Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Январь » 22

Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени
Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ-РГГРУ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: успех обучения во многом определяется стремлением студентов к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью. Активизация познавательной деятельности требует от преподавателя умелого руководства ею, понимания целесообразности применяемых форм, методов и средств обучения, о чем и идет речь в статье.
Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, интенсификация обучения, методы, формы, средства


Обучение - самый важный и надежный способ получения образования, специфический процесс познания, управляемый педагогом. Оно всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Именно направляющая роль преподавателя обеспечивает полноценное усвоение студентами знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, осуществляемая во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений студентов, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Однако, только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, оно является двусторонним процессом, в котором взаимодействуют
педагоги и студенты, преподавание и учение. Степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности, отношение к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.
В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие.

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность студента ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью студентов называют активизацией - побуждением к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе, цель которой - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студентов.

Исходя из личного опыта работы могу утверждать, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым студентам непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремеленная работа преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность студентов в обучении - это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности. Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя (моторная) и внутренняя (мыслительная). Внешняя активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены - студент деятелен - на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и выполняет задания. Внутренняя активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности и специфических признаков - напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Творческая активность - стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, является высшим уровнем активности. Ее развитие тесно связано с активизацией учебной деятельности студента, которую осуществляет преподаватель.

Необходимо отметить, что активизация познавательной деятельности требует от преподавателя умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.
Решая проблему активизации познавательной деятельности студентов в преподавании информатики, я столкнулась с необходимостью разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности студентов, активизации собственной деятельности, как преподавателя, созданию условий для активной учебной работы, научного поиска студентов, вооружения их способами и приемами активного мышления.
Невозможно оставить без внимания и изыскание возможностей передачи студентам возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения, т.е. интенсификацию обучения.

В своей работе я использую традиционные и активные методы обучения, делая ставку на последние. Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами некоторыми особенностями. Это: принудительная активизация мышления и поведения студентов, т.е. их вынужденная активность; достаточно длительное время вовлечения всех студентов в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Планируя свою деятельность по активизации активности студентов, необходимо учитывать уровни познавательной активности: 1) воспроизводящая
(характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу); 2) интерпретирующая (характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях); творческая
(характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ).

Каковы принципы активизации познавательной деятельности студентов?
Это принципы: проблемности; обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач; взаимообучения; исследования изучаемых проблем; индивидуализации; самообучения; мотивации.

Исходя из многолетнего опыта работы, могу назвать следующие основные факторы, побуждающие студентов к активности: профессиональный интерес; состязательность, творческий характер учебно-познавательной деятельности; игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие. Учитывая эти факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность студентов, так как различный подход к занятиям вызовет интерес к ним, студенты будут с радостью идти на уроки, так как предугадать преподавателя не возможно.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

В своей работе я использую следующие основные способы активизации познавательной деятельности: 1) опираться на интересы студентов и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности; 2) включать студентов в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, в процесс поиска и решения научного и практических проблем; 3) использовать дидактические игры и дискуссии; 4) использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ; 5) стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие студентов в учении.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Уверена, что показателем педагогического мастерства преподаателя является степень активности студентов. Считаю, что в преподавании нужно использовать активные методы обучения, те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному учению. Естественно, я использую все виды методов активного обучения: неимитационные (реализуемые на традиционных видах занятий) и имитационные (игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процесс новых видов занятий).
Основное отличие неимитационных методов от других методов активного обучения - отсутствие представленной в той или иной форме имитационной модели изучаемого объекта, процесса или деятельности. При этом активизация обучения, признаки которой были отмечены, достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых или обратных связей между обучающей системой.

На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента (например, контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции). На практических занятиях активность достигается возможно большей индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем со стороны преподавателя, который сразу же на основе информации обратной связи направляет студента на решение новых задач либо пополнение недостающих знаний.

Семинар относится к активному обучению, если гарантируется привлечение всех студентов в качестве докладчиков или выступающих. Важные формы активного обучения - олимпиады и научно-технические конференции, в процессе подготовки к которым студенты осуществляют активный самостоятельный поиск фактов, имеющих отношение к тематике. К активному обучению относится и научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Таким образом, практически на всех традиционно используемых видах занятий можно применить методы активного обучения. В разных случаях они могут принимать различную форму, но все они неизменно побуждают студентов к длительной активной деятельности и обеспечивают надежную обратную связь между обучаемой системой и обучаемыми.

В связи с тем, что навыки предстоящей профессиональной деятельности должны частично приобретаться студентами в учебном заведении, иногда я провожу имитационные игровые занятия. Такая имитация может носить индивидуальный характер, когда условно не учитывается взаимодействие с коллегами, и коллективный характер, требующий назначения участников на определенные роли, сходные с реальными.

Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, чтобы студенты могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Метод самостоятельной работы студентов использую так: с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план своего рассказа или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. Используя этот план-конспект, студенты всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания.

Широко использую метод самостоятельной работы с дидактическими материалами, применяю изданные мною рабочие тетради на печатной основе и сборники заданий. Изготавливаю самодельные раздаточные дидактические материалы трех типов: 1) с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их преподавателем; 2) с целью закрепления и применения знаний и умений; 3) с целью контроля знаний и умений (в индивидуальном порядке и для группы в целом).

Практикую применение метода проблемного изложения, способствующего формированию у студентов приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, основой которого является создание на занятии проблемной ситуации.

При использовании метода самостоятельного решения расчетных и логических задач (требующих вычислений, размышлений и умозаключений), даю студентам задания для решения по аналогии или творческого характера. Задачи дифференцирую: более сложные, творческого характера даю сильным студентам, аналогичные - слабым, но внимание на этом не акцентирую. Каждый получает задание по своим возможностям и способностям. При этом интерес к обучению не снижается.

При применении частично-поискового метода организую работу студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого сообщается лишь цель, а студенты путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Конечно, использую методы устного изложения - рассказ и лекции. При подготовке лекций планирую последовательность изложения материала, подбираю точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Какие приемы управления познавательной деятельностью студентов я использую в своей работе? Это: приемы, активизирующие деятельность студентов на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: новизны, семантизации, динамичности, значимости; на этапе усвоения изучаемого материала: эвристический, исследовательский; на этапе воспроизведения полученных знаний: натурализации.

Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на занятии, нужно: 1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп); 2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым студентам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые; 3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого студента; 4) давать творческие домашние задания к обобщающему занятию. При этом могут проявлять себя студенты тихие, незаметные на фоне более активных. Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

Какие приемы активизации познавательной деятельности студентов я использую в своей работе? Прежде всего, это активно управляемый процесс обучения, направленный на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей обучающихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента. Я стремлюсь к тому, чтобы в процессе обучения каждый проявил активную познавательную деятельность.
Считая, что в обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят студентов к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности, я широко использую систему проблемного обучения, в том числе, в качестве основного, метод проблемного обучения.

Хороший результат дает использование метода алгоритмизированного обучения, ведь решение той или иной проблемы может быть представлено в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Не оставляю без внимания и метод эвристического обучения, ведь основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. В зависимости от ситуации использую
метод исследовательского обучения, содержащего правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса студентов является наблюдение, смыкающееся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей.

Наблюдение за протекающим процессом деятельности студента либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях, дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса. В процессе творческой деятельности все эти методы действуют в органическом единстве.
Так, учитывая все указанные факторы, с помощью оптимального сочетания инновационных и традиционных методов обучения можно успешно решить задачу активизации познавательной деятельности студентов.

Считаю, что успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и студентов. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar