Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Январь » 12

Проектирование модели формирования экономической грамотности обучающихся с использованием компьютерных технологий

Сазонова Наталья Алексеевна, преподаватель
ОБПОУ «Курский техникум связи», г. Курск, Курская область

Аннотация: В статье рассматривается сущность и характеристика модели формирования экономической грамотности обучающихся с использованием компьютерных технологий
Ключевые слова: Экономические знания, экономическая грамотность, модель, компьютерные технологии

Российская экономика ориентирована на интенсивный путь развития и предполагает наличие у различных категорий граждан экономической грамотности. Экономическая грамотность гражданина предполагает наличие у него знаний экономических терминов и понятий, умений эффективно ими пользоваться при вступление с разными сторонами (банки, страховые фонды, рынки) в экономические отношения.

Особенностью современного состояния среднего профессионального образования является то, что оно постоянно развивается и требует от общества подстраиваться под его развитие. От будущих специалистов по рекламе требуется не только усвоение содержания дисциплин социально-экономического профиля, но и умение грамотно действовать в различных ситуациях, понимать значение экономики и ее роль в жизни человека.
Вместе с ростом благосостояния российских граждан должно формироваться и их активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Для формирования такого поведения требуется наличие достаточно высокого уровня сформированности экономических знаний, который должен стать основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами.
Дать экономические знания обучающимся в условиях среднего профессионального образования, это также является неотъемлемой частью всего учебного процесса.

В этом отношении богаты соответствующим материалам и такие предметы, как математика, природоведение и география, физика и информатика. Связывая экономическое обучение с такими направлениями как информатика-техника, физика-математика, профессиональное учреждение воспитывает у обучающихся черты характера, развивает у них информационную культуру, общественную активность и эстетические взгляды.
Многообразие компьютерных операций не может заменить преподавательский труд. Обучающие программы, которые использует преподаватель в работе, являются учебным пособием, вспомогательным инструментом обучения, дополняющим и расширяющим учебник. Авторская работа часто является субъективной, поэтому смотря преподавателем на нее со стороны, есть возможность её оценить и проанализировать возможности ее использования в учебном процессе.

Экономические знания охватывают весь комплекс знаний, умений и навыков личности в сфере экономических отношений, позволяющих ей сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества [1].
Молодые люди не должны оставаться в стороне от развития экономических процессов, они должны включаться с большой интенсивность в этот процесс, используя для этого свои знания в области экономики. Учебный процесс является основным способом в вооружении обучающихся основами научных знаний, формировании всесторонне развитой личности.

Экономически грамотный человек – это человек, у которого хорошо развито экономическое мышление, владеющий экономической терминологией, эрудированный, способный найти выход из любой сложившейся ситуации.
По мнению Беспалько В.П. [2] экономические знания – это процесс познания сущности экономических процессов, способов, средств и результатов экономической деятельности, нашедших адекватное отражение в cсознании человека в виде понятий, представлений, теорий. A экономические умения – действия направленные организацию и выполнение экономических отношений.

Использовать ИКТ в образовательной деятельности для формирования экономической грамотности, навыков решения экономических задач следует поэтапно, в зависимости от усложнения тематических заданий. Это связано с тем, что уровень владения компьютером у разных обучающихся различный. Если одни хорошо знакомы с компьютером, то другие - не разу за ним не работали, соответственно уровень компьютерной грамотности у них низкий. К старшим курсам положение улучшается, и уже примерно 50% обучающихся используют компьютеры для различных целей.
Дисциплина «Информатика» является обязательным предметом для изучения в профессиональном учреждении, но слабая материально-техническая база их приводит к тому, что студенты, поступающие в техникум, имеют разный уровень подготовленности к работе на компьютере.
Нами была разработана трехэтапная модель формирования экономической грамотности обучающихся с использованием ИКТ в преподавании предметов экономического цикла и при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям.

Цель модели: повысить эффективность формирования экономической грамотности обучающихся среднего профессионального звена с помощью компьютерных технологий и развить навыки использования их в профессиональной деятельности.
Рассмотрим основные этапы совместной деятельности преподавателя и обучающегося по формированию экономической грамотности с помощью компьютерных программ.

Этап 1-Пропедевтический. На данном этапе педагог выступает анализатором компьютерных способностей обучающихся (как они владеют компьютером). Компьютер выступает как средство, инструмент контроля знаний обучающихся, оформления деловых писем, корреспонденции, формирования умения работать с готовыми шаблонами.
Поскольку изучение дисциплины «Экономика» идет параллельно с изучением дисциплины «Информатика», и уровень подготовленности студентов различный, то задача преподавателя – за короткий период скорректировать компьютерную грамотность всех студентов до уровня знаний, а затем их расширять и совершенствовать. Здесь анализируется понимания студентами основных понятий и терминов. Компьютерная диагностика экономических знаний позволяет достаточно хорошо усваивать эти понятия. Студенты, впервые сдающие зачет на компьютере, осваивают тестовую программу в течение нескольких минут. Используемая программа позволяет делать анализ ошибок со ссылкой на материал изучаемой дисциплины.

Практические занятия дают возможность студентам проявить себя за работой с различными документами путем их компьютерной обработки. Тестовые задания, текстовые и графические редакторы позволяют студентам отработать навыки экономической интерпретации результатов.
На этом этапе у студентов формируются навыки логического мышления, способность к переработке информации, регулярный и индивидуальный контроль знаний позволяет прочно усваивать материал предмета.

Этап 2 – Активизирующий. Определение внедрения компьютера в учебную деятельность для решения задач, проведения презентаций, оформления документов.
Изучая дисциплины экономической направленности студенты получают знания об аспектах экономической деятельности организаций, их структурных подразделениях; изучают общие основы экономики предприятий; учатся рассчитывать технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности цеха, участка; определяют экономическую эффективность от внедрения нового оборудования.
На этом этапе идет перестройка мышления обучающегося, появляется заинтересованность в приобретении знаний по будущей специальности с использованием в экономике современных ИКТ, которые помогают быстрее получать и обрабатывать информацию, самостоятельно решать экономические задачи с анализом происходящих экономических явлений.

Этап 3 – Профессиональный. Выполнение самостоятельной работы по решению экономических задач с помощью ИКТ.
На этом этапе реализуется новый вид учебной деятельности - диалог пользователя с компьютером, а также автоматический контроль (самоконтроль), тренировка, тестирование.
Формируется готовность объяснять, показывать, учить, создавать, применять и др. Начинает формироваться экономическая культура, т.е. стремление к внедрению компьютерных технологий в профессиональную сферу, к самосовершенствованию и самообразованию.

Для того чтобы использование ИКТ на занятии было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований:
1) правильное определение дидактической роли и места электронных образовательных ресурсов;
2) создание благоприятных и плодотворных педагогических условий;
3) рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ,
4) учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером и др.

Список литературы
1. Белоновская И. Д. Расширение возможностей учебно-методического комплекса [Электронный ресурс] / И. Д. Белоновская, О. В. Царькова // Профессиональное образование,2009. - № 1. - С. 40-42.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: учеб. пособие/ Беспалько В.П. - М., «Педагогика», 2011. – 287 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar