- 04.02.2020
- 2908 Просмотров
- Обсудить
Сафонова Валентина Михайловна, преподаватель биологии, генетики человека с основами медицинской генетики,
Наумова Надежда Михайловна, преподаватель психологии
ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж»
Аннотация:В статье рассматривается значение внеаудиторных мероприятий в формировании этических ценностей будущих медицинских работников среднего звена.
Ключевые слова: «клиническое мышление», милосердие, медицинская этика, профессиональные компетенции, самоконтроль, честность, эмпатичность.
«В человеке должно быть все прекрасно -
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А.П.Чехов
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А.П.Чехов
Медицинский работник — гуманная профессия, всегда востребованная и значимая для общества, ведь призвание людей этой профессии — помогать больному. Стремление к профессионализму, готовность всю жизнь учиться и совершенствоваться в области медицины, умение принимать ответственные решения, иметь желание сострадать людям — это только небольшой список качеств, которыми должен обладать медицинский работник. Как воспитать будущего медицинского работника из вчерашнего школьника — подростка? Задача сложная, но решаемая.
В КБМК обучают студентов по следующим специальностям: «Сестринское дело», «Акушерство и гинекология», «Лабораторная диагностика», «Фармация». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по перечисленным специальностям выпускники должны обладать как общими, так и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты должны сформировать такие качества, как: эмпатичность, честность, аккуратность, самоконтроль, наблюдательность, внимательность, достаточно высокий уровень интеллекта, эмоциональная устойчивость, умение общаться, слушать и другие. Студенты должны научиться профессионально мыслить, преодолеть коммуникативные трудности, изучить основы психологии, приобрести первичный опыт этики и деонтологии медицинского работника.
Набор студентов в колледже по данным специальностям проводится после 9 класса. Для школьников данного возраста свойственна слабая профессиональная направленность, но они быстро привыкают к учебному заведению и сокурсникам. Для подростков важно быть в общении со сверстниками. Мы, преподаватели колледжа, решили использовать эти качества для формирования у студентов «клинического мышления», которое необходимо для медицинского работника. С этой целью мы заинтересовали студентов названных специальностей участием в различных внеаудиторных мероприятиях. Такие мероприятия способствуют вовлечению в профессиональную деятельность в активной и интересной для них форме.
Нами проведены мероприятия с профессиональной направленностью для студентов 1 курса по трем дисциплинам: биология, ОБЖ и психология, в которых объединены студенты трех специальностей: «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика» и «Фармация». Это способствовало формированию у студентов логической цепочки и осознания единства: медицинская сестра, лабораторный техник, фармацевт. А цель данного единения — здоровье пациента!
Такие мероприятия не только объединяют студентов, но помогают им вместе сотрудничать, расширяют их кругозор, приобщают к профессиональному обществу, исключают разобщенность между специальностями. Студенты с большим интересом и желанием участвуют в подготовке мероприятий. Так, например, внеаудиторное занятие «Есть ли чувства у животных?» вызвало живой спор у студентов 1и 2 курсов, которые изучили общую психологию и изучают биологию. Во время мероприятия вспомнили особенности эмоциональной сферы у человека и животных, рассмотрели теории эмоций, привели примеры верности у живых существ. Эта тема позволила обобщить знания, применить их на практике и учиться с любовью относиться ко всему живому. Эмпатия, сострадание, понимание чувств другого необходимо для гуманной профессии медика. Хотя в современном мире все чаще об этом забывают. На первом месте интенсивность работы, заметная прибыль, а человеческие качества отодвигаются на задний план. Медицину также коснулись изменения, происходящие в обществе. Медику, в состоянии эмоционального выгорания сложно порой понять и принять пациента. Эта проблема не только воспитательного, но и образовательного характера.
В соей работе мы используем проецирование ситуаций по отношению к себе: «Как бы поступил я?». Самопознание, понимание механизмов душевных переживаний формирует общепрофессиональные компетенции и снижает уровень личностной тревожности. Подросток начинает понимать, что его переживания не настолько уникальны, так как их испытывают многие люди. Переживаниями можно поделиться с другими, их можно обсудить. Учась помогать другим, человек помогает и себе.
Большую возможность дает внеаудиторная работа для реализации междисциплинарных связей. Очень тесная связь между биологией и психологией. Биология раскрывает физиологическую сущность многих психических явлений, что формирует научную картину мира. Эти дисциплины более полно раскрывают представление о биологической и социальной сущности человека, позволяют всесторонне понять свою личность. Сама современная жизнь требует психологической компетентности медицинского работника. Специальность требует постоянного обновления знаний и актуализации компетенций, чтобы успеть за трансформацией рынка труда. Студентам необходимо на практический и теоретических занятиях демонстрировать психологическую культуру. Внеаудиторные междисциплинарные мероприятия позволяют организовать взаимодействие между командами, смоделировать поведение в разных ситуациях, развивать дружеские отношения, преодолевать комплексы личностного развития, переживать ситуацию успеха.
Дисциплины «Биология», «ОБЖ», «Биология в медицине» мы объединили в устном журнале «Люди в белых халатах», предназначенное для студентов 1 курса и проведенное к Международному Дню врача. Воспитательная цель мероприятия - уважительное отношение к профессии медика, осознание ее значимости. При подготовке к мероприятию студенты посещали библиотеку, учась выбирать интересующую их информацию, изучали материал, учились выделять главное, а также правильно оформлять доклады по темам: «История появления в календаре памятных дат Международного дня врача», «Гиппократ», «Пирогов Н.И.», «Павлов И.П.», «Склифосовский Н.В.», «Боткин С.П.», «Федоров С.Н.», «Рошаль Л.М.», «Доктор Лиза», «Бокерия Л.А.». Студентами подготовлена презентация по теме и составлены вопросы к викторине.
Открытое заседание кружка на тему: «Генетические заболевания. Мифы и реальность» позволило студентам познакомиться с генетическими заболеваниями (порфирия, гипертрихоз, карликовость, синдром каменного человека, прогрессивное старение, наследственная нейропатия, эпидермодисплазия, акромегалия, сиреномелия). При подготовке к мероприятию у студентов формировались умения выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию. Они познакомились не только с понятием инфекционные болезни, но и с их классификацией (вирусы, бактерии), с периодами развития инфекционных заболеваний, клинической картиной наиболее распространенных заболеваний. Изучили историю возникновения инфекционных заболеваний, и этапы становления вирусной вакцины, закрепили понятие иммунитет, познакомились с особенностями лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, а также с влиянием инфекции на эмбрион. Мероприятие способствовало воспитанию личностной потребности в безопасности, формированию индивидуальной системы здорового образа жизни, безопасности выполнения правил ЗОЖ, отношения к личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности.
Развитие навыков работы в коллективе, умение слушать собеседника и познавать основы рационального питания студенты смогли продолжить в мероприятии мастер — класса «Красивое бывает вкусным». Студенты подготовили сообщения на темы: «Значение питания в жизни человека» и «Основы рационального питания», презентацию «Традиции украшения стола», провели конкурс бутербродов. Таким образом мы продолжили формирование навыка прикладного использования знаний, полученных по биологии при изучении темы «Белки, жиры и углеводы» и ОБЖ при изучении темы «Рациональное питание».
Можно сделать вывод, что участие студентов во внеаудиторных мероприятиях способствует не только развитию личности, но и формирует компетентного, конкурентоспособного специалиста, повышает интерес к избранной профессии, приводит к осознанию значимости будущей профессии, позволяет овладеть основами этики медицинского работника. В результате таких мероприятий, при успешной успеваемости, создаются условия для будущего квалифицированного специалиста.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 2001- 390 стр.
2. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 1. С. 18-31.
3. Вульф Б.З. Опыт воспитания. М. «Политиздат», 2003-210 стр.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986 — 245 стр.
5. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации:материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 160-163.
6. Норец А.И. Формирование социально – активной личности студентов во внеаудиторной деятельности: Автореферат.дис. - Магнитогорск, 2002.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: - М.: Народное образование, 1998 — 235 стр.
8. Паранихина О.В. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в воспитательной системе колледжа// Психолого-педагогический поиск. 2011. №3 (19). с. 146-154.
Интернет — ресурс: Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-professionalnoe-vospitanie-buduschego-meditsinskogo-rabotnika-v-vospitatelnoy-sisteme-ssuza#ixzz6Bsevbogo
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.