- 22.01.2020
- 2435 Просмотров
- Обсудить
Никифорова Ирина Петровна
ГОУ СПО ЛНР «Луганский архитектурно-строительный колледж имени архитектора А.С.Шеремета», г. Луганск, Луганская область
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием компетенций в ходе проектной деятельности в соответствии со стандартом ГОС СПО у студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Приводится пример реализации взаимосвязи между задачами, поставленными перед техником-строителем и производственной деятельностью в рамках проектной работы на примере открытой защиты курсовых проектов на предприятии.
Ключевые слова: Курсовой проект, проектная работа, профессиональные компетенции.
В настоящее время наблюдается очевидная связь между современным, качественным образованием и производством. Расширяются интеграционные процессы в сфере «образование-производство», разрабатываются и применяются инновационные технологии, корректируются методы обучения, с помощью которых достигается требуемое качество знаний, умений и навыков студентов. Все это реализуется поставленными целями и задачами, повышающими активность и интерес к изучению профессиональных модулей.
Сегодня в системе подготовки высококвалифицированных техников-строителей происходят серьёзные перемены. Современная система образования развивается в условиях рыночной экономики и стремительного развития производственных технологий. Профессионал должен не только уметь создавать социально значимые ценности, но и понимать смысл своей работы, а также её предназначение, самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, продумывать варианты их реализации, иметь развитые навыки командной работы, быть профессионально мобильным, уметь расширять свои знания, нарабатывать новые умения и навыки.
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
В стандарте ГОС СПО акцент переносится с содержания образования (что преподавать) на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать).
Процесс подготовки специалиста основан на базе развивающей образовательной среды, рассчитанной на максимальное сближение с производственным процессом.
Считается, что около 70% утвержденных компетенций техников-строителей прямо или косвенно относятся к сфере проектирования, а курсовое проектирование – наиболее практико-ориентированная форма учебной деятельности.
Курсовой проект является обязательным видом учебной работы, предусмотренной учебным планом, являющийся самостоятельным исследованием по выбранной актуальной проблеме соответствующей дисциплины (циклу дисциплин, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу), основанный на изучении необходимого нормативного материала, а так же учебной, справочной и научной литературы.
Курсовой проект выполняется с целью закрепления и углубления теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин (профессиональных модулей) по направлениям обучения, формирования у студентов профессиональных компетенций и навыков самостоятельного решения профессиональных задач, создания и развития навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, формулирования на основе ее изучения выводов и обобщений. Темы для курсового проекта должны быть актуальными в научном или практическом аспекте, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, носить проблемный, а не описательный характер. В курсовом проекте студент должен продемонстрировать освоение общих и профессиональных компетенций. Выполненный курсовой проект позволяет оценить глубину теоретической и практической подготовки студента, степень овладения умением вариантного проектирования с учётом выбора наиболее технически и экономически целесообразного варианта.
Опыт работы показывает, что эффективность выполнения курсового проекта повышается, если:
- увязать тематику курсового проектирования со спецификой строящегося объекта;
- проводить междисциплинарные практические занятия с выездом на объекты;
- осуществлять проведение бинарных занятий, которые позволят систематизировать знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин и объединить их в единый блок;
- провести защиту курсовых проектов на предприятии;
- внедрить сквозное курсовое проектирование;
- обеспечить использование информационных технологий на всех этапах выполнения курсового проекта.
Внедрение технологии сквозного проектирования позволяет сформировать проектные компетенции студентов на более высоком уровне по сравнению с традиционным обучением курсовому проектированию.
Работая над курсовым проектом, студент получает дополнительные знания и умения, которые способствуют его интеллектуальному развитию, а также развитию ориентации и выбора в социальной и профессиональной среде.
При неформальном взаимодействии с преподавателем студент обретает навык проектирования как компонент собственной профессиональности, что позволяет стимулировать у него интерес к данному процессу, а также к содержанию и технологиям самообразования.
Использование в работе электронных учебных программ (Компас 3D), значительно снижает затраты времени на подготовку к занятиям и выполнение проекта, а сам процесс обучения делает более привлекательным, интересным, наглядным.
В процессе выполнения курсового проекта у студента вырабатываются навыки самостоятельной работы, что отражается на повышении его внимания не только к планированию своей деятельности, но и организации процесса самообразования. Студент ведёт активный поиск источников литературы, тренирует навыки организации самостоятельной деятельности путём выполнения заданных преподавателем целевых индивидуальных заданий, осваивает рекомендуемые преподавателем знания по рациональной организации собственного труда учебно-познавательного, исследовательского и конструкторского характера.
В настоящее время обеспечение качества подготовки специалистов невозможно без полноценного участия в учебном процессе производственных организаций. Одним из решений проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов является защита курсовых проектов на предприятии. Во время защиты проектов студенты демонстрируют уровень знаний, умений и результатов своего труда. Для того, чтобы студент был максимально приближен к реальным производственным условиям, защита проводится в проектных организациях и на предприятиях: таких, как «Модулор», «Будгильдия», «Рикод». Внешнее рецензирование проектов и независимая оценка специалистов «втягивают», в хорошем значении этого слова, студента в строительный процесс, развивают чувство собственного достоинства и ответственности, которое базируется на уверенности и четком понимании своего профессионального назначения.
Таким образом, при выполнении проектных работ наблюдается:
1. Повышение качества образования;
2. Развитие самостоятельности студентов и преподавателей;
3. Получение студентами дополнительного образования;
4. Выработка умений работать в коллективе, стремление к планированию собственной деятельности;
5. Развитие у студентов настойчивости и последовательности в достижении цели;
6. Получение и закрепление навыков использования в учебной организации различных виртуальных библиотек, баз данных, консультационных служб, электронных учебных пособий;
7. Оптимальное расходование сил и средств преподавателя и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения и развития.
Можно сделать вывод о том, что проектирование и, как следствие - проектная деятельность, являются одним из видов профессиональной деятельности специалиста направления «Строительство». Поэтому необходимо с первых же дней пребывания студентов в колледже создавать им условия для овладения элементами проектной деятельности. Обучение данному виду деятельности следует организовать поэтапно, при этом связь между этапами должна обеспечиваться междисциплинарной связью и пронизывать весь процесс обучения, что достигается сквозным проектированием.
Проектная деятельность, являясь неотъемлемым компонентом компетентностной парадигмы образования, которая базируется на понятии «деятельность», формирует у студентов набор профессиональных компетенций для вида профессиональной деятельности необходимых им как будущим специалистам в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б., Литвинов А.В. Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию: [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-rabota-kak-faktor-formirovaniya-u-studentov-interesa-k-samoobrazovaniyu, (дата обращения 25.12.2019)
2. Кульгина Л.А. Инструменты реализации организационно-педагогических условий технологии сквозного курсового проектирования: [Электронный ресурс], URL: https://docplayer.ru/66396912-Instrumenty-realizacii-organizacionnopedagogicheskih-tehnologii-skvoznogo-kursovogo-proektirovaniya.html, (дата обращения 24.12.2019)
3. Корякина И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды [Электронный ресурс], URL: https://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoi-kompetentnosti-studenta-sr, (дата обращения 24.12.2019)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.