Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Декабрь » 21

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Каткова Татьяна Николаевна
ГБПОУ "Починковский сельскохозяйственный техникум"

Здоровье–это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания обучающихся посредством внедрения в учебный процесс здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.

Здоровье сберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.
Цель здоровье сберегающих технологий обучение – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

В данный момент практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в техникуме на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа студентов, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”. Поэтому перед каждым преподавателем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы дать каждому студенту оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни студентов? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на студентов целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - преподавателю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Из этого возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью студентов? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
1. Создание условий, способствующих развитию мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
2. Обеспечение обучающихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
Средства и методы
Для достижения целей здоровье сберегающих технологий применяются следующие группы средств:
• гигиенические факторы;
• оздоровительные силы природы;
• средства двигательной направленности.
Главное условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровье сберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Понимаю, что нельзя насильно заставить всех обучающихся заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
• современные средства физической культуры;
• комбинирование методов, приемов физического воспитания.
• внеклассные формы физического воспитания
1. Использую современные средства физического воспитания. Применяю такие средства в работе с девушками старших групп.
Работа с детьми занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшегруппников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:
• занятия ОФП;
• занятие волейболом;
2. Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности обучающихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Объясняю обучающимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.
3. Внеклассная работа по предмету
Обучающимся необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

С целью повышения двигательной активности обучающихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются
Внеклассные формы работы:
1. Физкультурно-массовые
2.Спортивные мероприятия
3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
4. Гимнастика до занятий.
5. Подвижные игры на переменах.
6. Физкультминутки.
7. Дни здоровья и спорта.
8. Внутритехникумовские соревнования.
9. Спортивные секции.

В техникуме организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к внутритехникумовским, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Принятие участие в соревнованиях внутритехникумовского и районного уровня во многом способствует привлечению обучающихся к секционным занятиям.

Ежегодно я веду волейбольную секцию. Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Мои воспитанники показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют все нормы сдачи тестирования и зачетов. Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании летнего оздоровительного отдыха. Одной из форм организации летнего отдыха является организация спортивных мероприятий, туристических походов.

Список используемой литературы:
1. Чертов Н.В. Физическая культура: учебное пособие / Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. - 118 с. [Электронный ресурс] znanium.com
2. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-1578[Электронный ресурс] znanium.com
3. Гелецкая, Л.Н. Физическая культура студентов специального учебного отделения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Н. , И. Ю. Бирдигулова, Д. А. Шубин, Р. И. Коновалова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 220 с. - ISBN 978-5-7638-2997-6 - [Электронный ресурс] znanium.com
4. Марков, К. К. Техника современного волейбола [Электронный ресурс] : монография / К. К. Марков. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 220 с. - ISBN 978-5-7638-2841-2 [Электронный ресурс] znanium.com
5. Николаева О. О. Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие / Сидорова Е.Н., Николаева О.О. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 148 с.: ISBN 978-5-7638-3400-0 [Электронный ресурс] znanium.com

Интернет ресурсы:
1. www.znanium.com (электронная библиотека)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar