Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Январь » 18

Влияние волонтерской деятельности на социальную активность студентов

Коровяковская Наталья Вячеславовна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ-РГГРУ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: с целью развития волонтерского движения, привлечения к этой деятельности студентов СОФ МГРИ-РГГРУ, было проведено исследование по отношению студенческой молодежи к волонтерскому движению, результаты которого приведены в статье, сделана попытка объяснить влияние волонтерской деятельности на социальную активность студентов.
Ключевые слова: волонтерское движение, социальная активность, социальный опыт, добровольчество


Во всем мире волонтерская деятельность давно получила широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. России необходимы инициативные люди, отличающиеся такими духовными качествами, как милосердие, сострадание, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее духовное и культурное процветание.

С моей точки зрения, социальная активность - устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющее в процессе деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.
На основе изучения теоретических подходов к понятию «социальная активность», социальных и возрастных характеристик студентов системы среднего профессионального образования, разработок ученых-педагогов (В. Ф. Бехтерев, Т. Г. Емельянова, Б. Д. Парыгин, И. П. Подласый и др.) о критериях социальной активности и стадиях усвоения социального опыта, были выделены ее компоненты: совокупность структурных признаков социальной активности (познавательный, поведенческий, эмоциональный), качества личности (гуманистические, гражданские, деловые), социальный опыт личности (опыт взаимодействия, освоенность социальных ролей, социальная позиция).
Необходимо отметить, что социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют следующие виды социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательная. Трудовая деятельность может быть направлена как на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей.

Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида направленной на получение знаний, умений и навыков.
К объективным показателям социально-политической активности относятся следующие: участие в общественных и политических объединениях (политические партии, молодежные движения, студенческие сообщества и др.); участие в выборах; выполнение общественно полезной деятельности; проявление инициативности в общественной деятельности; временные затраты на социально-политическую деятельность и т.д. К субъективным показателям относятся: отношение к социально-политической деятельности; осознание важности и значимости собственной социально-политической деятельности и т.д.

Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках учебного заведения.
Сопоставляя такие характеристики субъектов, как: мобильность, разнообразие способов и сфер действия, использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов для достижения общественно значимых целей, творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования природы и общественных отношений, можно определить степень социальной активности личности.

К одной из наиболее распространенных форм социальной активности молодежи относится волонтерская деятельность. Добровольчество, как осуществление благотворительной деятельности в форме бескорыстного труда, содействует: подготовки молодежи к жизни в условиях меняющегося общества, формированию личности, способной адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды.
Принципами добровольческой деятельности являются: добровольность, независимость, единство, универсальность, неординарность, заинтересованность.

Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет этого фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.

Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной работе лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.

С целью изучения параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности молодежи, было проведено исследование, актуальность проблемы которого обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В исследовании приняли участие 200 студентов СОФ МГРИ-РГГРУ (СПО).

Целью исследования явилось изучение влияния волонтерской деятельности на социальную активность студентов. Объект исследования - студенческое сообщество студентов очной формы обучения, выборка по 50 человек с первого по четвертый курс. Предмет исследования - социальная активность студентов в волонтерской деятельности. Ход исследования определялся следующей гипотезой: волонтерское движение может быть рассмотрено как механизм социализации молодежи.

Задачи исследования: уточнить сущность понятия «волонтерское движение» и определить его возможности в развитии социальной активности молодежи, функции и принципы; выявить и проверить факторы развития социальной активности молодежи; разработать программу развития волонтерского движения в СОФ МГРИ-РГГРУ.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (исторический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ); эмпирические (исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, анкетирование, экспертное оценивание); статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом изучалась литература, анализировался отечественный и зарубежный опыт работы волонтеров, результаты междисциплинарных исследований по проблеме развития социальной активности личности. На втором этапе с целью проверки гипотезы, была организована исследовательская работа, проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях волонтерского движения. На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные результаты, уточнялись выводы, и разрабатывалась программа волонтерского движения учебного заведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнена характеристика понятия «волонтерское движение». Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и программа волонтерской деятельности могут быть использованы в организации волонтерской деятельности студентов учебного заведения.
В процессе исследования студентов попросили написать определения: «социальная активность молодежи» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые студентам для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.
Большинство респондентов связали понятие «социальной активности» со словами «общественный», «социальный» (первые пять рангов). Некоторые студенты связывали понятие с собственными интересами («получение образование», «активный досуг» и др.), другие с политической активностью и гражданской позицией («участие в политической жизни общества», «активность на выборах», «социальная мобильность», и др.) и с видами деятельности («деятельность, направленная на повышение статуса, социального уровня; социальное благополучие; снижение социальной напряженности в обществе» и др.) (минимальное количество выборов).

Свои определения «волонтерской деятельности» студенты строили на основе «помощи нуждающимся». Ключевые слова «благо», «благотворительность», «безвозмездный» (первые четыре ранга). Но все же достаточное количество респондентов включили в определения индивидуальный выбор: «желанная для себя работа (внутреннее желание человека помогать), «без показухи», с удовольствием» и др. (минимальное количество выборов).
По оценке респондентов, основными качествами, присущими волонтеру, должны быть: доброжелательность, ответственность, умение общаться с детьми и взрослыми (общительность), альтруизм, активность, терпимость, толерантность. Наименее значимыми оказались следующие качества: уверенность, пунктуальность, лидерство, инициативность, креативность, самостоятельность.

Студенты первого курса имеют достаточно четкое представление о волонтерской деятельности, а студенты старших курсов участвуют в различных волонтерских движениях в городе. Возросший интерес среди молодежи к добровольческой деятельности, говорит о необходимости изучения и совершенствования системы привлечения студентов к волонтерской деятельности и о необходимости их последующего сопровождения.
Респондентам были заданы вопросы, касающиеся различных аспектов социальной активности студенческой молодежи в волонтерской деятельности. По результатам данного исследования можно сказать, что волонтерская деятельность понимается ими как бесплатная, безвозмездная помощь в проведении мероприятий, в оказании услуг нуждающимся слоям населения. Характерно, что 38% студентов могут назвать себя волонтерами, а 40% не занимается подобной деятельностью.

По мнению 41% респондентов, современное общество скорее нуждается в волонтерах, чем не нуждается. 34% респондентов считают, что современное общество нуждается в волонтерах, а 25% считают, что современному обществу волонтеры скорее не нужны. С целью изучения состояния социальной активности студентов осуществлено сравнительное исследование в СОФ МГРИ-РГГРУ. Респондентам были заданы вопросы о том, каковы их жизненные приоритеты, что может изменить молодой человек в окружающем мире, согласуют ли они свои приоритеты с общественными нормами и требованиями, и другие. Приоритеты студентов, ориентированы на: достижение обеспеченности (23%), спокойной жизни в свое удовольствие (26%), достижение профессионализма (43%), совершенствование окружающего мира (8 %).

Следует отметить, что 53 % опрошенных студентов полагает, что проявляемая ими социальная активность влияет на изменение окружающего мира и изменение самого себя; 25 % считают, что можно изменить только себя; 22 % отрицают возможность изменений, но из них большая часть полагает, что проявляемая активность позволяет устроиться в рамках существующих обстоятельств.

Характерно, что 15% респондентов не задумываются о согласовании личных приоритетов с социальными нормами; 25 % – не согласуют их целенаправленно, но полагают, что они не противоречат общественным нормам и требованиям; 19 % целенаправленно их согласуют и 41 % ориентированы на общественные нормы и требования в их определении.
Анализируя результаты сравнительного исследования самооценки студентами социальной активности, можно сделать вывод о том, что преобладает индивидуалистическая практическая направленность студентов в ее проявлении при низкой готовности к включению в решение общественных задач, обязательному выполнению законов и социальных норм. Студенты преимущественно проявляют социальную активность в рамках реализации актуальных для них целей, отдают предпочтение конкурентным способам взаимодействия перед сотрудничеством.

Для определения основных видов социально значимой деятельности, в которой современные студенты проявляют активность, участникам опроса было предложено по десятибалльной шкале оценить меру проявления активности в 25 разных видах деятельности. Для анализа результатов был использован статистический метод факторного анализа, позволивший выявить пять основных групп факторов: 1) профессионально-продуктивный (профессиональная, проектная, трудовая, научно-исследовательская деятельность и др.); 2) учебно-профессиональный (учебная, учебно-профессиональная, интеллектуальная, общение деловое и др.); 3) художественно-творческий (художественная, творческая, культурно-досуговая, прикладная, реализация своего хобби); 4) общественный (общественная, организаторская, волонтерская, добровольческая деятельность, межличностное общение); 5) оздоровительно-бытовой (забота о сохранении здоровья, семейно-бытовой труд, игровая, спортивная деятельность).

В целом, наиболее высока включенность студентов в проявление активности в учебно- профессиональном факторе, наиболее низкая – в профессионально-продуктивном. Данный результат закономерен, так как учебно- профессиональная деятельность является ведущей для студентов, а профессионально- продуктивная займет ведущее место после завершения ими обучения, с началом их трудовой деятельности.

Исследование уровней сформированности социальной активности студентов предполагало проведение комплексной диагностики ее структурных признаков (когнитивного, эмоционально-ценностного, мировоззренческого и поведенческого), личностных и профессиональных качеств, социального опыта студентов. Оно осуществлялась посредством анкетирования, бесед, наблюдения. Установлено, что 40% студентов имеют удовлетворительный уровень сформированности социальной активности, 24% - неудовлетворительный, 36% - достаточный уровень.
Одним из аспектов социальной активности является участие в общественной жизни учебного заведения. Опрос показал, что в ней активно участвует 59% студентов, из них 48% - в традиционных внеучебных мероприятиях, 21% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 19% участвуют в патриотических мероприятиях, 12% участвуют в волонтерском движении.

По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми пожилого возраста и инвалидами - клиентами социальной защиты, выявлено, что волонтерская помощь, является необходимым и значимым элементом их жизнедеятельности, способствующим, с одной стороны, поддержанию их жизненного тонуса, а с другой, повышению социальной активности молодежи. Как отмечают сами студенты, участвующие в единичных волонтерских акциях, такая деятельность позволяет им стать социально активными, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста, инвалидов. В процессе волонтерской работы, по мнению студентов, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.

Все студенты отмечали, что они добровольно и бесплатно трудились на пользу обществу хотя бы однажды. При этом преобладают занятия, направленные на восстановление окружающей среды, заботу о природе: озеленение (28%), уборка территорий (17%), помощь бездомным животным и заповедникам (11%). Также к наиболее популярным видам добровольчества относятся благотворительность (26%) и целенаправленная помощь социально незащищенным категориям граждан (18%).

Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения студентов в волонтерскую деятельность с целью решения следующих задач: повышение уровня социальной активности студентов и формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности. В силу особенностей интересов и характера развития молодежи - участие в волонтерской деятельности является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.

В ходе анализа волонтерской деятельности выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вида деятельности, координировать волонтерские организации, привлекать к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности. Для решения вышеперечисленных проблем нами были предложены следующие мероприятия: разработка положения о волонтерской деятельности и создание программы волонтерского движения.

В целом, волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, предоставляя почву для самореализации и самоорганизации, являясь источником интересного досуга и социальных связей, но и способствует реализации одной из главных задач инновационного образования - актуализация «человеческого в человеке» на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar