Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Февраль » 26

Реализация инновационных форм организации обучения в процессе преподавания специальных дисциплин

Коровина Ирина Валентиновна, преподаватель
ГОУ ВО МО ГГТУ Гуманитарно-педагогический колледж, г.о. Орехово-Зуево Московская область

Аннотация. В настоящее время прочно утвердилось понятие «инновации». Русский аналог этому слову — нововведение. Инновационная форма организации обучения предусматривает введение новшеств (инноваций) в цели, методы, средства и содержание обучения и воспитания, а также в порядок организации деятельности преподавателя и студента на занятии. Инновационная форма организации обучения предполагает активизацию студента на занятии посредством применения новых методов, средств обучения, изменения содержания и способов подачи материала, а также организации нового порядка взаимодействия преподавателя и студента.
Ключевые слова: инновационные формы организации учебного процесса, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, активные методы обучения.

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений. Основой целью среднего профессионального образования в этой ситуации является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.

Подготовка студентов к жизни, труду и творчеству закладывается в образовательном учреждении в процессе получения профессионального образования. Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.

Для этого процесс обучения и организационная методика занятия должны быть построены так, чтобы широко вовлекать студентов в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Общие требования к учебному занятию кратко можно сформулировать так:
— вооружать студентов сознательными, глубокими и прочными знаниями;
— формировать у студентов прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
— повышать воспитательный эффект обучения на занятии, формировать у студентов в процессе обучения черты личности;
— осуществлять всестороннее развитие студентов, развивать их общие и специальные особенности;
— формировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
— вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
— формировать у студентов положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Инновационные формы организации учебного процесса в первую очередь позволяют сменить целевую установку занятия «дать образование» на установку «образование как самореализация». Происходит смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, определяющий такую основную задачу преподавателя, как определение того, что именно, какой образовательный продукт создадут студенты в ходе занятия.
Также значение инновационных форм организации обучения состоит в переходе от профессиональной подготовки, ориентированной на знания, умения и навыки на компетентностностный подход. Этот процесс имеет место, если происходит включение в план проведения занятия выявление личностной и социальной значимости темы, способствующее образованию реальной заинтересованности студентов в учебном материале, несущем практическую значимость. В свою очередь это происходит благодаря замещению заданий, не предполагающих индивидуального решения, на эвристические, проблемные задания. Такие задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения студента. Таким образом, сотрудничество студента и преподавателя, предполагающееся в инновационных формах организации обучения, приводит к тому, что усвоение знаний становится уже внутренней целью обучающихся, что в свою очередь повышает эмоциональный уровень, интенсифицируя усвоение материала.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа» подчеркивает, что специалист по социальной работе призван оказывать социальную помощь и услуги семьям, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании. Объектами внимания будущих специалистов могут быть различные типы социально уязвимых семей: неполные, многодетные, приемные, конфликтные, семьи с инвалидами, бездомные, семьи с аморальным поведением. Поэтому специалист в равной мере должен владеть и превентивными, и экстренными технологиями социальной работы с семьей.

Спроектированный комплекс методов подготовки социальных работников как специалистов открытого социального пространства реализовывался нами через: проблемную лекцию, групповую дискуссию, деловые, имитационные, ролевые игры, практикумы, тренинги, упражнения, проекты, тестовый контроль, самодиагностику.

В рамках курса «Социальная работа с семьей и детьми» мы использовали как традиционные так и инновационные, в том числе, активные методы обучения. Лекции и практические занятия мы строили с учетом того, чтобы дать студентам знания о профессиональной деятельности в условиях открытого воспитательного пространства, направить их на формирование профессиональной компетентности в работе с семьей.

В опытно-экспериментальной работе мы разработали и апробировали такие инновационные формы занятий как «лекция - диалог», «лекция - дискуссия», в которых мыслительный поиск осуществлялся коллективно, происходил обмен мнениями, догадками, предположениями. Учащиеся искали истину во взаимодействии, активизируя мышление друг друга. Путем заранее сформулированных наводящих вопросов мы побуждали учащихся самостоятельно прийти к правильному ответу на проблемный вопрос. В дискуссии шла борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора. Таким образом субъектами занятий становились как преподаватель, так и студент, вступающий в новые типы взаимодействий.

Одним из наиболее эффективных средств формирования профессиональной компетентности в социально-педагогической деятельности являлся анализ педагогических ситуаций (case study), обладающий значительным мотивационным потенциалом. Имитируя социально-педагогический процесс, они ставили студента в ситуацию, максимально приближенную к условиям его будущей профессиональной деятельности в условиях открытого воспитательного пространства, создавали эффект реальности.

Реализация личностно-деятельного подхода в процессе преподаваемой дисциплины, обеспечивающей субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами, студентов между собой, предполагала использование деловых игр, которые существенно влияли на формирование готовности к социально-педагогической работе с семьей. Игры «Давление в коллективе социального учреждения», «Консультирование семьи», «Конфликт социальный работник – клиент» позволили задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

В деловой игре обучение студентов происходило в процессе совместной деятельности, причем каждый решал свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Активные методы обучения были реализованы также через проектное обучение, позволяющее развить навыки самостоятельного мышления, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Эпиграфом к проектному обучению может служить пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». При подготовке проекта «Что бы я сделал для улучшения социальной работы с семьей»» учащиеся самостоятельно выполняли комплекс поисковых, исследовательских работ с целью теоретического или практического решения значимой проблемы. Результатом работы над проектом являлась презентация сначала внутри группы, а затем на студенческой научной конференции. Данные навыки необходимы студентам в дальнейшей работе в качестве специалистов открытого социального пространства.

Для формирования профессиональных умений на практических занятиях применялся социально-педагогический тренинг, включающий упражнения, помогающие студентам раскрыть свои личностно-профессиональные качества. Этот метод отвечает современным запросам практики на «психологическую технологию»: что и как делать в работе с людьми. Методом тренинга мы проводили занятия по темам: «Технология социальной работы с семьёй и детьми», «Система работы с дезадаптированными детьми и подростками», «Основные модели семейных отношений».

Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.
2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
3. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.
4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
5. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.Шаронова С.А. Социальные технологии: ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ М.,2013
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar