Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Февраль » 24

К вопросу о половом воспитании студентов

Коровяковская Наталья Вячеславовна преподаватель,
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье идет речь об особенностях полового воспитания подростков, необходимости работы, направленной на воспитание здорового отношения к вопросам пола и половой жизни, приведены результаты социологического исследования, проведенного с целью изучения уровня сексуального воспитания среди студентов 1 курса СОФ МГРИ (СПО).
Ключевые слова: молодежь, половое воспитание, исследование, сексуальное воспитание подростков.


Как часто возникает горькая мысль: что-то мы, педагоги и родители, просмотрели, о чем-то не успели и не сумели сказать своим детям. Не потому ли они не умеют и не стараются понимать друг друга, увеличивается количество разводов, растет число абортов среди молодых девушек, в разы выросло число матерей-одиночек, отцов-одиночек, не потому ли то и дело слышишь о младенцах, выброшенных в мусорный ящик? Вот они сидят, красивые, юные… Они так торопятся окунуться во взрослую сложную жизнь, любовь, мир интимных отношений. Пытаются создать свою молодую семью. Что знают они об этом? Сказать обо всем нельзя. И предусмотреть. Но хотя бы о самом важном сказать необходимо - об умении властвовать собою. Сказать весомо и убедительно.

К сожалению, половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация, как правило, черпается ими из неравноценных и противоречивых источников.
Важным фактором полового воспитания выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Главную задачу они видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта,
тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, которая требует подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
Средства массовой информации, компьютерные сети значительно облегчают подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами.

Говоря о взаимоотношениях между представителями мужского и женского пола в любом возрасте, мы неизбежно будем говорить о половом воспитании, которое включает в себя: 1) нравственно-половое (гендерное) воспитание, сутью которого является овладение нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов; 2) половое образование - привитие навыков интимной гигиены и планирование семьи, ответственного родительства; 3) сексуальное информирование - это краткое разъяснение о вреде безответственных связей, о заражении венерическими заболеваниями и о профилактике «случайной беременности».

Если обратиться к педагогическому энциклопедическому словарю за определением полового воспитания, то мы прочтем, что «это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами и половых ролей в общественной и личной жизни».

Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации, а в узком смысле - это подготовка ребёнка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения.
Задачи полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, формированию ответственности за свои поступки, содействовать укреплению брака и семьи, воспитывать уважение к другим людям и к близким. Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие - в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола.

Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.

Среди основных направлений полового воспитания студентов можно выделить: 1. Половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола. 2. Подготовка к сознательному и ответственному супружеству. 3. Подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок. 4. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.

К последствиям неправильного полового воспитания относятся сексуальные насилия и домогательства, заболевания, передающиеся половым путем, ранняя беременность, брак в подростковом возрасте и др.
Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года – становление сексуальности. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.

По идее, до момента поступления в учебное заведение (до 15-летия), у подростков должны быть сформированы определенные знания. Например:
о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность; о существовании разнообразных форм сексуальности; о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения; о безопасном сексе, поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто; о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней.
Подростки должны уметь: обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей; быть терпимыми к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения; сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь; осознавать ответственность за свой выбор.

Если же этого не сделали ни школа, ни родители, пробелы эти следует восполнять именно педагогическому коллективу учебного заведения, а в первую очередь - классным руководителям студенческих групп. Работу эту нужно планировать исходя из личного состава группы, так как половое воспитание юношей и девушек имеет разное содержание. При этом, естественно, существует множество тем, которые можно и нужно обсуждать совместно.

Основное содержание, которое должно вкладываться в половое воспитание девушек, сводится к культивированию тех качеств личности, какие на данном этапе принято считать присущими женскому полу: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, уступчивости, хозяйственности, аккуратности, трудолюбию, умению вести хозяйство, формированию психологической установки на семью, желанию рожать и воспитывать детей.

Половое воспитание юношей должно способствовать выявлению, развитию и формированию психологических особенностей мужского пола: мужественности, решительности, ответственности в сохранении семьи, воспитании детей.
Планирование и проведение работы по половому воспитанию должно строиться в соответствии с основными направлениями и принципами, а также тем, что юноши и девушки должны знать в этой сфере.

Основные направления полового воспитания юношей и девушек: половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности); обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола; сексуальное воспитание; подготовка к сознательному и ответственному супружеству; подготовка к сознательному и ответственному родительству; выработка оптимальных репродуктивных установок; формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.; профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка; предупреждение растления и совращения детей и подростков.

Основные принципы полового воспитания юношей и девушек: 1) целеустремленности; 2) самовоспитания; 3) «не навреди»; 4) «не стыди»; 5) индивидуального подхода; 6) единства обучения и воспитания; 7) системности, последовательности.

Юноши и девушки должны знать: биологические аспекты репродукции;
о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;
преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать; о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих; основы брачного законодательства; службы, где они могут получить помощь, консультации; уметь обсуждать спорные вопросы в паре.

Какие же формы работы обычно используют педагоги? Это: классные часы; родительские собрания; беседы; «круглые столы»; диспуты; семинары для родителей; просмотр и обсуждение фильмов об особенностях мужского и женского поведения, о вреде наркотиков, алкоголя, абортов для женского организма; консультации специалистов различного профиля для подростков и родителей (психологов, медиков, социальных работников, работников правоохранительных органов).

Основные социальные институты, участвующие в воспитании: семья; СМИ; Интернет, образование; культура; религия; медицина; улица, компания, друзья. Какие же из них являются источниками знаний в этой сфере для подростков? Каков уровень полового воспитания у студентов нового набора? Как планировать работу с ними? Для ответа на эти вопросы было проведено социологическое исследование.

Цель исследования: изучение уровня полового воспитания студентов 1 курса СОФ МГРИ (СПО). Задачи исследования: 1) провести анализ уровня
полового воспитания студентов 1 курса старооскольского филиала МГРИ; 2) определить источники полученных знаний.
Работа проводилась на базе СОФ МГРИ имени Серго Орджоникидзе.

По вопросам полового воспитания было анонимно проанкетировано 200 студентов первого курса на базе 9 классов, возраст 15-16 лет. Для получения информации относительно знаний студентов в области половых отношений, был использован опросник «Половые отношения». Каковы результаты?

Прежде всего, нужно отметить, что все опрошенные дали положительный ответ на вопрос: «Интересовались ли Вы вопросами сексуальных отношений?». Однако, общий анализ полученных результатов дает основание говорить о том, что в целом знания о половом воспитании, находятся на низком уровне (46%), что свидетельствует о том, что подростки не следят за своим здоровьем, они не способны адекватно осознавать свои физические и психологические особенности. Словосочетание «половые отношения» у подростков ассоциируется со словом «секс» у 37% респондентов.
О половых отношениях молодежь узнает в первую очередь из разговора со сверстниками - 52%, из телепередач, Интернета - 26%, чтения специальной литературы - 18%, и только 4% подростков узнают об этом от педагогов. Ребята считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее, из любопытства, под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств, а это является ложной мотивацией.

45% студентов считают, что ранняя половая жизнь может причинить вред, к которому они относят: нежелательную беременность, последствия аборта, дальнейшее бесплодие, заражение венерическими заболеваниями и СПИДом, физическую, психологическую и духовную неподготовленность, нехватку опыта, суицид. Однако, респонденты уверены в том, что если молодые люди во время полового акта предохраняются и в их отношениях доминирует любовь, то это не принесет никакого вреда, а наоборот, пользу для организма. Встречаются и такие ответы, как необходимость социальной зрелости и возможность принять ответственность за себя и другого человека.
Характерно, что 30% подростков считают, что следует начинать половую жизнь с 16 - 17 лет, из средств контрацепции в основном знают о презервативах - 90% , 38% указали, что имеют сексуальный опыт.

Из ответов видно, что абсолютно все студенты интересовались вопросами сексуальных отношений. Однако, они стесняются обращаться с подобными вопросами к родителям, а сами родители не затрагивают их. В связи с этим, чаще всего подростки находят ответы на свои вопросы в сети Интернет. К сожалению, все мы сталкивались с тем, что на подобный вопрос, введенный в поисковой системе, появляется множество информации, явно не психолого-педагогического характера. Чаще всего это порнографические сайты и ролики, просмотр содержимого которых может не только негативно сказаться на психике детей, но и повлиять на их дальнейшее сексуальное поведение.
На вопрос: «Имеются ли у Вас дома сексуальные энциклопедии для детей и подростков? На этот вопрос положительно ответило всего 18% человек. Это служит доказательством того, что 82% родителей избегает вопросов сексуального воспитания детей, не покупает специальную литературу. При этом из 18% родителей, у которых она есть, 8% не использовали ее вообще в половом воспитании.

Затем был предложен вопрос: «Будете ли Вы руководствоваться такими изданиями в процессе воспитания и просвещения своих детей?», 30% студентов ответили, что будут. Исходя из данных, можно сказать, что большинство студентов не осознают важность полового воспитания и в дальнейшем не готовы применять его в воспитании своих детей.

Проведенный опрос позволил сделать вывод о том, что уровень сформированности полового воспитания подростков находится на низком уровне, проблема полового воспитания стоит очень остро и нуждается в решении. В связи с этим, в учебном заведении и дома должна вестись работа, направленная на воспитание разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Если молодежь во время не получит те или иные знания, то: желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar