Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2019 » Февраль » 21

Дистанционное обучение в системе образования

Яхина Диана Назифовна
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», г. Альметьевск, Республика Татарстан

Аннотация: в статье говорится о необходимости внедрения в систему образования дистанционного обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий в современном образовательном процессе, особенно в эпоху бурного развития сети Интернет.
Ключевые слова: система образования, дистанционное обучение, обучающийся, интерактив, интернет-ресурсы, технологии, инновация.

В современных условиях быстротечности социальных процессов, интенсивного роста потоков обмена информацией значительно повышается роль образования. Чем сложнее и выше требования современной жизни, тем сложнее и выше предъявляют требования к системе образования. Для экономики 21века необходимо обеспечить страны образованной молодежью, квалифицированными кадрами, с необходимыми знаниями.

Образование является основным путем для достижения этой цели. Качественное образование способно обеспечить учащихся знаниями, умениями и инструментами, необходимыми для развития инновационного мышления, которые помогут добиться успеха в карьере. Для того, чтобы справиться с этой задачей к традиционным методам обучения внедряются современные методы и технологии.

Новые подходы и методы преподавания, исследовательская и научная деятельность делают развитие профессионального образования более успешным, а совершенствование технологий обучения является ключевой задачей.

Одной из новых форм организации образовательного процесса является система дистанционного обучения, в которой взаимодействуют преподаватели и обучающиеся, также и сами обучающиеся между собой на расстоянии. При этом система дистанционного обучения отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[4].
Дистанционные образовательные технологии применяются как самостоятельная система образования, так и дополнением к основному образовательному процессу. Интеллектуальная система дистанционного образования предназначена для автоматизации учебного процесса в учебных заведениях, имеющих внутреннюю локальную сеть Интернет, а также может использоваться в качестве системы дистанционного образования в учебных заведениях имеющих прямой выход в глобальную сеть Интернет. Например, размещенные на сайте учебного заведения материалы (лекционный, лабораторный, практический) по предметам значительно упрощают подготовку обучающихся к срезам, самостоятельным работам, также дают возможность пройти тестирование по предмету в режиме «обучения».

Целями дистанционного обучения являются:
• стимулирование интеллектуальной активности обучаемых;
• определение целей изучения и применение материала, а также вовлечение обучаемых в отбор, проработку и организацию материала;
• развитие способностей и навыков обучения и самообучения.

Дистанционные образовательные технологии имеют большой потенциал, который действительно может значительно упростить обществу решение многих задач и способствовать динамическому наращиванию человеческого капитала – определяющего фактора развития современного общества.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение всецело позволяет:
• снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.);
• сократить время на обучение (сбор, время в пути);
• участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
• проводить обучение большого количества человек;
• повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.
• создать единую образовательную среду.
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения средне-специального и высшего образования.
Технологии рассматриваемого обучения можно разделить на следующие категории:
• Неинтерактивные (печатные материалы, аудио- и видео-носители);
• Интерактивные:
- видеоконференции (телеконференции) - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины»;
- чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения, которая активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)[2].

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137[3] Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

Для Российской Федерации с населением, распределенным на громадной территории, отсутствием достаточно развитых путей сообщения, нынешним сложным социально-экономическим положением применение дистанционных образовательных технологий является не просто особо актуальной задачей, а благом, позволяющим не только решить проблему обеспечения конституционного права граждан на образование, но и сделать профессиональное обучение массовым и высококачественным.

Таким образом, применение технологий дистанционного обучения в системе образования дает возможность проектировать более сложные уровни организации учебной деятельности, создает условия для выведения системы образования на новый уровень и позволяет в полной мере использовать передовые технологии и инновационные разработки.

Список литературы
1. Кирсанова, Е.В. К вопросу о дистанционном образовании: научный журнал, 2012/№3. С.78-82 eLIBRARY ID: 17905821
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Приказ 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
4. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, М.Ю. Бухаркина; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2004. — 416 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar