- 28.05.2019
- 8415 Просмотров
- Обсудить
Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, г. Ликино-Дулево Московской области
Аннотация: В условиях реализации компетентностного подхода качество современного среднего профессионального образования определяется способностью молодого специалиста легко адаптироваться в современных рыночных условиях развития экономики региона, выявлять связи между знаниями и реальными ситуациями; применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам, а также овладением профессиональных компетенций и элементами трудовых функций. В статье актуализируется необходимость и рассматривается возможность реализации элементов дуального обучения в рамках образовательного процесса колледжа.
Ключевые слова: компетентностная модель выпускника, дуальное обучение, элементы дуального обучения, образовательный процесс колледжа, профессиональные компетенции, элементы трудовых функций, работодатель
Национальную стратегию развития Российской Федерации определяют инновационная экономика, наука и образование. Если говорить о влиянии и роли системы образования на инновационную экономику, то здесь необходимо выделить качественную подготовку и переподготовку профессиональных кадров. В настоящее время необходимо совершенствовать систему образовательной деятельности, ориентируя ее, прежде всего, на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг.
В Ликино-Дулевском политехническом колледже - филиал ГГТУ реализуется специальность СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), укрупненной группы специальностей 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, которая в настоящее время востребована на рынке труда. Данная образовательная программа актуализирована с учетом требований профессионального стандарта 40.049 СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛОГИСТИКЕ НА ТРАНСПОРТЕ, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 616н.
В ЛДПК – филиал ГГТУ действует Компетентностная модель выпускника на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Данная модель представляет собой как совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по указанной специальности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы, имеющими государственную аккредитацию, так и требований, определенных Ликино-Дулевским политехническим колледжем – филиалом ГГТУ в соответствии с региональной системой профессионального образования, регионального рынка труда и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся за счет использования вариативной части ФГОС СПО. Компетентностная модель нацеливает на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.
Образовательная Программа среднего профессионального образования по подготовке специалистов реализуется для организаций и предприятий Московской области: (ООО «Ликинский автобусный завод»; ООО «Машиностроительный завод «ТОНАР»; Автоколонна № 1793 филиала ГУП МО «МОСТРАНСАВТО»; ООО «Гранд»; ООО «Ликинская транспортная компания»; ООО «Юнитех»; ООО «Акватон Рус» и др.)
ЛДПК – филиал ГГТУ тесно сотрудничает с градообразующими предприятиями ООО «Ликинский автобус» и ООО «Ликинский автобусный завод», а также с крупными предприятиями Орехово-Зуевского муниципального района. Студенты и выпускники специальности наряду со специалистами предприятий способны внести вклад в развитие региона в целом.
В 2018 году Агентством профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций (Профаккредагентство) была проведена экспертиза о соответствии Образовательной Программы 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) требованиям рынка труда и профессионального стандарта 40.049 СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛОГИСТИКЕ НА ТРАНСПОРТЕ о чем получено соответствующее свидетельство.
Среди основных конкурентных преимуществ Колледжа можно отметить следующие:
- многолетние традиции и эффективный опыт в подготовке кадров;
- подготовка специалистов среднего звена осуществляется в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- создание условий, направленных на удовлетворение потребностей личности в получении качественного образования, с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории и осуществления непрерывного образования в Университете;
- развитая материально-техническая база филиала Университета, обеспечивающая проведение всех видов учебных занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной, производственной практики, предусмотренных учебными планами для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (компьютеры, оборудование для подключения к Интернет, беспроводные сети, серверные станции, мультимедиасистемы, интерактивные доски, технические средства обучения, сканеры, цифровые камеры, система электронного обучения, копировально-множительная техника, типовое учебное оборудование для оснащения кабинетов, программное и методическое обеспечение: лицензионное программное обеспечение, программно-методические продукты, функционируют 3 лаборатории, предназначенные для организации теоретического обучения и практической профессиональной подготовки, методические и дидактические пособия, демонстрационные материалы, современные развивающие игры, тренажеры и т.п.);
- расширение социального партнерства с российскими и зарубежными образовательными организациями на условиях договоров о сотрудничестве;
- высокая квалификация и профессионализм педагогического коллектива, его нацеленность на совершенствование содержания и технологий профессиональной подготовки студентов (84% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 12% педагогов имеют первую квалификационную категорию);
- налаженная система социальной защиты студентов: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для получения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования: в 2014 г. создана безбарьерная среда.
Подготовка специалистов в колледже реализуется с элементами дуального обучения. Дуальное обучение представляет собой сетевую форму реализации программ подготовки ППССЗ, основанную на взаимодействии профилирующих предприятий и ЛДПК – филиал ГГТУ, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
Основными внешними потребителями услуг ЛДПК – филиала ГГТУ являются работодатели (предприятия, организации, и др.), которые принимают на работу молодых дипломированных специалистов, закончивших курс обучения. Главное требование современного работодателя – отдаленность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющееся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реальной работе, к руководству подчиненными, к нормам поведения в производственной среде. Выходом из такой ситуации является увеличение сроков и углубление содержания учебных и производственных практик, привлечение опытных специалистов-практиков к ведению занятий, усиление контроля за качеством образования, адаптации преподаваемых дисциплин к реальной жизни работодателей.
Колледж и предприятия-партнёры совместно реализуют процесс обучения будущих специалистов. Для подготовки высококвалифицированных специалистов организована базовая кафедра в ООО «Ликинская транспортная компания». Материально-техническая база и программное обеспечение базовой кафедры в полном объеме позволяют формировать профессиональные компетенции и элементы трудовых функций будущих выпускников. План работы базовой кафедры лежит в основе организации образовательной деятельности по данной специальности.
Система среднего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Образовательное учреждение (колледж) и работодатели являются звеньями одной цепи. Работодатели формулируют требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а колледж удовлетворяет эти требования. Программа подготовки специалистов среднего звена разрабатывается колледжем по рекомендациям и согласованию с ООО «Ликинская транспортная компания». Подготовка по образовательной программе способствует повышению эффективности труда в образовательной деятельности колледжа и совершенствованию профессиональных качеств педагогических работников; создается инновационная среда в образовательном процессе.
Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности колледжа и работодателей выделяются:
-определение требований к качеству подготовки специалистов, куда относится экспертиза основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и профессионального стандарта.
-включение в образовательный процесс дисциплин по рекомендациям работодателя для формирования интегративных свойств и качеств личности как наиболее значимых результатов образования, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
-организация учебной и производственной практик обучающихся на реальных рабочих местах производственного предприятия;
-расширение спектра образовательных услуг, востребованных на рынке труда;
- разработка и рецензирование учебно-программной документации;
-участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям образовательной программы;
-стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
-участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и т.д.
Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействия колледжа и работодателей приобретает в процессе прохождения обучающимися различных практик, которые являются составными частями основной образовательной программы, и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся в условиях реальной профессиональной деятельности. Именно прохождение производственной практики обеспечивает приобретение обучающимися первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступает в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов».
Соответственно, программы учебных, производственных практик, предусмотренных соответствующим ФГОС СПО, должны ориентироваться на непрерывное повышение профессионального уровня развития обучающихся, прежде всего, посредством интеграции их теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности.
В целях реализации программы дуального обучения в системе среднего профессионального образования качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько молодые специалисты овладели профессиональными компетенциями и элементами трудовых функций; способны выявлять связи между знаниями и реальными ситуациями; применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам.
Решение этих задач предполагает появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы содействовали подготовке специалистов в целях удовлетворения кадровых потребностей предприятий. В качестве основной модели взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг выступает целевая подготовка профессиональных кадров.
В целях повышения эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры. К числу значимых задач, стоящих перед образовательным учреждением и работодателями, по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций относятся:
-согласование оптимальной совокупности педагогических и производственных условий эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся в процессе практик с учетом их индивидуальных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив;
-получение обратной связи от работодателей об уровнях сформированности профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования образовательной программы по реализуемой специальности;
-поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение обучающимися значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности;
-стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности обучающихся, создания для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной карьеры и др.
Подводя итог, можно констатировать, что эффективность взаимодействия колледжа и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастет, если удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению обучающими комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.
Список литературы
1. Бондаренко, Т.Н. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6 - С.12.
2. Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
3. Шаталов, М.А. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы науки и образования. - 2015. - №5 (17). - С. 47-52.
4. Шаталов, М.А. Профессиональное воспитание в системе подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2015. - С. 166-170
5. Ялалов. Ф.Г., Многомерные педагогические компетенции // Научно- теоретический журнал Российской академии образования. - 2012. - №4 - С. 45-53.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.