Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Январь » 23

Межпредметные связи в профессиональном образовании

Бардина Елена Вячеславовна,преподаватель специальных дисциплин
Промышленно-экономический колледж ГГТУ, г.Орехово-Зуево, Московская область

Аннотация: Межпредметные связи выступают важным звеном, позволяющим связать общеобразовательные предметы с профессиональными дисциплинами. Далее в связке с производственной практикой они позволяю сформировать структуру востребованных представлений и знаний реального положения отрасли у студента.
Ключевые слова: Межпредметные связи, производственная практика, профессиональные дисциплины, планирование, профессиональный модуль.


Межпредметные связи являются важным подходом в обучении, поскольку позволяют повысить практический и научно-теоретический уровень студентов СПО. Практика межпредметных связей позволяет подготовить обучающихся к решению реальных производственных задач будущей отросли. Межпредметные связи выступают важным звеном, позволяющим связать общеобразовательные предметы с профессиональными дисциплинами. Последние в свою очередь в связке с производственной практикой позволяю сформировать структуру востребованных представлений и знаний реальной отрасли у студента. Для более быстрой адаптации выпускника в условиях производства, необходимо что бы учебные программы учитывали цели и задачи производственной практики, а так же задачи производства. Тем самым межпредметные связи различного рода играют большую роль при формировании выпускника, как востребованного специалиста своей отрасли.

Процесс реализации межпредметных связей включает в себя:
• Четкое выделение учебных целей и усвоение основных знаний темы через реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач.
• Объяснение студентам причинно-следственной связи процессов и явлений;
• Выводы обобщенного характера связанных дисциплин;
• Обобщение некоторых разделов изучаемых, связанных дисциплин.

Существует несколько форм организации обучения с использованием межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, исследовательский урок, урок-инсценировка, урок-конференция, урок-экскурсия, урок с применением мультимедиа и другие.

Важной задачей преподавателя является обеспечение студентов различными видами знаний в рамках профессиональных дисциплин. Например раскрытие принципов производственных процессов, организации работ, планирование, принципов работы оборудования и программ. Специфика профессиональных дисциплин находится в тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую часть программы.

Эффективность организации межпредметных связей выявляется на основании:
• Умений студентов ориентироваться и использовать знания различных дисциплин;
• Мотивации учебно-практической деятельности на основе междисциплинарных связей;
• Степени трудности решаемых задач студентами разных курсов.

Планирование межпредметных связей.
Объем, время и содержание различных дисциплин межпредметных связей можно определить только на основе планирования. На сегодня существует четыре основные способа планирования межпредметных связей: сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.

Межпредметные связи осуществляются за счет средств сетевого и тематического планирования, а так же группировки дисциплин и составления графиков взаимодействия учебных дисциплин с производственным обучением.
Главной задачей организации медпредметных связей является создание у обучающихся единой гибкой структуры знаний, умений и навыков. Данная система должна способствовать изучению любого теоретического и практического вопроса. В рамках производственных процессов система должна способствовать их пониманию и оптимизации, а как следствие решению возникающих задач.

Использование межпредметных связей требует значительных временных затрат в процессе подготовки преподавателя, в том числе формирования плана и программы занятий. Так же важным аспектом является взаимодействие всех преподавателей курса и специальности.

Межпредметные связи |в СПО.
В реальной практике учебных заведений среднего профессионального образования межпредметные связи представлены преимущественно профессиональными модулями (ПМ). ПМ - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности, которые также определены в стандарте.

Профессиональный модуль состоит из одного или нескольких междисциплинарных курсов (МДК). Данные курсы строятся на основе знаний, умений и практик, отобранных на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью обеспечения внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Содержание МДК определяется компетенциями, отраженными в стандарте. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Освоение конкретной компетенции может происходить параллельно с освоением других компетенций, либо компетенции могут осваиваться последовательно. Следовательно, и преподавание МДК может вестись параллельно или последовательно. Поэтому, важной задачей процесса разработки МДК является определение порядка освоения компетенций. Отметим, что МДК обычно преподается несколькими педагогами, так как компетенции, формируемые МДК, в большинстве случаев относятся к разным областям знаний. В рамках освоения профессионального модуля и в период прохождения практики возможна организация работы студентов над дипломными проектами, так как обязательным требованием к итоговой аттестации является соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Для подготовки студентов к демонстрационному экзамену в рамках стандарта WorldSkills, а так же участие в чемпионатах мастерства и формирования востребованныхнавыков целесообразно осуществлять подготовку студентов в процессе прохождения профессионального модуля. Теоретические и практические аспекты модулей конкурсных заданий компетенций можно адаптировать и внедрить в теоретический и практический раздел тематического плана образовательной программы.

Список литературы:
1. Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Сафарова С. О., Мадазизова Д. Р., Собиржонова Н. Р. Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2016
2. Блинова Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013
3. Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности // Молодой ученый. — 2014
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar