Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2019 » Декабрь » 8

Конкурс профессионального мастерства – ресурс творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Кених Нина Александровна, преподаватель профессиональных дисциплин
ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум», г. Карпинск, Свердловской области

Аннотация: В данной статье рассматривается задача успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов. Общеизвестно, что современная система профессионального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Ключевые слова: инновационные технологии, специальное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, конкурс профессионального мастерства.


ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» сегодня – это образовательное учреждение многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс включает подготовку специалистов среднего звена, подготовку квалифицированных рабочих, дополнительную подготовку, повышение квалификации специалистов. Кроме этого, техникум реализует специальные адаптированные программы подготовки квалифицированных рабочих для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из главных задач в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является социализация. Если для обычного обучающегося социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Внутренний мир обучающегося с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Всем обучающимся с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной. Для раскрытия творческих способностей применяются активные формы и методы:
1. беседы
2. игры
3. экскурсии
4. индивидуальные занятия
5. проекты, исследовательская деятельность
6. конкурсы – олимпиады профессионального мастерства
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья участие в подобных конкурсах важно и необходимо.
1. Конкурс помогает обучающемуся отвлечься от повседневных забот, работы, наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием, разнообразием. Участие в конкурсе вносит в его жизнь что-то новое, новые эмоции, переживания, что очень благоприятно сказывается на его развитии.
2. Начинает зарождаться дух соперничества, который живёт в каждом человеке и участие в конкурсе – это доступный и мирный способ для соревнования с другими. Появляется мотивация: «Я хочу быть лучше других».
3. Участвуя в конкурсе можно завести новые знакомства (или «на меня по-другому будут смотреть»).
4. Желание стать лучшим, победить, стать заметным в кругу сверстников – одна из движущих сил, заставляющая соревноваться друг с другом.
5. Участие в конкурсе – это один из способов самосовершенствования. Он тем самым развивает свои умения, поднимается на ступень выше в своём развитии, начинает появляться уверенность «я могу».
6. Конкурс даёт возможность показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Это придаёт ему силы и уверенности в жизни, появляется стремление быть лучше.
7. Это и возможность ребёнка пополнить своим результатом личное портфолио.[2]

У них формируется ответственность и добросовестное отношения к труду, развитие творческого мышления, профессионального интереса, коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место на рынке труда, правильно   адаптироваться к условиям взрослой   жизни. Особенностью организации работ для подростков с ограниченным интеллектом является недостаточная их активность к познанию, восприятию новых знаний, которая необходима для осмысления информации. Поэтому включение в соревновательную деятельность формирует в них уверенность, прививает самостоятельность и дисциплинированность, что важно для дальнейшей социальной адаптации.[3]
В период подготовки конкурса профессионального мастерства ведется разъяснительная работа с обучающимися для поднятия престижа профессии и привлечения внимания к конкурсу. Чтобы усилить профессиональный ориентационный характер конкурса профессионального мастерства, приглашаются представители предприятий города по данной профессии.

При подготовке к конкурсу профессионального мастерства необходимо учитывать ряд факторов:
1. Обучающиеся быстро утомляются, поэтому при подготовке к теоретической части конкурсные задания должны быть разнообразными по содержанию, для снятия утомляемости необходимо включать тренинги или динамические паузы.
2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут длительно концентрировать внимание, усваивать новую информацию, поэтому информацию необходимо разделить на небольшие блоки и закреплять практическими заданиями.
3. У обучающихся низкая активность восприятия и развития мышления, поэтому необходимо использовать больше ярких примеров, наглядности, по ходу изложения материала проверять правильность понимания поставленного вопроса, задания, один и тот же материал предоставлять в различных вариантах.
4. Обучающиеся таких групп чувствительны к мнению взрослых и окружающих, они обидчивы, хотят казаться лучше, стремятся к тому, чтобы их мнение учитывалось, сильно переживают, когда их не дослушивают и перебивают. В такие моменты подростки стесняются работать на публике, теряются, могут замкнуться в себе, дальнейшее общение может быть невозможным, иногда возможна неконтролируемая агрессия, поэтому педагогам нужно избегать критических оценок, обязательно дать возможность обучающемуся высказаться, поддержать его инициативу и похвалить, одобрить.
5. С подростками с ограниченными возможностями здоровья необходимо общаться уважительно, доверительно, желательно всегда обращаться к ним по именам.
6. Педагогам необходимо не торопить их с ответом, индивидуально каждого проверять на правильность понимания задания, использовать больше ярких примеров, наглядности, подсказывать, но не заканчивать за них мысль. Нужно объяснять задание, заостряя внимание на отдельных словах, при необходимости показывать задание на экране, в электронной презентации. Всегда повторять вопрос в разных формах.
7. Обучающиеся стремясь выделиться или отличиться чем-то от своих сверстников, часто приукрашивают свои поступки, при этом могут неадекватно оценить свои силы.
8. Необходимо принимать подростков, давать возможность им высказаться, объяснить свои действия и, конечно, поддержать их инициативу.[1]

Подготавливая обучающихся к конкурсам профессионального мастерства повышается развитие творческих способностей у детей с ОВЗ формируется инициативность, самостоятельность, которая способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентов воспитания.

Список литературы
1. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями. Федеральный методический центр СПО и ПО инвалидов.
2. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 101-105.
3. Яковлева Г.В., Титеева И.Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), №10(18), 2012.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar