- 08.11.2019
- 13916 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ СО « Самарский многопрофильный колледж им. Бартенева В.В», г.Самара, Самарская область
Аннотация: в данной статье раскрывается опыт работы по развитию внутренней мотивации студентов колледжа. Рассматривается применение различных педагогических технологий, методов и форм обучения, которые развивают стремление человека к улучшению результатов своей деятельности в интеллектуально-познавательном плане. Что выражается в росте социальной и внутренней мотивации, и его удовлетворенности.
Ключевые слова: мотив, познавательный мотив, социальный мотивы, мотивационная сфера, внутренняя мотивация, полимотивация, проблемная ситуация, компетентносный подход, удовлетворенность, исследовательская деятельность.
Перед образовательными учреждениями в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто формировать у обучаемых некую сумму знаний, умений и навыков, а параллельно с этим формировать и способы их усвоения, развивать познавательные силы и творческий потенциал обучаемых.
В связи с этим принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие обучаемых на основе способности личности к самореализации. Воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы её потребностей и мотивов, а развитая мотивация способствует более успешному выполнению деятельности. Учебная деятельность всегда полимотивированна.
Мотивация - это взаимодействие трех основных факторов: личностного, мотивационного и ситуационного, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений. Она определяется как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность».
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть непростое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [1].
Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу, применительно к учению, А. К. Маркова подчеркивает иерархаичность ее строения. Так в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношения и интерес. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим [1].
Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению и формирования самого интереса отмечалось многими исследователями. На основе системного анализа С. М. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [1]. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности научаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности- возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересованность ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности [1].
Доминирующими могут быть или познавательные, или широкие социальные мотивы. Но движение вверх обеспечивает развитие внутренней мотивации учения [2].
Результат психолого-педагогического исследования по методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению показал, что у значительной части наших студентов первого и второго курса, обучающихся по профессии 35.00.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства (за период 2015-2018 г.г.) остается на низком уровне. Не развита внутренняя, познавательная мотивация учебной деятельности.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования учебной мотивации у обучающихся в связи с снижением их интереса к учебной деятельности. Решение данной проблемы активизирует постановку цели и задач.
Цель: формировать у обучающихся положительные социальные и внутренние мотивы для осуществления более эффективной учебной деятельности, для приобщения учащихся к активному, самостоятельному и осознанному процессу обучения, развития и формирования общих и профессиональных компетенций.
Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи: организовывать образовательный процесс с учетом субъективных особенностей обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, ОВЗ, способности, уровень притязаний, самооценка, и т.д.); найти и применить источники активности обучающихся, побудительных сил его деятельности и поведения; применять способы активизации познавательной деятельности формы, методы и новые технологии, способствующие формированию и устойчивости учебной мотивации.
С целью обеспечения доступного и посильного обучения и воспитания наших студентов, их деятельность строится на основе учета реальных возможностей (созданы условия формирования уровней познавательного интереса, предоставлена свобода выбора задания), что предупреждает интеллектуальные, физические и нервно-эмоциональные перегрузки.
Развитию познавательного интереса способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники в отрасли цветоводства, и связанных с ней различных научных областей, показ общественной и личностной значимости общих и профессиональных компетенций, организация самостоятельных работ исследовательского и творческого характера, организация самоконтроля и взаимоконтроля.
Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности, для окружающей среды, благосостояния региона и страны в целом.
Согласно Д. Б. Эльконину «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования». Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворения этой потребности [2].
На учебную деятельность оказывает влияние потребность в общении и доминировании, особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана: жажда знаний, нужда в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.
Росту внутренней мотивации способствует создание проблемной ситуации (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин). Они явились основным источником системных задач, направленных на развитие всех познавательных возможностей обучающегося.
С. Л. Рубинштейн писал: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включался в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, т.е. чтобы приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях.» [2]
Поэтому, с целью развития внутренней мотивации обучающихся, всегда объясняю, каким образом эти знания им пригодятся в будущем, стараюсь доказать, что предмет действительно будет полезен в их будущей профессиональной деятельности, открыть возможности практического применения полученных знаний.
Мной разработано и используется в учебно-воспитательном процессе Методическое пособие для самостоятельной работы студентов. Сборник задач и упражнений по ПМ 01. Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте».
Учебно-методические материалы выше указанного сборника представлены как система познавательных действий и операций, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, операциями логического и творческого мышления учебных задач.
Решению задач и выполнению упражнений способствует применение технологий проблемного обучения, ИКТ, технологии развития критического мышления, активных методов обучения (метод проекта, мозговой штурм, лабораторные и практические работы, частично-поисковый метод, учебно-исследовательский метод,
Применение интерактивного обучения, активных форм и методов (тренинги с установлением причинно-следственных связей (например, зависимость продолжительности декоративности растений от условия выращивания; яркость соцветий от питания и свойства почв, от экологии окружающей среды), конкурсы практических и исследовательских работ с последующим их обсуждением; создание презентаций, индивидуальная и групповая работа по решению проблемных, практикоориентируемых заданий с помощью авторских электронных учебных пособий.
Работа с ЭОР «Компьютерное проектирование цветников», позволяет развитию мотивации к обучению студентов, улучшению результатов деятельности и удовлетворенность учением.
Например, обучающиеся, выполняя практические задания с целью усвоения и закрепления знаний и умений и формирования ПК 1.3.Высаживать растения в грунт и формирования ОК 1- ОК 6, демонстрируют и свои творческие решения по выше указанному ПМ 01./МДК. 01.01. и связанными с ним рядом дисциплин естественнонаучного профиля.
В результате студенты отрабатывают не только агротехнические требования и правила посадки растений, сроки, нормы и схемы, но и правила размещения и сочетания растений с учетом их декоративных качеств, новых технологий в цветоводстве и тенденции в ландшафтном дизайне. Сочетая цвета и выбирая формы цветников, ребята учитывают экологические условия объекта озеленения и знания и умения из разных научных и предметных областей (информатика, экология, основы агрономии, охрана труда и окружающей среды. математика и др). Решая проблемные и практикоориентируемые задачи студенты ведут поисковую, учебно-исследовательскую деятельность, создают интегрированные и междисциплинарные проекты. Возникает интерес к работе, отмечается удовлетворенность.
Студенты ежегодно представляют на областные студенческие конкурсы свои тематические проекты цветников для урбосреды нашего города: к Году экологии (2017), Году театра (2019г), готовятся проекты к 75-летию Победы.
Авторский ЭОР-Альбом «Виды цветочного оформления Самары», с фотографиями (фотоотчеты студентов с уроков - экскурсий) объектов озеленения города, ежегодно пополняется новыми слайдами цветников, современным ассортиментом декоративных культур, выращиваемых ведущими организациями и используемых в озеленении нашего города.
Для проявления активности студентов и развития мотивации применяется проводятся экскурсии на выставки Ландшафтного дизайна, участие в конкурсах: на уровне образовательного учреждения- конкурс профессионального мастерства «Профессионал», ежегодно на областном уровне «Хозяин земли.» (Номинация: Цветоводство), конкурсе «Юнный флорист», «Олимпиаде школьников» Регионального уровня, и на конкурсе технического творчества Всероссийского уровня-, а также WorldSkills И АБИЛИМПИКС отборочный этап. На всех уровнях у наших студентов призовые места.
Формированию социальных и внутренних мотивов наших студентов позволяет сотрудничество с ведущими организациями-работодателями и специалистами нашего региона: ООО «Самарский питомник» и Садовый центр Веры Глуховой, «Сад - Мастер Ландшафт», «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ», сотрудничество с ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия».
Наши студенты оказывают волонтерскую помощь на территории ООО «Самарский питомник» по уходу за декоративными культурами и в подготовке ассортимента растений к оформлению цветников к Чемпионату мира по футболу 2018 г., принимают ежегодное активное участие в субботниках на территории парков города Самара.
Развивающее обучение создает комфортную, стимулирующую атмосферу, повышает познавательные мотивы и вовлеченность в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Все это формирует у наших студентов умение обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности, умение сотрудничать, выслушивать иную точку зрения, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность,
Применение в своей педагогической практике компетентностного подхода, интегрированного и междисциплинарного обучения, позволили развивать способности и новые качества наших обучающихся: формирование интереса к учению и мотивации, развитие критичности, самостоятельности, исследовательской активности, творческих сил, развитию целостного миропонимания, способности к самопознанию, раскрытия и развития индивидуальности личности.
Формирование позитивной мотивации некоторых обучающихся сыграла роль компенсирующего фактора недостаточно высоких способностей. И за счет этого они улучшили свою успеваемость.
А у студентов, изначально имеющих мотивацию на избегание неудачи, качество знаний и умений к сожалению остается низким или не повысилось.
В целом показатели качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО по МДК 01.01 Выращивание цветочно-декоративных культур, за период 2015-2019гг. составляют в среднем 70 %, что сравнительно лучше по сравнению с прошлым периодом 2010-2014гг. составляли 65-68%.
Динамика поступающих в ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» немного повысилась.
Применение новых технологий, методов и средств позволили формированию у обучающихся осознанных, стойких и смыслообразующих, социальных и внутренних мотивов, а учебной деятельности стать более эффективной.
Список литературы
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. учебник для вузов – М.: Университетская книга. Логос. 2009. - 384с.
2. Фоминова, А. Н., Шабанова, Т. Н. Педагогическая психология: учеб. пособие М.: ФЛИНТА: НАУКА. 2011. - 320с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.