- 30.01.2019
- 8073 Просмотра
- Обсудить
Ликино-Дулёвский политехнический колледж-филиал ГГТУ , г.Ликино-Дулёво, Московская область
Аннотация: В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателем и студентами с целью приобщения студентов к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Активный групповой метод – это форма взаимодействия группы студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Ключевые слова: профессиональное образование, активные групповые методы, взаимодействие преподавателя и студента
Значимость проблемы подготовки современных специалистов в разных профессиональных областях требует новых подходов в учебном процессе. Психологическая компетентность является базовым личностным новообразованием, определяющим уровень самосознания и саморегуляции, который обеспечивает знание человека о самом себе, адекватную оценку своих возможностей, способность к самонаблюдению и рефлексии, оптимальному взаимодействию с окружающим миром, потребность в самопознании и саморазвитии. Задачи развития психологической компетентности будущих специалистов, совершенствования умений и навыков самостоятельной работы могут быть решены с помощью применения активных групповых форм и методов обучения.
Учебный процесс должен максимально опираться на активность студентов, их жизненный опыт, самообучение, генерацию нового знания и нового опыта в процессе творческого, педагогически управляемого взаимодействия студентов между собой и с преподавателями. Активные методы групповой подготовки являются механизмом, позволяющим эффективно перестраивать педагогический опыт на новом уровне.
Активные методы – это совокупность методов групповой работы, основанных на специфических принципах, реализуемых последовательно, в соответствии с целями и задачами профессионального образования, через осознание когнитивных и личностных процессов в групповой динамике. Мобилизация и активизация студентов в учебном процессе позволяют быстрее и эффективнее приобретать знания, навыки и умения, проявлять творческие способности и расширять возможности их применения в различных сферах деятельности, кроме учебной. Это особая форма групповой работы, в которой студенты занимают активную позицию, а усвоение учебной информации происходит в процессе проживания личного опыта нового поведения в групповом взаимодействии.
В своей профессиональной деятельности я активно использую следующие методы: ролевые, деловые, управленческие игры; дискуссии. Это предполагает активность участников группы и появление креативности. Использование активных групповых методов ставит в центр управления обучением самого студента в реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.
Создаются определенные типы учебных ситуаций, цель которых – совместная разработка оптимальных стратегий решения различных задач с последующей демонстрацией, обоснованием и отстаиванием найденного решения на основе развернутого анализа и сопоставления различных когнитивных стратегий. Поиск решения требует не простого воспроизведения усвоенного материала, а проявления творческих способностей. Главными приоритетами в процессе активной групповой работы становятся создание условий для реализации творческого потенциала каждого обучаемого и перестройка отношений «педагог − студент».
В качестве специфических принципов используются следующие.
Принцип активности. Студенты участвуют в специально разработанных действиях: проигрывание учебных ситуаций, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает, если участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Принцип исследовательской позиции. Преподаватель придумывает, конструирует и организует такие ситуации, которые дают возможность студентам осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. В группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие различных идей и гипотез.
Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в процессе занятий. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. В групповых взаимодействиях учитываются интересы всех участников, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека. Важное отличие субъект-субъектного общения – самораскрытие партнеров, посвящение их в действительные мотивы общения.
Все методы групповой работы апеллируют непосредственно к накопленному опыту обучающихся, который обогащается в процессе выполнения учебных заданий.
Специально организованная групповая рефлексия позволяет осознавать и проецировать на себя такие феномены интеллектуального творческого процесса, как постановка проблемы, формирование гипотезы, преодоление познавательных барьеров, ошибки, инсайты и т.п. Рефлексия помогает ретроспективно представить логику решения проблемы в динамике групповых процессов, степень личного продвижения в развитии способностей общения и креативности. Результатом рефлексии является трансформация знаний и представлений – развитие познавательных функций.
Важной особенностью активных методов являются групповой энтузиазм, групповая энергия, конкуренция. При этом имеет значение уровень личностного познания студентов, их готовность включаться в групповые ситуации, овладевать навыками взаимодействия с другими.
Студент должен быть способен видеть группу как новую возможность получения опыта, а не как отражение своей проблемы. Учебная группа делится на подгруппы по 3-6 человек, которые выполняют задания в определенных условиях за ограниченное время, что позволяет каждому студенту проявить и оценить свои возможности, увидеть себя в «зеркале собственных представлений и самооценок». Учебные проблемы связаны с выходом за пределы стандартных ситуаций и представлений, что позволяет выявить у некоторых студентов неспособность фантазировать, недоумения по поводу ненужной, по их мнению, деятельности, требования дать «правильный ответ».
Занятия начинаются с простых межличностных заданий. В психомоторных упражнениях, коммуникационном моделировании создаются ситуации неожиданности, контрастности, проблемности и соревновательности, которые приводят к таким эмоциональным эффектам как новизна, сопереживание, увлеченность, интерес. В этот период начинают выявляться привычные поведенческие и когнитивные стереотипы, открываются новые способы взаимодействия в группе.
Использование обратной связи предполагает принятие любых высказываний или иных проявлений участников группы как конструктивных. Мнения, предложения, эмоциональные реакции каждого важны для группы. Обратная связь воспринимается как свидетельство партнерских отношений, как признание ценности чужого высказывания или предложения. В интенсивном групповом процессе у каждого появляется шанс убедиться в действенности предлагаемых другими участниками методов и вариантов решений. Происходит перестройка совокупности отношений человека с микросоциальным окружением, изменение неадекватных стереотипов, что дает основания для реконструкции имеющегося опыта. Исключение назидательности и ассиметрии в ролевых позициях студентов и преподавателя, опора на активность и личный опыт, использование коллективного опыта всей группы при условии его интеграции и индивидуализации, является условием развития творческой активности студентов.
В процессе групповой рефлексии происходит развитие сенситивности и освоение новых способов взаимодействия в группе, выработка стратегий решений учебных задач.
В ролевых играх основное внимание уделяется пересмотру реального функционирования в пределах социального контекста, расширение и модификация способов взаимодействия – активизация творческого потенциала студентов.
Методы в учебный процесс вводятся постепенно, сохраняя непринужденную атмосферу, не допуская перегрузки и дискомфорта. К выбору методов необходимо подходить очень избирательно, учитывая учебные цели и уровень подготовки группы. Методики и технологии, заимствованные из зарубежной практики обязательно адаптируются в соответствии с образовательным процессом. Основной задачей является активизация и вовлеченность всех в процесс группового взаимодействия – реализация специфических принципов активных групповых методов, обучение приемам обратной связи и групповой рефлексии.
Студенты обучаются в соответствии со своими возможностями; обучение интерактивно. Отдельные вопросы – проблемы повторяются на протяжении всей обучающей программы; студент получает регулярную, обновляющуюся информацию о своих успехах и обратную связь от группы. Выбор адекватного способа преодоления трудностей в различных педагогических ситуациях в значительной мере определяет дальнейшие взаимодействия студентов в группе и с преподавателями. Таким образом, работа студентов имеет совместный характер, так как группа ориентирована на создание общего продукта, при этом используются знания, умения и навыки всех студентов, которые в процессе совместной деятельности преобразуются.
Преимуществами активных групповых методов обучения являются экономичность, высокая познавательная, творческая и эмоциональная активность, включенность во взаимодействие, что согласуется с основными тезисами педагогики и психологии об органичном единстве эмоциональных и интеллектуальных аспектов человеческой психики.
Список литературы:
1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
2.Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. – СПб., 2011.
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учеб. пособие / И.В. Вачков. – М., 2010
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с
5. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 474 с.
6. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2014. – 281с.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.