Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 2

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования на уроках специальных дисциплин

Бакина Татьяна Викторовна, преподаватель специальных дисциплин
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж

Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс, а именно личностно ориентированные педагогические технологии.

Введение государственных образовательных стандартов возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

А обеспечение качества образования в сложившихся условиях возможно только при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий, выступающих как инструмент повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития творческих способностей учащихся на уроках специальных дисциплин.

В современной школе вопрос применения образовательных технологий педагогами является особенно актуальным. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня с помощью применения образовательных технологий решается одна из важнейших задач образовательной организации - повышение эффективности образовательного процесса. Ведь технология образования - это система, в которой последовательно реализуется заранее спланированный процесс, гарантирующий высокий результат.
Педагогическая технология - это система деятельности педагога, где все входящие в него действия стоят в определённой последовательности и целостности, а выполнение этих действий предполагает достижение необходимого результата.

"Педагогическая технология," - по словам Б. Т. Лихачева,"- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса."
Технология обучения, или образовательная технология - это применение методики обучения к конкретным условиям с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и педагогами. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий.

Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и практических приложений во всех отраслях знаний информационно-коммуникационные технологии выполняют одновременно функции инструментов и объектов познания.
Особенность информационно-коммуникационных технологий – их универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Следовательно, инновационный характер развития ИКТ непосредственно влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение молодого специалиста, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд.
Основные направления использования ИКТ на уроках включают в себя: использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала, использование электронных энциклопедий, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, тестирование знаний учащихся, поиск иллюстративного материала.
Специфика ИКТ включает в себя:
• Расширение возможностей учебника;
• Повышение мотивации учащихся;
• Дополнительные упражнения;
• Вариативность в рамках каждого упражнения;
• Возможность самоконтроля;
• Возможность самостоятельной работы.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности широко используются компьютерные презентации в Microsoft Power Point, видеоролики, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК.
Опыт применения показал:
а) информационная среда школы, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах учебного заведения;
в) информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру педагога.

2. Технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Понятие “дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Целью дифференцированного обучения является организация учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и особенностей ученика или, иными словами, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает ребенку возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Задачи дифференцированного обучения: понять, увидеть и сохранить индивидуальность ученика, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он подходит на всех этапах обучения, а также на всех этапах усвоения знаний, умений. Чтобы добиться правильного дифференцированного подхода в обучении, необходимо правильно подбирать дифференцированные задания. Они должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Учитывая типологические особенности каждого обучающегося, класс можно подразделить на условные группы «А», «В», «С». Задания группы «С» зафиксированы как базовый стандарт — минимальный или репродуктивный. Здесь играет роль многократность повторения. Задания «В» выстраиваются на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение. Задания группы «А» предполагают творческий или продуктивный уровень. Элементы организации групповой формы работы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении поставленных задач в соответствии с уровнем подготовки, изученного материала. На каждый урок целесообразно создавать дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные знания, перестают стесняться, наоборот, пытаются "тянуться" за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки, пытаются монологически высказывать свои мысли, учатся формулировать вопросы.

3. Технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Метод проектов считается одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык как инструмент межкультурного общения и взаимодействия.
Проект – это временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.
Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с какой-то одной предметной областью. При подборе темы проекта учитель ориентируется на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: рисунок, статья, альбом, коллаж, рекомендации и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
• повышение мотивации учащихся при решении задач;
• развитие творческих способностей;
• формирование чувства ответственности;
• создание условий для отношения сотрудничества между педагогом и обучающимся.
Проекты можно подразделять по числу участников (индивидуальные (личные), парные, групповые.), по продолжительности: краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков), среднесрочными (1–2 месяца), долговременными (до года), по доминирующей деятельности учащихся (исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.)
Проекты оцениваются по следующим критериям:
• Оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность;
• Содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала;
• Представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.
Проектная деятельность вызывает особый интерес у обучающихся всех возрастов, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа над проектом состоит из следующих шагов:
• Определение темы.
• Определение конечного результата.
• Обсуждение и составление плана проекта.
• Сбор информации.
• Обработка информации.
• Оформление проекта.
• Презентация проекта.
• Оценка проекта.
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

4. Технология перспективно-опережающего обучения.
Технология перспективно-опережающего обучения связана с именем учителя начальных классов С.Н. Лысенковой, которая открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. По мнению С.Н. Лысенковой, трудную тему надо начинать не в заданные часы, а намного раньше. “Усвоение материала происходит в три этапа:
• предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
• уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
• развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий”.
Эта методика позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению.
Трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема даётся на каждом уроке малыми дозами 5-7 минут. Тема раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Усвоение материала происходит в три этапа:
Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы.
Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома
Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

5. Технологии проблемного обучения.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Принято различать этапы технологии проблемного обучения:
1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
2.Поиск решения проблемы:
- через диалог;
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6.Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:
- поставь проблемный вопрос;
- выдвини гипотезу;
- докажи.

Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия обучающихся.

Таким образом, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных программ.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Библиография:
1. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6.
2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. – 2010.
5. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010.
6. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009.
7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос. академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar