Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Январь » 12

Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов колледжа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Арский агропромышленный профессиональный колледж» Филиал № 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Арск 2018

Печатается по решению методического совета
ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

Рецензенты:
Гаянова Э.Н., заместитель директора по ТО, преподаватель высшей кв. категории;
Шайдуллин Н.Г., председатель методического совета, заместитель директора по НМР, преподаватель высшей кв. категории.

Методическое пособие
Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов колледжа / сост. Мухаметзянова Н.Н., - Арск: ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж», 2018 г. – 26 с.

Включают в себя методические рекомендации по организации деятельности студентов колледжа для формирования умений и навыков проектной работы, которые могут быть использованы с целью приобретения и закрепления общих и профессиональных компетенций.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей учреждений профессионального образования, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов.

© Мухаметзянова Н.Н.
© ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж», 2018 г.
Тираж 15 экземпляров.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................4

1. Понятие и цель проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся. Педагогическая деятельность мастера п/о
по организации проектной деятельности.....................................................5
2. Типология проектов…………………………………………………………8
3. Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции...................................................................9
4. Структура проектов. Технология работы над проектами........................................................................................................10
5. Критерии оценивания проектов....................................................................16
6. Методические рекомендации студенту........................................................22
7. Общие правила для руководителя проекта..................................................23
8. Аналитический результат организации проектной деятельности ............25
Список использованной литературы............................................................29
Приложение....................................................................................................30

ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творчески инициативной, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у студентов универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Необходимо формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Педагогическая общественность колледжа должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, одним из направлений модернизации современного образования.
Умение эффективно пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации мастера производственного обучения, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.
В методических рекомендациях рассматриваются основные формы организации проектной деятельности студентов в колледже, основные понятия о принципах, методах и последовательности построения проекта, виды и правила выполнения проекта.
Основная цель методического пособия – совершенствование профессиональной подготовки выпускников колледжа через развитие профессионального мастерства мастеров производственного обучения в области использования проектного метода.

Понятие и цель проектной деятельности

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов – инновационная педагогическая технология, несущая в себе поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Это способ организации процесса познания и способ достижения цели
через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
 Студенты учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
 Приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
 Развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Задача преподавателя - отыскать такие пути применения проектирования, которые привлекли бы к данной деятельности студентов с различным уровнем знаний, умений и навыков, расположили бы их к общей совместной деятельности, активизировали бы интерес к профессии. Например, работа студентов с разным уровнем знаний в команде, где ведущую роль выполняет более подготовленный обучающийся, что очень важно для подготовки специалистов строительного профиля.

Проектная деятельность обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Педагогическая деятельность мастера п/о по организации проектной деятельности.
1. Целеполагание.
2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
• Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
• Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
• Организация процесса рефлексии.
3. Анализ процесса мастером.
Этапы подготовки студентов к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
1 этап - формирования культуры умственного труда студентов в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
• постановка проблемы
• прояснение неясных вопросов
• формирование Гипотезы исследования
• планирование учебных действий
• сбор данных
• анализ и синтез данных
• подготовка сообщений
• выступление с сообщениями
• ответы на вопросы, корректировка
• обобщение, выводы
• самооценка
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
• Определение цели проекта и этапов достижения цели;
• Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
1. Сбор информации
2. Обсуждение данных, систематизация
3. Выдвижение гипотезы
4. Изготовление моделей (макеты, изделия, приспособления и др.)
5. Выбор способа представления результатов.
6. Распределение ролей для защиты
7. Защита (презентация)
8. Коллективное обсуждение защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у обучающихся культуру умственного труда, приучая студентов к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда студентов, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Типология проектов:

• Исследовательские проекты
• Творческие проекты
• Ролевые, игровые проекты
• Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
• Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Классификация проектов по продолжительности их выполнения:

• Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
• Средней продолжительности (от недели до месяца)
• Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Показатели успешности проекта:

• качество усвоения студентами программы;
• сформированность потребности в продолжении образования;
• сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
• уровень интеллектуальных достижений студентов;
• конкурентоспособность знаний студентов;
• мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе;
• демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции

Принципы метода проектов Профессиональная компетенция
Опора на опыт студента Знание имеющегося опыта
Проблемность Умение выбрать
Развитие образовательных потребностей Ориентация на профессиональную успешность
Результативность Чувство личной ответственности за результат
Самостоятельность, системность, индивидуализация Способность к самосовершенствованию, активность

Структура проектов. Технология работы над проектами.
Проект состоит из «5 П»:

Шестое П – портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и т.д.)
Циклограмма учебного проекта
Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.


Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Обязательно в процессе работы возникнут какие-то трудности, которые могут привести к снижению интереса к проекту. Поэтому на этом этапе преподавателю необходимо проводить консультации, находить способы решения возникших трудностей, следить, чтобы студент не потерял мотив к работе. У многих студентов так же не всегда сформировано и “чувство времени”. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу “на потом”. Поэтому необходимо определять контрольные точки – точки проверки работы над проектом. Можно даже проводить оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует студентов к равномерному выполнению проекта.

Структура работы над проектом.
Фаза 1. Представление темы проекта:
выявление знаний обучающихся
формирование понятий
поиск идей, проблем
Фаза 2. Избрание проблемы:
что хотим узнать (задаем вопросы);
точность и актуальность вопросов;
самостоятельное формулирование проблемы, выбор главной;
определение цели проекта.
Мастер Студент
• Предлагает тематическое поле.
• Мотивирует студентов к обсуждению.
• Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.
• Консультирует обучающихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку. • Обсуждает тему.
• Определяет свои потребности.
• Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
• Ищет противоречия, формулирует (возможно с помощью мастера) проблему.
• Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Фаза 3. Формулировка подтем(проблем):
определение подтем и проблем в группах;
определение круга вопросов в подтемах:
консультирование групп.

Фаза 4. Планирование работы:
обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации;
принятие решения, в какой форме будет представлен проект.

Алгоритм планирования проекта
Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта Описание проблемы проекта, (например, актуальность объемных элементов декоративной кладки)
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Постановка цели проекта, (например, для удовлетворения каких потребностей была выбрана декоративная кладка с элементами объема)
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо выполнить)
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат), (например, выполнение декоративной кладки с элементами объема)
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных этапов выполнение работы)
Как будут решаться задачи проекта Определение способов работы на каждом этапе, (например, изучение литературы, видео, интернет ресурсов, консультации со специалистами и др.)
Когда будут выполняться задачи проекта Определение сроков работы

Мастер Студент
• Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов)
• Предлагает обучающимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
• Организует процесс анализа альтернативных решений.
• Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
• Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. • Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
• Вступает в камуникативные отношения с целью получить информацию.
• Осуществляет выбор.
• Осуществляет процесс планирования.
• Оценивает ресурсы.
• Определяет свое место (роль) в проекте.
• Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
• Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Фаза 5. Осуществление проекта:
самостоятельная работа участников по группам (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы);
Мастер Студент
• Наблюдает.
• Контролирует соблюдение техники безопасности.
• Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
• Отвечает на вопросы учащихся. • Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
• Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
• При необходиости консультируется с мастером (экспертом)

Фаза 6. Представление проекта:
демонстрация результатов проектной деятельности;
предложения по разрешению проблем;
презентация результата, готового к внедрению;
появление новых вопросов;
прогнозирование новых проблем.
Формы продуктов проектной деятельности Виды презентаций проектов
• Web – сайт
• Бизнес – план
• Видеофильм
• Выставка
• Карта
• Макет
• Модель
• Модуль
• Оформление кабинета
• Пакет рекомендаций
• Публикация
• Сравнительно – сопоставимый анализ
• Статья
• Чертеж
• Экскурсия • Видеожурнал
• Деловая игра
• Видеофильм
• Демонстрация макета, модели, модуля
• Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
• Научная конференция
• Научный доклад
• Отчет исследовательской экспедиции
• Пресс – конференция
• Экскурсия
После презентации автору проекта, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы. Если вам задали вопрос во время выступления, не торопитесь с ответом. Укажите на важность вопроса и поблагодарите вопрошающего. Если в вопросе звучит враждебность, сделайте вид, что не заметили этого. Поймите намерения спрашивающего – повторите вопрос; если нужно, задайте свой встречный вопрос. При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами.

Портфолио проекта

В состав проектной папки - портфолио проекта - входят:
• паспорт проекта;
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные и помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы), где указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы напредстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
• промежуточные отчеты группы;
• вся собранная информация по теме, в том числе и
ксерокопии и распечатки из Интернета;
• исследований и анализа;
• записи всех идей, гипотез и решений;
• отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;
• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
• эскизы, чертежи, наброски продукта;
• материалы к презентации (сценарий)
• другие рабочие материалы и черновики группы.
Фаза 7. Оценка проекта:
оценивание планирования, процесса, деятельности, отношений, конечного результата;
самооценка;
определение уровня знаний предмета
выявление успехов и неудач
Самое сложное это оценить представленный проект. Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем как их работа будет оценена. Четко сформулированные и хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее. Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель, разрабатывающий критерии оценивания, – показать студентам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для мастера п/о, работающего над формированием соответствующей компетентности у студента.

Критерии оценивания проектов

Оценка этапов Критерии оценки Баллы
Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5,10,20
Объем разработок и количество предлагаемых решений 5,10,20
Практическая ценность 5,10
Уровень самостоятельности участников 10,20
Качество оформления записки, плакатов и др. 5,10,15
Оценка рецензентом проекта 5,10
Оценка защиты Качество доклада 5,10,20
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5,10,20
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5,10,20
Ответы на вопросы преподавателя 5,10
Ответы на вопросы учащихся 5,10

Критерии оценки проекта и проектной деятельности

Качественные
Операционные Репрезентативные (связанные с представлением продукта) Ценностные
Оригинальность идеи и способа решения проблемы;
степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта;
доказательность предлагаемых решений;
подготовка презентаций продукта Раскрытие содержания проекта на презентации продукта;
логика изложения;
культура речи, владение материалом; эстетика оформления результатов;
умение отвечать на вопросы во время презентации продукта;
эмоциональность;
соответствие содержания заявленной теме;
содержательность материала. новизна и актуальность информации, используемой при выполнении проекта; самооценка студента; социальная и прикладная значимость результатов работы.

Письменный отчет.
После окончания проектной деятельности обязательно нужна обратная связь. В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.

Можно предложить следующий шаблон письменного отчета:
Тема проекта - ________________________________________________________
Я выбрал эту тему, потому что - _________________________________________
Цель моего проекта - ___________________________________________________
Сбор информации (где и как искал информацию) - _________________________
В ходе работы столкнулся с такими проблемами - __________________________
Способы решения возникших проблем - __________________________________
Причины невыполнения сроков работы - _________________________________
Что получилось, а где остались вопросы - _________________________________
Если начать работу заново, то - __________________________________________
Работа над проектом дала мне - __________________________________________
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе) - ___________________
Как данная работа может пригодиться в профессиональной деятельности - _____

Структура исследовательского проекта
1. Актуальность исследования • почему именно эта тема является актуальной;
• наличие проблемы в этой теме.
2. Проблемы исследования • противоречивая ситуация, требующая разрешения;
• разрешение противоречий связано с практической необходимостью;
• несоответствие между желаемым и реальным состоянием;
3. Объект и предмет
исследования • объект исследования: что
рассматривается;
• предмет: как будет рассматриваться
объект именно в данном исследовании;
4. Цель и задачи исследования цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы;
задачи – выбор путей и средств исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
5. Гипотеза исследования -это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто,
- гипотеза должна быть проверяема, реально опровергаема или доказуема.
7. Методы исследования -Наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий.
8. Планирование исследования должны быть изучены источники информации; указаны способы сбора информации; определены критерии оценки результатов; представлены ожидаемые результаты.
9. Научная новизна исследования в чем заключается новизна.
10. Выводы
11. Продукт исследования презентация; видеофильм; пособие; кейс документов; макет и др.
12. Презентация проекта В презентации представляется продукт проектной и исследовательской деятельности
! Очень важен ход и основные результаты исследования

Все студенческие проекты носят профессиональный характер, поэтому авторы проектов обязательно выступают перед студенческими группами с целью привлечения к исследовательской деятельности других студентов.
Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
• самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
• используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
• развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);
• учатся презентовать свои проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).
• учатся совместному труду (ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями.ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования.

Методические рекомендации студенту.
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
• Выбери с помощью родителей и мастера тему;
• Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
• Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью мастера;
• Выполни теоретическую и практическую части проекта;
• Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
• Напечатай графическую часть проекта;
• Выполни практическую часть проекта;
• Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
• Защити проект;
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи района и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к мастеру

Общие правила для руководителя проекта
1. Подходите к проведению этой работы творчески.
2. Не сдерживайте инициативу студентов.
3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за студента то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
• учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
• старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
• старайтесь обучать студента умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
8. В процессе работы не забывайте о воспитании.
Организация проектной деятельности студентов при выполнении выпускной практической квалификационной работы.
Разработанная нами методика организации проектной деятельности студентов при выполнении выпускной практической квалификационной работы состоит в следующем:
Во-первых, согласно календарно-тематическому плану студенту выдается задание на проектирование. Оно предполагает выбор изделия для изготовления и составления конструкторской и технологической документации, которая будет представлена студентом к защите в виде пояснительной записки или презентации. Выбор осуществляется из перечня выпускных практических квалификационных работ, предложенных мастером. Далее студент под руководством мастера в течение времени, отведенного на выполнение проекта (обычно один месяц) работает над оформлением пояснительной записки и изготовлением объекта труда. Последовательность этапов выполнения работы соответствует структуре пояснительной записки. Она представлена следующим алгоритмом:
Разработка композиционного решения изделия, его эскиза и описания внешнего вида.
Выбор конструктивного решения изделия. Разработка его конструкции.
Разработка технологии изготовления изделия с учетом выбранных материалов и оборудования.
Изготовление изделия.
Защита проекта.
Для оценки выполненного проекта разработаны критерии его оценивания, которые могут варьироваться в зависимости от объекта труда. Оценка работы студента осуществляется по трем параметрам:
Оценка объекта труда. Оценка пояснительной записки. Оценка защиты проекта.
Критерии оценки объекта труда: гармоничность композиционного решения; конструктивность; технологичность; экономичность; качество изготовления.
Критерии оценки пояснительной записки: логическая структура; обоснованность выводов и предложений; качество представленного графического материала; соответствие требованиям к данному виду работ; грамотность и аккуратность.
Критерии оценки защиты проекта (презентации результатов): четкость и лаконичность представленного материала; доступность изложения и обоснованность выводов; контакт с аудиторией; аргументированность ответов на заданные вопросы.
В процессе выполнения работы над проектом деятельность студентов является самостоятельной, выполняется при помощи мастера.

Аналитический результат организации проектной деятельности.
Степень достижения поставленных целей и задач – качественная и количественная оценка результатов (критерии – показатели индикаторы оценки эффективности) организации проектной деятельности
В качестве мониторинговых мероприятий отслеживались следующие индикаторы:

Критерий Ед.изм-я Значение индикатора
Начало
проекта Конец проекта
Наличие Методических рекомендаций по «Организации проектной деятельности обучающихся как одно из условий компетентностного подхода» Да/нет нет да
Наличие системы критериев оценки и количества начисляемых баллов» Да/нет нет да
Наличие Технологической карты сопровождения проекта Да/нет нет да
Количественный состав студентов, успешно занимающихся проектной деятельностью, в том числе Количество проектов при выполнении письменных экзаменационных работ (выпускных квалификационных работ) Количество

8 25
Количество 5 18
Численный рост участников и призеров профессиональных конкурсов Количество 3 7
Участие студентов в конкурсах проектно – исследовательских работ Количество 2 4
Наличие сайта проектной деятельности Да/нет нет да

Основная цель методического пособия – улучшение профессиональной подготовки выпускников колледжа через развитие профессионального мастерства мастеров в области использования проектного метода.
Для достижения цели проекта были решены комплекс задач:
1. Определили педагогическое значение метода учебных проектов.
2. Изучили типологию учебных проектов.
3. Разработали технологическую карту сопровождения проекта.
4. Разработали критерии оценивания учебных проектов.
5. Апробировали учебно-проектную технологию.
6. Разработали методические рекомендации по организации проектной работы студентов.
7. Организовали сайт проектной деятельности. Адрес: учительский.сайт/Мухаметзянова-Надежда-Николаевна

В проектной работе участвовали мастера производственного обучения - специалисты первой и высшей категорий, имеющие высшее образование и стаж работы более 15 лет. Студенты 2 - 3 курсов обучения по профессиям «Штукатур», «Облицовщик-плиточник», «Каменщик».
К реализации проекта были привлечены:
-на уровне образовательного учреждения: мастера п/о, руководитель МО, научное руководство колледжа;
-на уровне муниципалитета: специалисты информационно-методического центра, Арской библиотеки, образовательное учреждение – инновационная площадка, базовые профильные предприятия, средства массовой информации.
Прежде чем приступить к реализации проекта, чтобы исключить риски, была проведена подготовительная работа: в первую очередь была сделана экспертиза проектной деятельности колледжа и определены существующие проблемы, связанные с содержанием и условиями проектной деятельности студентов. На основе анализа результатов экспертизы благодаря привлечению партнеров проект был обеспечен всем необходимым: материально-техническим и учебно-методическим оснащением за счет спонсорской помощи базовых предприятий, информационными (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологическими ресурсами (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационным обеспечением (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельными от урочных занятий местами (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Были предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки студентов и педагогов. Приступая к проектной работе, студенты овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта.
Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем как их работа будет оценена, поэтому в процессе подготовки была разработана рейтинговая система оценки проектов. Хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться целей обучения, давать самооценку своей работе, поправлять ее. Главную цель, которую мы ставили перед собой, разрабатывая критерии оценивания, – показать студентам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам.
Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов и т.д. Для помощи организации проектной деятельности студентов инициативной группой была разработана технологическая карта сопровождения проекта.
Для проведения экспериментальной деятельности были выбраны четыре направления:
1. «Отделка поверхности штампом» Студент должен был спроектировать конструкцию штампа, его изготовить, выполнить образец отделки поверхности штампом и сделать презентацию своего проекта, включая самоанализ.
2. «Выполнение декоративной штукатурки «СГРАФФИТО» Проект включал в себя выполнение дизайна трафарета, его изготовления, выполнение декоративной штукатурки, презентации, самоанализа работы.
3. «Каменная декоративная кладка с элементами стандартов WorldSkills» Проектная работа заключалась в подборе инструмента, материалов, оборудовании, организации последовательности и технологии работ, выполнении каменной конструкции. Ее презентация и самоанализ.
4. «Высокохудожественная отделка без лишних затрат» Целью работы было изучить возможности использования недорогих строительных материалов при выполнении высокохудожественной отделки, не снижая при этом качества работ.
В процессе реализации проекта мы заметили, что студенты стали проявлять больший интерес к подготовке и участию в сетевых и региональных профессиональных конкурсах.
В 2017 году два мною подготовленных участника стали призерами регионального конкурса WorldSkills. Так же в этом же году призерами стали еще два участника подготовленные мастерами Залилей Ахметовной и Фагимом Ибрагимовичем.
В 2018 году мною подготовленные участники стали призерами регионального конкурса WorldSkills по компетенции «Ландшафтный дизайн».
Получив навыки выполнения проектно исследовательской деятельности студенты приняли участие в конкурсе исследовательских работ «Молодежное движение Татарстана: от комсомола до наших дней» по теме: «Строительные отряды – преемственность поколений», конференции «Современная наука и моя специальность» на тему: «Русская профессиональная речь строителя», стали победителями республиканского конкурса научно – исследовательских и творческих работ «МОЙ ТАТАРСТАН»
В целях обмена опытом организации проектной деятельности приняла участие в работе «Круглого стола» в рамках семинара Республиканского методического объединения РТ преподавателей строительных дисциплин с выступлением на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся как одно из условий компетентностного подхода в обучении»
Опубликовала методическую разработку «Методическая презентация «Организация проектной деятельности обучающихся как одно из условий компетентностного подхода в обучении» на сайте infourok.ru
Кроме этого реализация моего проекта позволила произвести следующие изменения: на базе нашего учебного заведения участниками проекта организована трансляция опыта организации проектной деятельности среди преподавателей. Инструменты для организации проектной деятельности студентов осваивают преподаватели, руководители кружков и студий. На более старших курсах проект реализовывается в форме (практико-ориентированных курсовых работ, выпускных квалификационных работ, отчетов, презентаций и т.д.)

Список использованной литературы
1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
5. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.
6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132

Приложение
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar