Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Январь » 21

Организация самостоятельной работы на лекционных занятиях при обучении математике

Игнатьева Алёна Александровна
ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», г. Чита, Забайкальский край

Аннотация: в статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов при изучении теоретического материала по математике.

Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности уникальна, его образовательный потенциал огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. А, математика как раз и является предметом общего образования, позволяющим наделять будущего специалиста способностями, необходимыми для успешной адаптации в современном обществе.

Формирование творческой личности современного специалиста не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов на лекционных занятиях при обучении математике является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Роль преподавателя состоит в организации познавательной деятельности студентов. Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие обучаемого происходит в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности: этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности.

Лекция может стать проблемной, предусматривающая такой замысел преподавателя, при котором перед студентами создается последовательность проблемных ситуаций и их максимально самостоятельное разрешение через активное взаимодействие всех субъектов учебного процесса друг с другом и материалом. На лекции необходимо стремиться к высокой продуктивности усвоения знаний. Она достигается путем введения новых знаний, полученных на этапе творческого поиска, в систему имеющихся. Студент самостоятельно формулирует проблему как противоречие, “переживает” проблемную ситуацию, анализирует пути её решения, выбирает оптимальный результат и доказывает его правильность, демонстрирует стремление и потребность открыть новое знание в рамках учебного предмета.

Этапы построения проблемной лекции могут быть следующими:
1.Мотивационный: организуется положительное самоопределение к деятельности.
2. Ориентировочный: актуализация, систематизация и обобщение знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Постановочный: создание проблемной ситуации, побуждающей студентов к поиску способов разрешения поставленной учебной проблемы.
4. Поисковый: анализ требований и условий задачи, определение необходимых данных и искомых величин, выдвижение гипотез и путей их решения, формулировка темы и целей занятия.
5. Установочный: демонстрация способов формулировки и решения задач, которые составляют основное содержание темы лекции, введение нового материала, необходимого для решения проблемы.
6. Реконструирующий: окончательное разрешение проблемной ситуации, образованной вначале лекции, обоснование полученного решения, включение в систему знаний и умений, ответы на вопросы.
7. Заключительный: самооценка студентами деятельности, обобщение и выводы преподавателя.

Древняя китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Список литературы
1.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание, и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях . М.: Мастерство, 2001. 272 с.
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. ц. «Академия», 2008. 272 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar