Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Апрель » 10

Проблема преемственности между ступенями образования

Бардина Марина Вячеславовна, преподаватель специальных дисциплин
Ликино-Дулёвский политехнический колледж-филиал ГГТУ, г.Ликино-Дулёво,Московская область

Аннотация: В системе непрерывного профессионального образования преемственность является базовым механизмом. Исследователи проблемы преемственности в профессиональном образовании отмечают, что интеграция между средним профессиональным и высшим учебным заведением позволяет эффективно решать региональные проблемы ускоренной и качественной подготовки специалистов.
Ключевые слова: преемственность, профессиональное образование, непрерывное образование.


При переходе из одной образовательной сферы в другую, из одной социально экономической ситуации в другую неизбежно встает вопрос преемственности образования между его ступенями. Проведенный анализ литературы по проблеме преемственности показал, что зачастую происходит смешение терминов «преемственность обучения» и «преемственность образования». Кроме того, в литературе определены понятия «преемственность», «принцип преемственности образования», дано социологическое определение преемственности в образовании (С.В. Архипова), преемственность непрерывного образования (О.Б. Ховов); но не определено понятие «преемственность профессионального образования».

Под преемственностью обучения принято понимать установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Таким образом, обучение основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. Но в современных условиях перехода к новым образовательным стандартам и современной экономической ситуации, традиционная триада ЗУН не обеспечивает потребности студента в формировании конкурентоспособного специалиста, необходимого рынку труда. Исходя из вышесказанного и принимая за основу, что обучение представляет собой сумму полученных знаний, а образование определяется умением найти себя в окружающем мире, умением вписываться в окружающую социальную обстановку, в рамках исследования речь пойдет именно о преемственности профессионального образования. В педагогической науке сегодня преемственность определяется как ведущий методологический принцип прогнозирования и конструирования педагогического образования. Но само понятие преемственности нельзя, на мой взгляд, рассматривать односторонне, только с точки зрения педагогики, необходимо учитывать и социально - культурную и философскую сторону данного явления. С точки зрения философской необходим учет того, что преемственность предполагает сохранение и развитие всего того рационального, что было достигнуто на предыдущей ступени. В рамках исследования речь идет о преемственности профессионального образования между ступенями СПО, ВПО и профессиональной переподготовки кадров с привлечением и активным участием предприятия работодателя. При этом важен учет социально - культурного аспекта: благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного опыта. Важным методологическим принципом, по моему мнению, являются философские положения о непрерывности становления и развития личности и профессионального мастерства специалиста (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, В.П.Зинченко, Л.М.Новиков, Г.П.Щедровицкий и др.), а также принципы гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (М.Н.Берулава, Л.А.Волович, В.Ш.Масленникова, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов и др.). Они позволяют говорить, что феномен преемственности сегодня требует нового осмысления именно в контексте профессионального образования и подготовки конкурентоспособного специалиста. Существенным является факт, что в процесс преемственности включается сегодня не только педагог, но и студент. Наиболее отвечающим требованиям сегодняшнего дня мне представляется характеристика, предложенная О.Б. Хововым: «сущность преемственности в непрерывном образовании представляет собой качественную характеристику процессов согласования целей, содержания, технологий, средств, а также форм образования с социально - психологическими возможностями и потребностями обучающихся». Но в этом случае не учитываются потребности рынка труда и предъявляемые им к выпускнику СПО и ВУЗа требования, а также роль педагога, которая в процессе преемственности профессионального образования, по моему мнению, является определяющей. Сегодня все чаще говорят о сетевом взаимодействии профессионального образования, имея в виду взаимодействие среднего, высшего профессионального образования и активное включение работодателя в учебный процесс профессиональной подготовки и переподготовки. Результатом такого взаимодействия, на мой взгляд, должно стать организация единого интеграционного образовательного пространства. Опыт работы СПО и ВПО показывает, что «несмотря на организационные трудности, непрерывность между ступенями среднего и высшего профессионального образования реализуется значительно легче, чем с общеобразовательными учреждениями, так как выпускники СПО более подготовлены к обучению в вузе. Но их обучение требуют особой организации образовательного процесса».

Преемственность образования между СПО и ВПО должна реализовываться посредством коррекции учебных планов ВПО и СПО, использования ресурсов ППС ВУЗа для работы со студентами СПО. Коррекция составляющей учебных планов по программе ВПО включает введение курсов по выбору в учебные планы ВПО, изученные студентами по программам СПО; анализ освоения навыков концептуального мышления СПО; график аттестации учебных дисциплин; определение трудоемкости учебных дисциплин. Совместное обсуждение учебных планов и программ учебных дисциплин СПО позволяет определить введение курсов по выбору, реализуемых в ВПО, в учебные планы СПО; тиражирование учебных программ и учебно-методических комплексов дисциплин ВПО, адаптированных к реализации в СПО; привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов ВПО в СПО.

Преемственность образования с точки зрения профессиональной подготовки специалиста – это ориентация на требования рынка труда и работодателя, формирование тех навыков, которые будут способствовать его конкурентоспособности. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития.

При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно профессиональные качества. Именно поэтому в систему преемственности образования в контексте профессиональной подготовки студентов в рамках СПО ВУЗ необходимо включение требований предприятия, на которое ориентирована профессиональная подготовка, и работодателя. Таким образом, преемственность профессионального образования – это сложный и многогранный процесс, который сочетает в себе философский, социокультурный и психологический аспекты и ориентирован на требования рынка труда и работодателя. Работодатель сегодня проявляет более активную позицию в профессиональной подготовке кадров, чем в предыдущие годы.

Непрерывное образование — это процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, целостное развитие человека как личности, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей, стремлений и возможностей. Главными критериями эффективности при этом должно стать соответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников требованиям рынка труда, наличие у выпускников способностей к обучению, в том числе самообучению, которые способствуют успешному процессу повышения квалификации. Реализация подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования позволяет широко применять многоступенчатость подготовки специалистов, причем каждая ступень обучения носит характер профессиональной завершенности.

В системе непрерывного профессионального образования преемственность является базовым механизмом. Исследователи проблемы преемственности в профессиональном образовании отмечают, что интеграция между средним профессиональным и высшим учебным заведением позволяет эффективно решать региональные проблемы ускоренной и качественной подготовки специалистов. Многоступенчатая система профессионального образования ориентирована на подготовку специалиста по разным уровням квалификации, ее суть заключается в создании целостной системы взаимодействующих через координацию и взаимную адаптацию учебных планов и программ образовательных учреждений.

Преемственное согласование учебных планов и программ колледжа и вуза приводит к высвобождению значительного резерва времени, которое в вузе можно использовать для более активного вовлечения студентов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу. Интеграция рассматривается как необходимая составляющая педагогического процесса, позволяющая осуществлять преемственность, которая выступает как фундаментальное требование к деятельности субъектов образовательного процесса в системе «педагогический колледж-вуз». Причем, на каждом этапе развития учитывается, преемственность комплекса знаний, умений, качеств личности и прогнозируется перспектива их интеграции на будущее. В результате выпускники среднего образовательного заведения (первая ступень профессионального образования) становятся особым резервом для повышения своего уровня квалификации в вузе (вторая ступень профессионального образования). Эта система имеет преимущества: студент целенаправленно занимается одним видом профессиональной деятельности, приобретает опыт и развивает профессиональные умения и навыки до специалиста высшей квалификации, переходя с одной профессионально-образовательной ступени на другую, что является актуальным для непрерывного образования специалиста.

Список литературы:
1.БимБадБ.М.Педагогический энциклопедический словарь.—М.2002
2.Есаулова М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Народное образование. Педагогика.№12.т.5.2005
3. Руденко В. А., Н. П. Василенко. Шуватова О.А. Преемственность как основа реализации современных теоретико методологических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы/ Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки .№24.2011
4.Ховов О.Б. Преемственность в непрерывном образовании// Мир образования —образование в мире», 2008
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar