- 16.05.2019
- 9410 Просмотров
- Обсудить
«Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ», г. Ликино-Дулево, Московская область
Аннотация: Рассмотрены основные причины нарушения поведения у подростков.
Большинство родителей, у которых дети достигли подросткового возраста, сталкиваются с изменениями в их поведении. Эти изменения связаны с физиологическими процессами, происходящими в организме взрослеющего человека, и напрямую зависят от полового созревания. В этот период дети требуют особенно внимательного отношения к себе со стороны родителей, потому что некоторые поведенческие проявления, если их своевременно не откорректировать, могут негативно повлиять на будущее подростка.
Подростковый возраст является одним из важнейших этапов в жизни каждого человека, который характеризуется конфликтами и спорами. Изменения затрагивают любую сферу жизнедеятельности ребенка, будь то физическая, эмоциональная, моральная или интеллектуальная.
В действительности, воспитание подростков требует от родителей понимания, а не строгости. Родители должны заботиться о правильном, гармоничном развитии своего ребенка и понимать особенности подростковой психики. Если в это время упустить подростка, то изменения в поведении могут грозить серьезными нарушениями с непредсказуемыми последствиями.
Начало подросткового возраста обычно приходится на 12-14 лет для девочек и на 13-15 лет для мальчиков. С его наступлением, несмотря на то, что родители знают о возможных трудностях, они часто бывают удивлены, заметив первые изменения в поведении детей. Ребенок пытается «оторваться» от семьи, стремится больше времени проводить в компании сверстников, перестает беспрекословно выполнять родительские указания, нетерпимо или равнодушно относится к «воспитательным лекциям».
Все эти факты могут быть неприятными для взрослых, однако они абсолютно нормальны, закономерны и свидетельствуют о том, что дети уже перестают быть детьми. Со временем, спустя несколько лет, дети перерастают свое протестное поведение, да и родители тоже успевают пересмотреть свое отношение, переставая воспринимать ребенка как маленького.
Сложность взаимодействия с подростком со стороны родителей, заключается в необходимости тщательно отслеживать поведение ребенка, чтобы суметь отличить нормальные возрастные проявление от нарушений поведения
Подростки полны жизненной энергии и неутолимой жажды к экспериментам со своим самовыражением в обществе.
Они все хотят делать «не так» и по-своему.
Для этого возраста независимое поведение является нормальным, но есть и проблемы, о которых родители не должны забывать:
Подростковая депрессия. Возглавляют список наиболее распространенных нарушений поведения подростков – депрессия и тревожность. Многие подростки подвергаются воздействию страха, неуверенности и сложных жизненных ситуаций, которые становятся основными причинами для беспокойства. В случае появления резких изменений в поведении ребенка, таких как, слабость, уменьшение социального взаимодействия, изменение аппетита или нарушение сна, родители не должны откладывать с обращением за профессиональной помощью. Раннее распознавание признаков подростковой депрессии, позволят не «упустить момент» и оказать ребенку своевременную поддержку.
Расстройства пищевого поведения. Изменение привычек питания и пропуск приемов пищи, характерны почти для всех подростков, особенно для девочек. В период полового созревания дети очень чувствительно относятся к своей внешности, поэтому могут пропускать приемы пищи в надежде поддержать хорошую фигуру.
Разрушительное поведение. Это нарушение поведения заключается в совершении подростком необдуманных действий, которые являются, по сути, преступлениями и могут угрожать благополучию, здоровью и даже жизни, как самого подростка, так и других людей.
Например, некоторые подростки гордятся тем, что нарушают нормы общественного поведения, совершают хулиганские поступки и т.д., испытывая при этом чувство эйфории и вседозволенности. Такое нарушение поведения требует немедленного вмешательства, потому что со временем оно будет становиться все более разрушительным и, в конченом счете, может привести к совершению тяжких преступлений.
Оппозиционные расстройства. Отказ подчиняться любым родительским требованиям и навязчивое желание не соглашаться с любыми замечаниями или предложениями, поступающими со стороны взрослых, также является одним из характерных для подросткового возраста поведенческих расстройств. Оппозиционные расстройства часто наблюдаются у детей в период полового созревания, но они отличаются от периодических протестов, которые не выходят за рамки нормы. Оппозиционные расстройства характеризуются постоянным неповиновением, воинственным упрямством, чрезмерной вспыльчивостью, не проходящей враждебностью и желанием оспаривать любые требования, предложения или замечания взрослых людей.
Другие нарушения поведения подростков
Как вы, наверное, знаете — возраст «первой сигареты» и «первой рюмки» неуклонно снижается. Это общемировая тенденция, которая влияет на успеваемость детей в школе и ставит под угрозу всю их будущую жизнь. Таким образом, любое необычное поведение подростка, причиняющее вред ему самому или другим людям не следует воспринимать легкомысленно.
Чтобы избежать таких случаев, родители, должны знать об основных возможных поведенческих изменениях в период полового созревания, чтобы своевременно реагировать и правильно выстраивать свои отношения с растущими детьми. Необходимо уважительно относится к частной жизни подростков, давая им определенную степень свободы, но сохраняя при этом родительский контроль. Хорошая связь и взаимопонимание между родителями и подростками является лучшим способом решения проблем, прежде чем они выйдут из-под контроля.
Список литературы
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.- 701с.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева.-М.: МПСИ, 2004
4. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2000 г
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.
6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч М.: Педагогика, 1985
7. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М.:ПЕР СЭ, 2000
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.