент отражает последовательность процесса обучения по этапам: ориентирующий , операционно-деятельностный , контрольно-оценочный . На ориентирующем этапе задаются мотивационные установки, определяется цель учебного взаимодействия, нормативные требования к общению. На операционно-деятельностном осуществляется сам процесс учебного взаимодействия путем поиска информации, обмена ценностями,знаниями,умениями. На контрольно-оценочном этапе осуществляется рефлексия деятельности, уровень освоения способов общения, диалога, усвоение научного содержания образования.

Технологический компонент представлен коммуникативными технологиями, основанными на непосредственном живом общении участников: проектной, ситуационного анализа (case study), решение проблем безопасности криминального характера на семинарах, дискуссиях,круглых столах.
Результативный компонент предусматривает выявление ценностных отношений, когнитивного и праксиологического аспектов содержания в двух направлениях: 1) предметном– содержание курса ОБЖ ,касающегося криминальных ситуаций; 2) коммуникативном – развитие коммуникативной деятельности.

В качестве методических условий практической реализации разработанной системы рассматривался комплект методических разработок .
• групповой проект «Безопасный путь»,
• решение кейс-ситуаций «Как не стать жертвой мошенников»,
• сюжетно-ролевые и деловые игры («Встреча с потенциальным мошенником», «Заседание комитета городского района по вопросу снижения насилия и криминала»);
• Проект «Терроризм среди женщин»

Выбор коммуникативных технологий зависел от поставленных на уроке целей, содержания учебного материала, предполагаемой работы школьников. Поэтому использовались различные модели общения .
Первая модель основана на идеях сотрудничества, взаимопомощи ,когда общий результат группы складывается из результатов каждого участника. Так было, например, на уроке- круглом столе « Причины и пути решения проблем возникновения преступлений среди молодёжи». Вторая позиционная модель предполагает дискуссию, спор, столкновение разных точек зрения и реализуется в сюжетно-ролевых играх, на уроках-дискуссиях. Третья модель может объединять признаки первых двух и нацелена на продуктивную деятельность – проект, безопасную модель поведения в криминальной ситуации, разработанную в case study«Как не стать жертвой мошенников».
Результаты проведенной работы проверялись в ходе педагогического эксперимента. Он включал два этапа: констатирующий и формирующий. На первом этапе были определены контрольная и экспериментальная классы, выбраны критерии и установлены три уровня сформированности коммуникативной деятельности. В диссертационной работе они раскрыты в параграфе 2.3. На основе подходов Е.В.Мельник выделены низкий (стихийно-эмпирический), средний (эмпирический) и высокий(теоретический) уровни. В контрольном классе обучение шло в традиционном режиме, в экспериментальном – на основе разработанной нами методики.

Результаты обучения показали эффективность разработанной методики. Если на констатирующем этапе почти 70% учащихся показывали низкий уровень развития коммуникативной деятельности,то на формирующем этапе этот показатель снизился до менее 10%,тогда как в контрольной группе он остался достаточно высоким-порядка 50%. Средний уровень повысился с 22% на констатирующем этапе, до 37% в контрольной группе и 60% в экспериментальной. Высокий уровень в начале обучения набдюдался лишь у 10% школьников, в контрольном классе он составил 37%,а в экспериментальном-28%.

Таким образом, доказана правомерность и необходимость использования коммуникативных технологий в изучении криминальных ситуаций в курсе ОБЖ.

Список литературы
1. Амонашвили, Ш. А. Единство цели: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2013.
2. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. – М.: Педагогика, 1993.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. / сост. П. А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990.
4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
6. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Издательство «Делвая книга», 2015.
7. Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
8. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
9. Богуславский, М. В. ХХ век российского образования / М. В. Богуславский. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
10. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография / В. А. Болотов. – Волгоград: Перемена, 2015.
11. Синичкина, Н. Е. О «девиациях» в новой педагогической действительности высшей школы / Н. Е. Синичкина // Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности: материалы Всерос. науч.-практ. конф.; под ред. И. Ю. Лапиной, Н. Е. Синичкиной; СПбГАСУ. – СПб., 2012. – С. 264-268.
12. Сластёнин, В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. – М.: Прометей, 1999.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar