Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Апрель » 8

Развитие кадрового потенциала в рамках реализации требований профессиональных стандартов, ФГОС СПО и ФГОС СПО ТОП-50

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвского политехнического колледжа - филиала ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация: модернизация образования, осуществляемая в настоящее время, ставит новые профессиональные задачи, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке современного преподавателя: формирование у студентов профессиональных компетенций в области реализации уровневой и профильной дифференциации, преподавания интегрированных и элективных курсов, использования новых педагогических, в том числе информационных, технологий, технических средств обучения и приборной базы.
Формирование кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций (ПОО) подразумевает реализацию программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения ПОО, стажировки, обмен лучшими практиками, формирование управленческих команд, обучение проектным технологиям.

Ключевые слова: квалифицированные педагогические кадры, профессиональный стандарт, воспроизводство педагогических кадров, кадровый потенциал, модернизация системы кадрового обеспечения ПОО.

Качественная реализация федеральных образовательных стандартов требует высокого профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования.

Если раньше он был носителем знания, то сейчас превращается в консультанта, организатора деятельности студента – активного субъекта учебного прoцесса. При этом решающее значение имеет уровень психолого-педагогической компетентности педагога. Он связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного процесс [7].

В настоящее время система среднего профессионального образования (СПО) России насчитывает 3,6 тыс. образовательных организаций, в которых обучается 2,8 млн студентов по разным профессиям и специальностям. Среди них такие привычные как повар, механик, сварщик, слесарь, парикмахер, автомеханик, а также совершенно новые, отвечающие запросам современности: мобильный робототехник, мехатроник, оператор беспилотных летательных аппаратов и многие другие. Основная задача профессионального образования - соответствие компетенций выпускников новым, быстро меняющимся технологиям, как в сфере производства, так и в сфере услуг [4].

Для воспроизводства высококвалифицированных рабочих, соответствующих технологическому прогрессу, требуются новые подходы к содержанию всей системы СПО, прежде всего, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО четвертого поколения и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения и дополнительного профессионального образования». Данные подходы сформулированы в приоритетном проекте «Рабочие кадры для передовых технологий», где отмечается, что результатом новаций должны стать региональные системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена с компетенциями на уровне международных стандартов[3].

Система воспроизводства педагогических кадров для учреждений СПО включает в себя количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ, численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации.

Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогов СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения и дополнительного профессионального образования», соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в учреждениях СПО, а именно характерные для них тенденции:
• совмещение видов деятельности (мастер производственного обучения, преподаватель);
• переход к командной (групповой) педагогической деятельности;
• переход от поточно-групповой организации образовательного процесса к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам;
• повышение требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения;
• актуализация потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов;
• появление новых перспективных профессий и специальностей СПО;
• развитие практики дуального обучения, независимой оценки квалификаций выпускников учреждений СПО, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена [3].

С целью определить пути и способы обеспечения профессиональных образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами, способными эффективно осуществлять подготовку рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями, в 2017 году Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России организовал рабочую группу, в задачи которой входит разработка концепции обеспечения педагогическими кадрами СПО на период до 2020 года и плана ее реализации [2].

Анализ данных, полученных департаментом в результате мониторинга профессиональных образовательных организаций, позволил выявить ряд сдерживающих факторов на пути к поставленной цели:
• старение педагогических кадров, то есть отсутствие необходимого количества работников в возрасте до 30 лет для замещения cпециалистов, которые по причине преклонного возраста в ближайшее время прекратят трудовую деятельность;
• несоответствие уровня образования (практически у пятой части педагогических работников СПО) требованиям ФГОС СПО в части наличия высшего образования по профилю преподаваемой дисциплины (модуля);
• отсутствие педагогических компетенций, обязательных для осуществления деятельности педагога профессионального образования и обучения, более чем у 70% педагогических работников системы СПО;
• дефицит квалифицированных педагогических кадров, обладающих опытом деятельности в отраслевых организациях (на предприятиях) и способных подстраиваться под инновации на производстве;
• отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации системы формирования заказа на подготовку педагогических кадров для СПО и прогнозирования потребности региона в таких кадрах;
• низкая заинтересованность студентов специальности СПО и направления подготовки высшего образования «Профессиональное обучение (по отраслям)» в трудоустройстве по специальности, что приводит к серьезным (до 40%) потерям контингента в период обучения;
• отсутствие независимой оценки подготовки педагогических работников для системы СПО [2].

В условиях масштабного внедрения в СПО практико-ориентированных моделей обучения, в том числе дуального обучения, важное значение имеет уровень квалификации руководителей практик со стороны организации (предприятия), иначе говоря, наставников. Как правило, у наставников отсутствуют педагогические компетенции и понимание специфики реализации производственной практики в соответствии с ФГОС СПО. Наставники, не являясь педагогическими работниками, должны обладать компетенциями, соответствующими организации учебно-производственного процесса по виду деятельности. Они также должны осваивать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогической направленности.

Основные направления модернизации системы кадрового обеспечения профессиональных образовательных организаций
• организация вариативных возможностей получения высшего профессионально-педагогического образования по программам бакалавриата и прикладной магистратуры;
• изменение содержания подготовки педагогов в соответствии с международными стандартами на основе практико-ориентированных подходов к образованию;
• развитие наставничества при реализации основных образовательных программ подготовки педагогических кадров;
• повышение уровня престижности профессии через увеличение притока молодых специалистов в СПО;
• разработка и реализация новых моделей региональных программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, в том числе на основе сетевого взаимодействия;
• формирование стажировочных площадок в регионах на базе ведущих колледжей и базовых ПОО;
• использование баз МЦК (Межрегиональных центров компетенций), многофункциональных центров прикладных квалификаций, ресурсных центров подготовки кадров в различных сферах экономики в целях реализации дополнительных профессиональных программ для педагогов и мастеров производственного обучения.
• привлечение в педагогическую деятельность работников, имеющих профессиональный опыт в соответствующих отраслях экономики;
• организация и проведение конкурсов лучших практик поддержки, стимулирования, сопровождения педагогических работников при вхождении в профессию и в процессе педагогической деятельности [5].

Комплексное преобразование сферы среднего профессионального образования подразумевает также пересмотр концепции подготовки кадров в каждой конкретной области деятельности. Модернизация содержания образования требует существенного обновления учебно-методического обеспечения и реализации в нем современных инновационных подходов. В связи с этим в последние годы был принят ряд важных правительственных документов – новые стандарты, которые определяют долгосрочные перспективные цели этих преобразований. К приоритетным направлениям развития является разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований к специалистам различных уровней. При определении цели создания Федеральных государственных образовательных стандартов основные акценты делаются на обеспечение универсальности, фундаментальности, профессиональной и практической направленности образования.

Литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р.)
3. Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий (Рабочие кадры для передовых технологий) (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) // Система ГАРАНТ.
4. Сводный прогноз занятости населения и потребности экономики Вологодской области в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период // Департамент труда и занятости.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы // Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г., № 497.
6. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 г. Утв. постановлением Правительства РФ 15.04.2014г., N 295.
7. Скороходова В.А. Развитие кадрового потенциала образовательной организации через внедрение программы кадрового развития// Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30.04.2015 года. Том 4.-Тамбов: ООО «Юком», 2015, с.134-136.
8. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современной организации. –М.: ГроссМедиа, 2005.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar