- 04.03.2019
- 15361 Просмотр
- Обсудить
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Мельникова Т.А.
Студентка группы 11С д-18
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «ВолгГТУ» Себряковский филиал, Михайловка
Спасительной силой в нашем мире является спорт — над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа.
Джон Голсуорси.
Джон Голсуорси.
Работаю в ГБПОУ «СТМСХ» социальным педагогом, где одна из важных задач моей профилактической направленности – работа с трудными подростками. Одно из главных направлений в работе – это вовлечение таких подростков в занятия интересным делом, а именно такими, как: футбол, волейбол, спортивные игры, одним словом СПОРТ и ещё раз СПОРТ!!!
В начале, следует обратить внимание на то, что происходит исправление отрицательных качеств личности с последующим привитием таких качеств как: честность, трудолюбие, инициативность, выдержанность. Затем происходит формирование интереса к каким – либо физическим занятиям или спорту. Следует обратить внимание на то, что когда главный стимул в занятиях является увлеченность. На данном этапе идет уже развитие таких качеств как: выдержка, смелость, умение контролировать свои эмоции и поступки. Для закрепления всего этого надо предусматривать развитие и совершенствование у подростков навыков самовоспитания, саморазвития и контроля как в основных видах деятельности так и в учебной и спортивной.
Занятия спортом всегда привлекали парней. Во-первых, если очень постараться то приобретаются красивые, мускулистые формы. Во вторых занятия спортом преображают любого человека, помогают преодолевать себя, свою собственную слабость, вырабатывать в себе не только силовые, но и волевые качества. Занятия спортом – это очень хороший, а порой и единственный возможный способ найти подход к трудному подростку. Так как занятия физическими упражнениями, тренировки требуют очень много сил и времени, то времени на посиделки с друзьями и болтание по городу в поисках приключений уже хватать не будет. Изначально появляется азарт такой как например: забить больше голов, поднять штангу с весом потяжелее и тд. Помимо навыков, которые приобретаются в ходе всего этого, происходит выплеск скрытой агрессии, наступает чувство удовлетворенности и душевного спокойствия.
Со временем трудный подросток начинает понимать, что если он желает победить, то он должен контролировать свою собственную агрессию, развивая при этом волю и обращать внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень важна во всем этом роль тренера, педагога, учителя. Так как любые физические нагрузки должны быть дозированными к каждому подростку должен быть индивидуальный подход. Очень важно при этом не перегружать организм, учитывать все возрастные и физические возможности подростка. Если же занятия носят групповую форму (футбол, волейбол, баскетбол) то зачастую в таких видах спорта трудные подростки стараются завоевать лидерское место или место капитана команды. Зачастую СПОРТ- это важный, а порой и зачастую и единственный способ самореализации. Спорт обладает большим потенциалом социального развития. В процессе занятия физической культурой или спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения.
В ходе нескольких исследований было отмечено, что у подростков которые активно были вовлечены в занятия спортом и физической культурой вырабатывается –режим дня, наблюдается высокая, эмоциональная устойчивость, рождается чувство долга, ответственности. Тренеры и преподаватели физической культуры и спорту в работе с трудными подростками считают важным учет личностных и физических особенностей подростков, подбор средств и методов способствующих формированию у подростков интереса к систематическим занятиям физической культурой и тренировкам. Очень многие исследователи придерживаются мнения, что правильно подобранные средства и методы физического воспитания в сочетании с педагогическими приемами позволяют изменить как физическое, так и психическое здоровье трудного подростка и причем только в положительную сторону. Главное для трудного подростка – найти вид спорта или комплекс упражнений, который доставлял бы удовольствие.
Существует несколько приемов которые позволяют трудному подростку справиться со своим психофизическими особенностями.
1. Прием переключения внимания с одного вида деятельности на другую. Этот прием способствует снижению психофизического напряжения.
2. Создание педагогической ситуации. Например: дать почувствовать подростку, что ему всё и все по силу( подобрать упражнения полегче или соперника послабее.
3 Метод поощрения. Очень важно уметь подбодрить или поощрить даже минимальные достижения или успех.
4. Доступность учебного материала. Очень важно чтобы подростки с усилием осваивали учебный материал, иначе всё остальное не имеет смысла.
5. Постепенно и постоянно усложнять упражнения, увеличивать нагрузки – это формирует: решительность, уверенность занятиям физической культурой.
6. Для снижения агрессивного состояния подросткам нужно поручать - проведение эстафет, тестирований, давать участвовать и не участвовать в соревнованиях, но находится рядом и наблюдать и комментировать игру.
При работе с трудными подростками нужно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка и не в коем случаи не допускать практику давления на подростка - нотация, порицания, скрытые или прямые оскорбления его личности. Опираться только на положительные качества подростка, включать его постоянно в списки участвующих в соревнованиях Физическая культура и спорт являются очень эффективным средством для самовоспитания человека-личности.
В процессе занятия физической культурой и спортом возможно воспитание не только новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся отрицательной направленности. ( П.А. Рожков. 2002 г).
Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Н. А. Добролюбов
Список используемой литературы:
1. Кириллова О. В. Воспитательная работа с трудными подростками: Учеб. пособие. - Чебоксары: ЧГУ, 1995. - 79 с.
2. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М.: «Педагогика», 1972. - 120 с.
3. Кочетов А. И., Вереницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
4. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников: [Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]. - М.: Просвещение, 1979. - 168 с.
5. Мазуров Г. И., Туркин В. Л. Организация индивидуальной работы с трудными подростками: Учеб. пособие. - Чебоксары: Б. и., 1992. - 51 с.
6. Павлов И. В. Педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних: [Учеб. пособие]. - Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - 232 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.