- 24.01.2020
- 2923 Просмотра
- Обсудить
Анатация: В статье рассматриваются способы повышения качества образования, этапы организации дифференцированного обучения, а также формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке.
Ключевые слова: дифференцированный подход, индивидуальная траектория образования, разно-уровневое обучение, типологические группы учащихся
Как известно, приоритетные цели образования – формирование и всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации. Обучение специальности, вносит вклад во всестороннее развитие личности, способствует в совершенствовании студентов в приобретении умений, знаний и навыков по выбранной профессии. Однако не все студенты способны в одинаковой степени познать эту науку, поэтому в своей практике необходимо применять дифференцированный подход к обучающимся.
Цели дифференциации обучения:
1. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучающегося.
2. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.
3. С дидактической точки зрения – разрешение назревших проблем профессионального обучения путём создания новой методической системы дифференцированного обучения студентов, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Прежде чем приступить к индивидуальной траектории обучения необходимо уяснить, что нет глупых или неуспешных студентов! У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Надо увидеть скрытые способности студентов.
Индивидуальная траектория образования (ИТО)— это персональный путь реализации личностного потенциала обучающихся в изучении дисциплин. ИТО дает студенту право на личные трактовки и понятия; право на составление индивидуальных образовательных программ; право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля и самооценки своей деятельности; опережение или углубление осваиваемого содержания учебной дисциплины.
Дифференциация обучающихся - разделение их на группы в зависимости от интересов и способностей. Я выделяю три группы обучающихся, так как работа с большим числом групп приводит к чрезмерной интенсификации труда.
А группа (низкий и базовый уровень) -здесь студент: воспринимает, узнает, различает, воспроизводит простейшие знания и умения; по образцу может выполнить простейшие задания «на троечку».
В группа (средний уровень) - здесь студент: применяет обобщенные знания с переносом их на незнакомые ситуации «знания - умения»; умеет использовать определения и формулы в заданиях, требующих не слишком сложной мыслительной деятельности.
С группа (высокий уровень) - здесь студент: студент применяет знания в различных ситуациях, решает нестандартные задачи «знания - трансформации».Сюда можно отнести и «одаренных студентов».
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и учебнику, студенты могут усваивать материал на различных уровнях.
Применение разно-уровневого обучения помогает преподавателю достичь следующих целей:
для первой группы А :
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
для второй группы В :
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
для третьей группы С :
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, создают в группе благоприятный психологический климат. У студентов возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У обучающихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, созданию положительной мотивации к учению.
В своей педагогической деятельности я часто применяю дифференцированный подход и ставлю перед собой следующие задачи: преодоления единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Дифференцированное обучение – это особое обучение, которое максимально приближено к познавательным потребностям обучающихся и их индивидуальным особенностям, т.к. позволяет осуществлять обучение по индивидуальному маршруту, предполагает актуализацию функций личностного выбора и делает студента активным участником своей познавательной деятельности, а также обеспечивает усвоение каждым обучающимся содержания образования на том уровне, который для него доступен в данный момент. Следовательно, дифференцированное обучение отвечает требованиям современного общества, предъявляемым к процессу образования, и в частности к процессу подготовки современных специалистов.
Список литературы
1 Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Современные концепции обучения: традиционный, разноуровневый, профильный, индивидуальный, природосообразный подходы // Кафедра. 2005. С.54-63.
2 Якунин В.А., Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студента студентов // Вестник ЛГУ. 1980. № 11.
3 Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под ред. Л.Н. Рожиной. – Мн.: Нар.асвета, 1992. - 191 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.