Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Апрель » 4

Социологические исследования в области профессиональной мотивации и комфортности обучения студентов нового набора СПО

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: статья посвящена изучению проблемы профессиональной мотивации студентов, ведь только на основе ее высокого уровня возможно успешное развитие профессиональной культуры, представлены результаты социологического исследования комфортности обучения, проведенного по завершению первого семестра среди студентов нового набора.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, комфортность обучения, адаптация, новый набор, студенты, профессиональная культура.


Задача совершенствования профессиональной подготовки специалистов, заключающаяся в формировании у студентов мотивации к профессиональной деятельности, являющейся необходимым условием её эффективности и успешности, является одной из самых важных для педагогического коллектива любого учебного заведения.

Только на основе высокого уровня мотивации возможно успешное развитие профессиональной культуры, ведь именно профессиональная мотивация выступает внутренним фактором развития профессионализма. При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание актуальных потребностей личности (получение образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и др.), которые удовлетворяются посредством выполнения учебных задач.

Для исследования особенностей и уровня мотивации учебной деятельности студентов нами было проведено анкетирование среди студентов СОФ МГРИ (СПО). Диагностический срез осуществлялся в группах второго курса геологоразведочного и гидро-геофизического отделения. Общее количество выборки составило 150 человек. Для опроса студентов была выбрана анкета «Оценка учебной мотивации» (Т.А. Новиковой), а также диагностическая методика Замфир К. в модификации Реана А.

Анкету, содержащую три вида основных вопросов: закрытые, открытые и смешанные, мы использовали как средство первичного ориентирования в оценке познавательной мотивации студентов. Закрытые вопросы предполагали выбор одного из предлагаемых вариантов ответов, открытые были построены по типу незаконченных предложений, а смешанные, помимо готовых ответов, имели один свободный ответ, где студенты могли указать собственный вариант. Кроме указанных, с целью повышения достоверности и объективности данных исследования, для диагностики были использованы несколько дополняющих и взаимопроверяющих вопросов.

Что мы хотели определить по содержанию вопросов? Выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов, установить связи между ними и профессиональной и личной направленностью, а также ценностными ориентациями. Какие результаты мы получили? Высокий уровень учебной мотивации имеет 7% студентов, низкий – 21%, хороший – 44%, положительно относятся к учебе 28%. Полученные результаты показывают, что необходимо спланировать и проводить целенаправленную работу по повышению мотивации учебной деятельности студентов.

В основу методики Замфир К., в модификации Реана А. положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Респондентам было предложено дать оценку значимости по пятибалльной шкале следующим мотивам профессиональной деятельности: денежный заработок; стремление к продвижению по работе; стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег; стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других; удовлетворение от самого процесса и результата работы; возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
По полученным данным, у 36% студентов превалирует внутренний тип мотивации, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. У 64% диагностирована внешняя мотивация профессиональной деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), а сами они делятся на внешние положительные (более эффективные и желательные со всех точек зрения) и внешние отрицательные мотивы.

Студенческий период, давая время молодому человеку на осмысление важнейших вопросов выбора собственного жизненного пути, может стимулировать его развитие и тем самым снизить остроту протекания последующих жизненных кризисов, но может и содействовать закреплению инфантильной позиции, страху перед будущей взрослой жизнью и собственной самостоятельностью. В связи с этим, одной из главных задач профессионального обучения является профессиональная грамотность, компетентность и личностное развитие молодых людей.

Студенты СПО руководствуются в первую очередь мотивами профессионального становления, менее значимым для них является прагматический мотив. Кроме того, они практически не использут мотивы получения и углубления знаний, интеллектуального удовлетворения, развития своих способностей и навыков. Многие отмечали, что уже обучаясь на первом курсе, а некоторые и до сих пор, еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Причиной этого является несоответствие между тем представлением о профессии, которое приводит выпускников школы в учебное заведение, и реальным, фактическим содержанием данной профессии. Случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии и тяжелым внутренним конфликтам.
Не способствуют успешности обучения ожидание большей (по сравнению со школой) свободы и слабое осознание своей ответственности за учебу в сочетании с ожидаемой усложненностью материала. Здесь наблюдается явное расхождение между реальным образовательным процессом и мифологичностью представлений школьников о работе по выбранной специальности. Понятно, что подобное расхождение приводит к возникновению разнообразных проблем в дальнейшей жизни.

Опрос студентов показал, что первокурсники более ответственно относятся к посещению занятий и сдаче экзаменов. Среди качеств, помогающих учиться, были отмечены сообразительность, прилежание, умение находить контакт с людьми. Практически всем студентам, принявшим участие в исследовании, мешает учиться лень и неорганизованность.
Необходимо отметить, что не все студенты удовлетворены своим профессиональным выбором. Одним из факторов, затрудняющим профессиональное становление молодых людей, является страх начала трудовой деятельности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности, а также способностей, умений, знаний.
Характерно, что к старшим курсам число студентов, которые не удовлетворены избранной специальностью, не сокращается, а растет. Это может объясняться разными причинами, в том числе уровнем преподавания, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которых школьник не видел. Несмотря на то, что незадолго до окончания учебного заведения удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным.

Следующее исследование касается комфортности обучения студентов нового набора, или уровня их адатации. Студенты нового набора сталкиваются с различными проблемами – от большой учебной загруженности и неумения правильно распределять время и усваивать материал на нужном уровне, до отсутствия психологического и бытового комфорта в студенческих общежитиях, на съемных квартирах, а также возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании «образа Я». Очевидно, что им необходимо оказывать действенную помощь в случаях возникновения тех или иных трудностей.

Для того, чтобы правильно и эффективно спланировать работу по адаптации студентов нового набора к обучению в СОФ МГРИ, а также выяснить проблемы, возникающие у них в течение первого семестра обучения, сразу после зимних каникул мы провели социологическое исследование в форме анкетирования. Его респондентами стали студенты первого курса нашего учебного заведения. Всего было опрошено 200 человек.

Актуальность исследования адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Учебные нагрузки, значительно отличающиеся от школьных, информационная насыщенность учебного процесса, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования нередко приобретают характер травмирующих факторов.

Анкетирование было проведено анонимно, на добровольной основе. Студентам было предложено ответить на 22 вопроса (с единичным и множественным выбором) и продолжить предложения (высказывания). Каковы результаты исследования? На первый вопрос: «Знаете ли Вы о том, что студенты 1 курса сталкиваются с необходимостью адаптации в ВУЗе?» утвердительно ответили 79%, 15,5% об этом не знали, а 5,5% затруднились ответить. Следующий вопрос звучал так: «Из какого источника вы узнали о СОФ МГРИ?». Оказалось, что наибольшее количество опрошенных (84,5%) узнали о нашем учебном заведении от друзей, знакомых, родственников, 7,5% - из профориентационной работы в школе, а 7% - из рекламы в печатных изданиях, ТВ, Интернет.

Далее респондентов спросили: «Что оказало решающее влияние на выбор Вами учебного заведения?». Ответы (в порядке убывания) таковы: интерес к выбранной профессии (40%); советы знакомых (19%); желание родителей (16%); возможность гарантированного трудоустройства (12%); высокая заработная плата работников этой сферы (11%); не знают или не задумывались над этим (2%). Затем последовал вопрос: «Нравится ли Вам учиться в СОФ МГРИ?», на который 84,5% студентов ответили «да», 6% - «нет», а 9,5% затруднились ответить.

Характерно, что 81% опрошенных ответили отрицательно на вопрос: «Были ли у Вас трудности в общении с однокурсниками, одногруппниками в первые полгода обучения (семестр)?», 12% такие трудности испытывали, а 6% не ответили на этот вопрос. При этом 35% никогда не злятся, не выходят из себя при общении с одногруппниками, 10% делают это часто, а 55% - иногда. На вопрос: «Часто ли Вы опускаете руки перед трудностями, возникающими при обучении?», получены ответы: часто - 8%; никогда - 45%; иногда - 47%.

Заметим, что 59% респондентов считает, что может организовано распределить свое время при самоподготовке, не оставляя все на последний день, а 25,5% этого сделать не могут. Велико количество тех, кто затруднился ответить, скорее всего, не задумывался над этим - 15,5%. Следует отметить, что 77% первокурсников отрицательно ответили на вопрос: «Испытываете ли Вы сильную неловкость, стеснение, перед тем, как задать вопрос преподавателю?», 15% дали положительный ответ, а 8% затруднились ответить.

Анкетируемые отмечали, что для них самым трудным при вхождении в новый коллектив ВУЗа было следующее: неуверенность в себе 38,5%; неблагоприятная психологическая обстановка 15,5%. Характерно, что 46% не испытывали никаких трудностей. С кем первокурсникам удалось быстро найти общий язык? 53,5% быстро сошлись с одногруппниками, 12% - с однокурсниками, 15,5% - со студентами других курсов, 8,5% - с преподавателями, 2,5% - с работниками общежития, 4% - с куратором, 0,5% - с работниками социально-воспитательного отдела, 3,5% - ни с кем.
На предложение выбрать два варианта ответа, которые лучше характеризуют успешность адаптации первокурсника, респонденты ответили следующим образом: внимание преподавательского состава и работников ВУЗа - 43,25%; удовлетворенность студенческой жизнью - 15, 75%; хорошее социальное самочувствие - 17%; комфортные бытовые условия - 5,5%; комфортная психологическая среда - 18,5%.

В чем же видят студенты причины своих трудностей в адаптации к условиям обучения? Это: лень (31%); неправильное распределение своего времени (19%); страх перед публичным выступлением (10%); неправильная подача материала преподавателем (5,5%); невнимательность при усвоении материала (10%); мало времени на учебу, так как много занят другими делами (0,5%). Нет трудностей у 24%.

На вопрос: «Как бы Вы решили свои трудности при обучении?» респонденты ответили так: 41,5% - силой воли (заставлять себя учить и поставить себе цель добиться чего-то в жизни); 23,5% - организованно и правильно распределить свое время при самоподготовке; 7,5% - побороть страхи перед публичным выступлением; 23,5% - быть более внимательным и сосредоточенным при усвоении учебного материала; 4% - не дали ответа.

Какие трудности испытывали первокурсники в социально-бытовой жизни? На этот вопрос отвечали те, кто проживает на квартире, в общежитии, у родственников. Получены следующие данные: нерациональное использование денежных средств - 29,5%; жесткий режим обучения - 14%; мало времени для отдыха - 31%; отсутствие благоприятных бытовых условий в общежитии, на квартире - 3,5%; ничего - 22%.

В связи с тем, что студенты обычно проводят в учебном заведении 6-8 часов (3-4 пары), нам было важно узнать их ответы на вопрос: «Где Вы чаще всего обедаете?». Несмотря на то, что с этого учебного года столовая арендует помещение у СОФ МГРИ, а буфет закрыли, 44% первокурсников обедают в ней, хотя и отмечают большие очереди, в которых приходится стоять. На большой перемене покупают еду в магазине 37%, а 5% посещают заведения фаст-фуда, расположенные на улице Ленина. Не обедают вообще (терпят до приезда домой) 14 %. Характерно, что те, кто проживает в общежитии, обедают именно там, это им очень удобно. Многие отметили, что ходят в столовую после занятий, когда там очереди нет, чтобы поесть первое блюдо, а в общежитии с готовкой супов не заморачиваться.
Следующий вопрос анкеты: «Часто ли сейчас Вы чувствуете себя встревоженными, обеспокоенными перед тем, как надо идти на занятия?». 12% выбрали ответ «часто», 27,5% - «никогда», а 60,5% - «иногда». Затем респондентов спросили: «Испытываете ли Вы сейчас трудности в учебе, общественной жизни, общении?». Ответили утвердительно 13%, отрицательно - 48,5%, частично - 30%, затруднились ответить - 8,5%.

Далее респондентам нужно было выбрать два варианта ответа (из предложенных) на вопрос: «Что бы Вы хотели изменить в ВУЗовской жизни?». Ответы были такие: техническую оснащенность аудиторий (25%); условия питания (28,5%); отношения в среде «студент-преподаватель» (22%); отношения «студент-студент» (6,5%); организацию досуга (7,5%); качество и методы преподавания (5%); бытовые условия в общежитии (холод) 0,5%; 5% анкетируемых устраивает все.

Организации досуга студенческой молодежи в нашем учебном заведении уделяется достаточно много внимания. Созданы кружки различного направления, спортивные секции, клуб КВН, лаборатория социологических исследований. В связи с этим, нам было интересно узнать ответы на следующие вопросы: «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» и «Выбрали ли Вы себе занятие для свободного времени из предложенных кружков, секций, коллективов в ВУЗе?». На первый вопрос ответы распределились следующим образом: научной работой - 9,5%; спортом - 25%; посещаю кружки 9,5%; хожу в театр и кинотеатры 1,5%; гуляю с друзьями - 31,5%; общаюсь в социальных сетях, играю в компьютерные игры - 20%; музыкой - 1%; сплю – 1%; ничего не делаю - 0,5%; гуляю с девушкой -0,5%. К сожалению, только 36% студентов ответили «да» на второй вопрос, остальные 64% - не устраивают предложения СОФ МГРИ, связанные с организацией внеурочной деятельности.

В заключение, респондентам было предложено продолжить высказывание: «Учеба в СОФ МГРИ для меня лично – это…». Ответы: получение новых знаний с целью исследования и познания окружающего мира (26,5%); возможность получить диплом и просто приобрести специальность (19,5%); в дальнейшем возможность карьерного роста и реализация своего потенциала (41,5%); новые знакомства, друзья и приятное времяпровождение (12,5%).

На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что большая часть первокурсников достаточно легко прошла адаптационный период. Студенты успешно справляются с учебной нагрузкой, не нарушают график учебного процесса, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам поведения. Учебная часть займется оптимизацией организации учебной деятельности. Вопросы, требующие решения с точки зрения анкетируемых, связанные с хозяйственной частью, будут предоставлены ей для обсуждения и принятия мер. Воспитательно-социальный отдел рассмотрит вопрос о досуговых предпочтениях студентов нового набора, в случае необходимости лаборатория социологических исследований дополнительно проведет опрос с целью эффективной организации внеурочной занятости.

В целом, стратегия педагогической поддержки, указанная в «Программе адаптации студентов нового набора к обучению в СОФ МГРИ», связанная с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития внутренних сил студентов нового набора, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору, себя оправдала. Для студентов, имеющих пониженный уровень адаптации к обучению в СОФ МГРИ, составлены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению, выполнение которых позволит им успешно завершить затянувшийся адаптационный период.

Успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе является залогом дальнейшего развития личности каждого из них, в том числе, и как будущего специалиста. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска дальнейших путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации первокурсников. В этом может оказать существенную помощь проводимое ежегодно анкетирование студентов, которое позволит социально-воспитательному отделу, психологу и классным руководителям групп корректировать работу в указанном направлении.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar