- 28.05.2019
- 9617 Просмотров
- Обсудить
ГБУ КО ПОО «Колледж агротехнологий и природообустройства»
«У нас есть традиционный разрыв между работодателем и образованием, и проект WorldSkills во многом нацелен на создание мостика между бизнесом и системой подготовки»
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) [1].
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) [1].
Сегодня для многих людей в нашей стране, связанных с профессиональным образованием, словосочетания «ворлдскиллс интернешнл» или «ворлдскиллс Россия» уже не являются чем-то загадочным и непонятным.
WorldSkills (ворлдскиллс) – международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа инженерно-технических и рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой стране, так и во всем мире в целом. Ключевая миссия WorldSkills – развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха.
Прошло уже шесть лет с тех пор, как Россия присоединилась к этому движению в 2012 году. За это время произошло множество событий, оказавших влияние на всю среду профессионального образования. Так демонстрационный экзамен, разработанный по методикам WorldSkills, уже стал формой оценки профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений и приравнивается к выпускной квалификационной работе, а в скором будущем, возможно, и заменит её. Среднее образование уже не кажется бесперспективным и все больше молодых людей идут учиться в училища, техникумы и колледжи. Вовлеченность в это международное движение заставило всколыхнуться все профессиональное сообщество, воскресить интерес к рабочим профессиям. Профессиональное образование меняется, на наших глазах в нём происходят глобальные «тектонические» сдвиги. И, тем не менее, все ёще звучат вопросы: «Зачем?», «Для чего?», «Сколько можно всё менять?». Не все готовы принять неизбежные перемены, поверить в необходимость реформ, поменяться самим.
По данным статистики к 2025 году Россия столкнется с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. А в некоторых отраслях их нехватку ощущают уже сегодня. Так, в сфере биотехнологий с кадрами не испытывают проблем лишь 7% компаний. Похожая ситуация в банковской сфере, IT- индустрии, в науке. В робототехнике на нехватку кадров жалуются почти 60% компаний. И дело не только в физической нехватке рабочих рук, но и в недостаточной их квалификации, низком уровне подготовки [3]. Конкурировать в современном быстро меняющемся мире без качественного багажа знаний и умений становится практически невозможно. Для того чтобы быть конкурентоспособным, нужно как говориться всегда «быть в тренде», овладевать новыми самыми передовыми технологиями, не останавливаться в своем развитии, совершенствоваться и быть всегда на шаг впереди других. Вот поэтому участие в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) нужно рассматривать, как эксклюзивную возможность изменить свое будущее и будущее наших детей. Звучит, может быть, несколько пафосно и неправдоподобно, но постараюсь всё же быть убедительным.
Мне 36. Из них 7 лет я работаю в системе профессионального образования, куда пришел из производственной сферы. Отработав 5 лет сначала топографом, а затем геодезистом, что я увидел в образовании? Устаревшие учебные программы, не отвечающие реалиям профессиональной деятельности, образовательные стандарты, отставшие от времени, нехватка оборудования и инструментов. Те приборы, что были в наличии, были произведены в 80-90 гг. прошлого столетия. Конечно, они не могли соответствовать производственным требованиям. Вся обработка данных выполнялась вручную, а применении программного обеспечения и говорить не приходилось. Естественно, что большинство выпускников специальностей «Землеустройство» и «Земельно-имущественные отношения» не были востребованы у работодателей, не могли выдерживать конкуренцию на рынке труда.
В 2016 году я впервые столкнулся с таким явлением как WorldSkills. Идеи, заложенные в основу этого движения, заинтересовали и подвигли к действию. Альберт-Видаль, один из основоположников движения, ставил перед собой три цели: превратить участников соревнований в ролевую модель для молодежи, организовывать встречу экспертного и профессионального сообщества из разных стран и дать молодым профессионалам возможность определить свое положение на мировом рынке труда [1]. То, что нужно современному российскому обществу!
Дальше была огромная работа, прежде всего над собой. Нужно было многое переосмыслить, взглянуть на профессию под другим углом. После проведения в 2017 году I Регионального чемпионата Калининградской области я стал членом экспертного сообщества в компетенции «Геодезия». Затем последовали курсы повышения квалификации в г. Кемерово, тренировки со студентами, соревнования разного уровня, общение с множеством экспертов со всей страны, снова курсы, сертификация. И вот я сертифицированный Союзом «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) эксперт по компетенции «Геодезия».
Что же поменялось за это не долгое время? Были пересмотрены и переработаны все учебные программы, в них были учтены те требования, которые предъявляются к участникам чемпионатов, проводимых по методике WorldSkills, и на демонстрационном экзамене по компетенции «Геодезия». В этом вопросе неоценима помощь всего экспертного сообщества. Дискуссии в таком профессиональном сообществе помогают обобщить опыт профессионалов со всей страны, осваивать новые методы и методики обучения, учитывая все самые лучшие, современные мировые и отечественные практики. Мы очень многому друг у друга учимся, делимся идеями, тем самым растем профессионально. Наши студенты теперь на равных конкурируют с ребятами из других регионов за право попасть на Финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Они проявляют больший интерес к профессии, стараются зарекомендовать себя в профильных организациях, проходя производственную практику на их базе. Если раньше преподаватель должен был долго и упорно убеждать студента, обещать ему всяческие привилегии, чтобы убедить его участвовать в каком-либо профессиональном конкурсе. То сегодня их уже не надо уговаривать, а не которые прямо говорят: «Я хочу участвовать!». Ведь участие в различных чемпионатах – это еще и хорошая самореклама. Поистине уникальная возможность продемонстрировать свои навыки и зарекомендовать себя перед работодателями.
Колоссальные перемены произошли и в техническом оснащении учебного процесса. Необходимость проведения демонстрационного экзамена и участия в чемпионатах WorldSkillsRussia подтолкнула к обновлению и усовершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения. Тратятся действительно большие деньги на приобретение современного оборудования, на переобучение педагогов и мастеров производственного обучения. Приоритет отдаётся высокотехнологичным профессиональным приборам, повсеместно внедряются роботизированные технологии. Компетенция «Геодезия» тоже не исключение, роботизированные тахеометры и спутниковое оборудование уже не кажутся чем-то из области научной фантастики. Проехав множество километров, побывав не в одном регионе, мне часто приходилось слышать от коллег-экспертов: «Нам никогда не купят такое оборудование. Это не реально! Лучше купить десять теодолитов, чем один тахеометр!». Встречаясь с этими людьми через полгода, год, что я вижу, они готовят студентов на новеньких приборах, используют передовые технологии в обучении.
Погружаясь в стихию чемпионатов, меняются и преподаватели. Да осознание происходящего приходит не ко всем и не сразу, но перемены есть, они видны не вооруженным глазом. Доказательством тому может служить то, что все больше проходят обучение немолодые, умудренные опытом, с большим педагогическим стажем за плечами, педагоги. Те кто, казалось бы, утратили творческий порыв, накопили психологическую усталость, охладели к тому, чем занимаются, доказывают обратное. Они снова заставляют на себя ориентироваться молодежь. За примером ходить далеко не надо. Среди экспертов нашей компетенции немало экспертов возрастной категории свыше 50 лет. Они доказывают свою состоятельность на чемпионатах «Навыки мудрых». Это новое направление чемпионатов по стандартам WorldSkills для профессионалов от 50 лет. Как говорит генеральный директор Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Роберт Уразов: «Мы хотим сломать стереотип, согласно которому работник в возрасте уже не такой умелый и конкурентоспособный, как его более молодой коллега» [2]. С этим невозможно спорить. Нельзя не согласиться и со словами победителя в компетенции «Геодезия» Александра Чернявцева: «Лучший пример – это личный пример. Я и моя коллега Вардануш Оганисян показали, как надо работать, чтобы наши студенты не сомневались, что мы знаем и умеем работать на современном оборудовании. У меня 40 лет непрерывного рабочего стажа, но я продолжаю учиться. Это бесконечный процесс» [2]. Ведь, пожалуй, главное в профессии педагога не застаиваться, не «одеревенеть». Если педагог меняется сам, постоянно совершенствуется, только тогда он способен подготовить специалиста высокого класса, профессионала с большой буквы. WorldSkills предоставляет уникальную возможность идти в ногу со временем, меняться самим и менять мир вокруг себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Движение WorldSkills [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня».2017. URL: https://ria.ru/20171226/1510749424.html (дата обращения 19.01.2019).
2. Навыки мудрых [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня».2018. URL: https://ria.ru/20181015/1530666732.html (дата обращения 19.01.2019).
3. Шамина О. Главная ресурсная проблема: кто в России будет работать? [Электронный ресурс] // Русская служба Би-би-си. 18 июля 2017. URL: https://www.bbc.com/russian/features-40637621 (дата обращения 19.01.2019).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.