Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Июнь » 29

Электронные образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы

Надежда Евгеньевна Шаронова, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий», г. Энгельс, Саратовская область.

Аннотация: В данной статье рассматривается использование ЭОРов и ЦОРов в образовательном процессе, в частности на занятиях русского языка и литературы.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, цифровые образовательные ресурсы.

Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Ни для кого не секрет, что учебным заведениям приходится приспосабливаться к динамичным реалиям сегодняшнего мира.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Главная задача современного учителя заключается в том, чтобы научить своих учеников искать знания и осваивать самостоятельно, помочь ребенку сориентироваться в мире информации, научить учиться. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает их нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Одним из способов повышения мотивации студентов к учебе, считаем внедрение в образовательный процесс ЭОР и ЦОР.
Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности педагога, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним также можно отнести электронные издания, информация на машиночитаемых носителях и та, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD-плейера. Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Временами, чтоб выделить данное подмножество ЭОР, их именуют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес студентов к учебе.

Нам бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используем на своих уроках русского языка и литературы.
1. Чаще всего используем презентации.
Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий, и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
2. Анимации и иллюстрации. Используем при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка.
Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки и др).
3. На уроках русского языка, культуры речи и литературы целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; для изучения нового материала или при систематизации уже изученного материала, т.к.
С помощью таблиц ребята учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы также помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных таблиц, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
4. На этапах повторения и закрепления материала мы используем интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
5. Выполнение практических занятий по дисциплине «Литература» - можно виртуально посетить музей, театр, библиотеки; прослушать музыкальные коллекции и т.д.
6. Исследовательская работа с ЭОР позволяет не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.

Учебная работа с ЭОР включает не только аудиторные занятия с преподавателем, но и самостоятельные домашние задания. Также учащийся может самостоятельно провести контроль собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Таким образом, электронно-образовательные ресурсы можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности педагога: преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.

Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается на результатах диагностики.
Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя русского языка.

Проанализировав ЦОРы, предназначенные для обучения и развития студентов, можно выделить некоторые проблемы создания электронных учебных материалов для изучения русского языка:
• теоретической части ЦОРа целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
• средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими студентов от выполнения заданий.

Применение электронных образовательных ресурсов осуществляет влияние на изменение деятельности педагога, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и студентов, основанных на сотрудничестве, а также появление новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности студентов. Построение учебного процесса на основе использования ЭОР предполагает изменение роли преподавателя. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. - ИЯШ. – 1995. - №2
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М: Школа-Пресс, 1994
3. Техническое задание «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» (на базе Лаборатории цифровых образовательных ресурсов педагогического проектирования)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar