- 13.04.2019
- 4315 Просмотров
- Обсудить
СПб ГБ ПОУ «Колледж электроники и приборостроения»
В настоящее время социальное партнерство получило широкое распространение в сфере профессионального образования, нацеленное на подготовку высоко компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей. В связи с усилением внимания к социальному партнерству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг, происходит переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования на качественные изменения содержания и форм обучения.
На важность данного направления в деятельности профессиональных образовательных учреждений указывает тот факт, что в одном из важнейших нормативно-правовых актов российского законодательства, в Трудовом кодексе Российской Федерации, дается законодательное определение термина «социальное партнерство». Под ним подразумевается «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).
Основополагающей задачей современных учреждений профессионального образования и социального партнерства является обеспечение качества образования в соответствии с потребностями отраслей экономики, приоритетами государственной политики, с учетом международных стандартов в области образования, создание системы доступного, вариативного образования, направленного не только на овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование мировоззрения личности в условиях высокого динамизма социально-экономической системы.
По мнению специалистов, одним из приоритетных направлений социального партнерства среднего профессионального образования является формирование устойчивой взаимосвязи образования и производства с целью преодоления относительной изоляции системы профессионального образования от рынка труда, качественных и количественных различий между спросом и предложением на рынке труда, вызванных стремительными экономическими и социальными переменами. В связи с данными требованиями деятельность Колледжа электроники и приборостроения направлена на формирование устойчивых взаимосвязей со стратегическими и социальными партнерами-предприятиями промышленного приборостроения г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Одним из значительных шагов колледжа в организации стратегического и социального партнерства стало членство образовательного учреждения в Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, что дало возможность колледжу войти в состав Регионального Совета, в который входят руководители ведущих технических вузов, учреждений среднего профессионального образования и предприятий Санкт-Петербурга, с целью координации, планирования и обеспечения качества подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона, а также возможность участия в научно-образовательном Консорциуме учреждений высшего и среднего профессионального образования, высокотехнологичных предприятий промышленности, научных и проектных организаций Санкт-Петербурга для разработки и реализации совместных основных и дополнительных образовательных программ различного уровня, в том числе практико-ориентированных программ целевой подготовки выпускников и повышения квалификации сотрудников, материально-технического, кадрового, учебно-методического, информационного, финансового и иного ресурсного обеспечения научного и образовательного процессов.
В настоящее время колледж взаимодействует с более 50 социальными партнерами, среди которых Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности, ОАО «НПП «Пирамида», АО «НИИ командных приборов», ОАО «НПП «Радар ммс», ПАО «НПО Завод «Волна», АО «Завод радиотехнического оборудования», Компания «Диполь» и другие.
Схема 1. Система социального партнерства СПб ГБ ПОУ «Колледж электроники и приборостроения».
Для организации и осуществления активного взаимодействия с социальными партнерами были определены важнейшие компоненты деятельности колледжа в данном направлении: совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение образовательного процесса и повышение квалификации педагогических работников, материально-техническое обеспечение. Конкретными действиями по осуществлению взаимодействия со стратегическими партнерами колледжа стало заключение и реализация двухсторонних договоров о сотрудничестве и целевой подготовке между колледжем и предприятиями; привлечение высококвалифицированных специалистов предприятий к активному участию в разработке рабочих учебных планов и в учебно-методической работе, важнейшим направлением сотрудничества является организация предприятий-баз практик в соответствии с предъявляемыми требованиями. Так, активная работа по привлечению предприятий к проведению разного рода практик позволила колледжу в 2015 году принять участие во Всероссийском конкурсе лучших практик образовательных организаций с организациями реального центра экономики по подготовке квалифицированных работников и специалистов со средним специальным образованием и получить диплом «Лучшая практика взаимодействия с организациями ОПК».
В процессе взаимодействия колледжа с социальными партнерами привлекается спонсорская помощь для приобретения современного оборудования и совершенствуется материально-техническая база образовательного учреждения, проводятся массовые мероприятия (ярмарки вакансий, презентации предприятий-работодателей, Дни карьеры и др.) для содействия трудоустройству выпускников колледжа, проводятся круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы с участием работодателей; осуществляется информационное обеспечение студентов о вакансиях, стажировках и ситуации на рынке труда. Так, социальный партнер –Компания «Диполь», с которой у колледжа на протяжении десяти лет установлены партнерские отношения, проводит семинары по инновационным технологиям, стажировки для мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных дисциплин, принимает активное участие в праздничных мероприятиях колледжа (1 сентября, День учителя, День профессионально-технического образования и др.), принимает активное участие в организации и проведении, техническом оснащении профессиональных конкурсов «Шаг в профессию» и WorldSkills Russia. В 2017 году Компания «Диполь» приняла участие в оснащении электростатическим оборудованием и промышленной мебелью конкурсной площадки по компетенции Электроника, организатором которой являлся колледж, на III Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia – 2017), а студенты колледжа стали победителями чемпионата по данной компетенции, заняв 1 и 2 места. Понимая общественную значимость социального партнерства с колледжем, Компания «Диполь» публикует материалы о взаимовыгодном сотрудничестве в профессиональном журнале компании «Эксперт+».
Следует отметить, что важным компонентом участия социальных партнеров в процессе профессионального образования является их оценка качества подготовки специалистов среднего звена на этапе итоговой государственной аттестации выпускников колледжа. Руководители и главные специалисты предприятий возглавляют аттестационные комиссии, расширяется практика их участия в подготовке экзаменационных заданий, основанных на учете конкретных требований производства, специфических особенностях тех или иных предприятий, а также участие в определении тем выпускных квалификационных работ.
Подтверждением эффективной деятельности в области социального партнерства являются авторитетные награды и свидетельства. Среди наград которыми гордится колледж – почетный знак «За качество товаров (продукции), работ и услуг». В 2016 году колледж получил этот знак, став победителем конкурса на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга в номинации «Организация сферы услуг». Колледж одним из первых учебных заведений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга стал обладателем свидетельства о профессионально-общественной аккредитации от экспертов крупнейшего объединения работодателей страны Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Эксперты отметили высокую степень выполнения критериев аккредитации, связанных с участием социальных партнеров-работодателей в реализации образовательных программ, трудоустройством выпускников по специальности.
Список использованной литературы
1. Воронько, Г. И. Спрос больше, чем наши возможности / [Беседовала А. Муравьева] // Школа года-2017. – 2017. – С. 18-20.
2. Короткова, Т. А. К юбилею со знаком качества / Т. А. Короткова // Муниципальный вестник. Константиновское. – 2017. – № 13 (87) май. – С. 4-5.
3. Step by КЭП // Эксперт+Знания. Технологии. Инновации. – 2017. – № 4 (16) декабрь. – С. 75-77.
4. WordSkills – 2017 // Там же. – С. 78-80.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.