- 17.03.2019
- 11143 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ «Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского»
Специфика организации обучения в средних профессиональных образовательных учреждений заключается в своеобразном сочетании организационных форм обучения. Это обусловлено тем, что деятельность СПО направлена, с одной стороны, на обеспечение среднего общего образования, а с другой – на профессиональную подготовку.
В средних профессиональных учебных заведениях учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и тем не менее весьма важное место в нем занимает урок.
Как организационная форма он характеризуется постоянством отведённого на него времени, постоянством состава студентов (учебная группа), проведением урока преимущественно в учебной аудитории по расписанию под руководством преподавателя.
Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие обучающихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности.
Урок – наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса: он даёт возможность преподавателю оперативно реагировать на результаты обучения. В то же время урок – наиболее доступная для студентов форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к другому на уроке снижают утомление от однообразной работы. Он отвечает возрастным возможностям студентов, особенно на младших курсах.
Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять собой логическую единицу темы, раздела, курса.
Уроки классифицировались, исходя из методов обучения, содержания и способов проведения уроков, способов организации учебной деятельности студентов и т.д. До сих пор наблюдаются различные подходы к классификации уроков, известны классификации по Махмутову М. И., Гузику Н. П., Онищуку В. А. и многим другим типологиям.
Но, пожалуй, чаще всего в теории и практике во многих вариантах встречаются классификации уроков по основной образовательной цели.
В таком случае типология уроков будет выглядеть следующим образом:
Комбинированный урок.
Урок усвоения новых знаний
Урок формирования новых умений.
Урок обобщения и систематизации изученного материала.
Урок контроля и коррекции знаний и умений.
Дадим краткую характеристику каждому типу урока в отдельности.
Структура комбинированного урока
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
изложение нового материала;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
постановка домашнего задания;
Свое название данный тип урока получил потому, что три вида учебной деятельности: усвоение, закрепление и повторение - выступают как самостоятельные этапы.
Структура урока усвоения новых знаний:
Организация начала урока
Проверка опорных знаний и их актуализация
Формирование темы, цели, мотивации
Восприятие новых знаний и первичное их осознание
Обобщение и систематизация нового материала
Подведения итогов урока, домашнее задание
Основным назначением этого урока является формирование знаний учащихся. Включение учащихся в познавательную деятельность по освоению нового материала - это творческие наработки преподавателя.
Структура урока формирования новых умений
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и опыта учащихся
Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения учащихся
Изучение правил и способов действий (вступительные упражнения)
Первоначального применения приобретенных знаний (пробные упражнения)
Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях для выработки навыков (тренировочные упражнения)
Творческих перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования умений (творческие упражнения)
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
Данный тип урока направлен на закрепление и осмысления изученного в форме соответствующих умений и навыков, использование знаний в нестандартных ситуациях
Структура урока обобщения и систематизации изученного материала
Организация начала урока
Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся
Воспроизведение и коррекция опорных знаний
Повторения и анализ основных фактов, явлений, событий
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий
Контроль и самовзаимоконтроль
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
Урок этого типа направлен на систематизацию наиболее существенных вопросов пройденного материала, преодоления пробелов в знаниях учащихся
Структура урока контроля и коррекции знаний и умений.
Организация начала урока
Сообщение темы, цели и задач урока, инструктаж студентов по организации работ на уроке
Проверка знаний фактического материала, и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры
Проверка знаний, умений, навыков студентов самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях;
Проверка, анализ, оценка;
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
На уроках такого типа важно выявить не только знание учащимися фактического материала, но и уровень осмысления и обобщения материала, умение учащихся приобретенные знания при решении различного рода учебных задач.
Рассмотренные выше структуры типов уроков являются ориентировочными. Они предусматривают вариативность в зависимости от возраста студентов, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков и т.п.
Список использованной литературы:
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Наука, 2000. - 608 с.
2. Иванов, С.В. Дидактические правила успешного ведения урока / С.В. Иванов. - Воронеж: Коммуна, 1957. - 23 с.
3. Иванов, С.В. Типы и структура урока / С.В. Иванов - Воронеж: Коммуна, 1952. - 152 с.
4. Культура современного урока / под ред. проф. Н.Е. Щурковой. - М.: Российская педагогика, 1997. - 91 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.