Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Март » 6

Воздействие телевидения и Интернета на молодое поколение

Полякова Ольга Алексеевна, социальный педагог
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"

В современном мире человек постоянно сталкивается со средствами массовой информации (СМИ), которые настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что зачастую люди не могут представить существования без них. Хочется остановиться на таких СМИ, как телевидение и интернет и обозначить реальное воздействие их на молодежь.

Если рассматривать характер влияния средств массовой информации на современную молодежь, то можно выделить два воздействия: как позитивное (наглядность, молодёжь держится в курсе всех происходящих событий, повышается общая, в том числе и политическая культура населения, происходит взаимное информирование властей и населения, снимается социальная напряженность), так и негативное (огромное количество неправдоподобной информации, проявление агрессии у молодежи, нарушение сексуального поведения, распространение нравственной вседозволенности, пропаганда жестокости и насилия). И как видно негативного воздействия больше, чем позитивного.

Социологические исследования последних десятилетий, проводимые как и в нашей стране, так и за рубежом, не-однократно подтверждали, что в структуре молодежного произвола лидирует просмотр телевизора как наиболее легкодоступная и универсальная форма провождения свободного времени. Согласно статистике в свободное время подростки: играют в компьютерные игры (57%), смотрят телевизор (46%), общаются с друзьями (38%), гуляют (35%), слушают музыку (27%), занимаются в кружке или секции (18%), а также читают книги и периодику (17%). По мнению различных исследователей, наиболее сильное воздействие телевидения приходится на формирование представлений у молодежи о состоянии современного общества, а именно об уровне существующей в нем справедливости и наиболее типичные характеристики современного представителя этого самого общества. В итоге можно судить о том, что именно СМИ в лице телевидения показывает нам модели, стили и образцы сознания и поведения в современном обществе и это, несомненно, негативное влияние.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в нашем обществе, в последние годы заметно уменьшилась воспитательная функция семьи. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. И во тут-то возрастает влияние СМИ на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. Но, к сожалению, в последнее время значительно возрастает их отрицательное влияние, особенно на детей, ведь детская психика испытывает более сильную нагрузку, которая весьма предрасположена к зависимости от информации, поступающей из внешнего мира. Ученые отмечают, что молодые люди отличаются большей впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, преобладанием эмоций над рассудком.

В советский период СМИ были мощными инструментами пропаганды здорового образа жизни и осуждения асоциального поведения. Современные же СМИ не всегда ответственно и избирательно подходят к выбору содержания транслируемой информации, зачастую популяризируя асоциальное поведение через различные реалити-шоу, пропагандирующие девиантные формы поведения, антиобщественные действия, нецензурную лексику, свободу и вседозволенность в межличностных и межпоколенных отношениях. Восприятие таких транслируемых форм поведения приводит к тому, что молодое поколение начинает принимать их за норму и без особых препятствий воспроизводить в реальной жизни, учитывая в собственной системе ценностных ориентаций, что приводит не к совершенствованию и саморазвитию, а к деградации личности, и даже ее разрушению.

После развала СССР на российские экраны обрушился поток насилия и эротики. И это наиболее опасное воздействие на подрастающее поколение. Ведь пропагандируемый в СМИ культ жестокости, насилия, порнографии не только подсознательно притягивает и завораживает человека, но и ведет к неосознаваемому желанию у подростков подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов. Все это ведет к последующей агрессии в жизни, правонарушениям и преступлениям, ориентирует молодых людей на бесправные и беспорядочные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства, любовь, ответственность.

Но, несомненно, лидером по влиянию на формирование негативных психологических установок у подростков является Интернет-зависимость, которую психологи сравнивают с алкогольной зависимостью. Конечно, человечество не может стоять на месте, оно должно развиваться, и ХХI век – век высоких технологий и больших возможностей, с ростом которых, наше общество выходит на совершенно новый уровень развития: обмен информацией, общение между людьми, отдых, поиск работы, да и сама работа, переходят из реального мира в мир виртуальный. И если для большинства людей интернет - универсальный источник разнообразной информации, новое средство организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне, то молодежь обращается к услугам глобальной Сети в большинстве случаев для досуговых целей. "Виртуальный" мир дает дополнительную свободу действий и выражения мыслей, эмоций, чувств. Закомплексованный человек, имеющий проблемы в общении с окружающими в реальной жизни, в сетевом общении получает возможность полностью раскрепоститься. Однако при этом, во-первых, он может легко оказаться втянутым в общение маргинальных групп, способных навязать ему негативные социальные установки, во-вторых у него может сформироваться представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде, ну и в-третьих, подросток может подорвать своё здоровье, отсутствием физических нагрузок и полноценного отдыха.

Сетевая среда способна оказывать влияние даже на психическое здоровье личности. Заигравшись в виртуальные игры подростки мысленно перевоплощаются в некую бестелесную "идеальную личность", хуже того начинают вести себя, как компьютерные герои, зачастую "отрицательные". Бесконтрольное использование Интернет-сетей приводит к тому, что подростки начинают "киберпреследование" людей, чем-то им не угодившим; посещают порносайты, всевозможные чаты, посвященные обсуждению суицида, наркотиков, и сами того не замечая становятся заложниками сектантов, лиц с сексуальными отклонениями, наркодельцов. Также бесконтрольное нахождение подростка в глобальной сети чревато финансовыми потерями как для родителей, так и для крупных компаний, ведь подросток легко может выдавать себя за совершеннолетнего и принимать участие в аукционах, виртуальных азартных играх, заключении финансовых сделок, в мошенничествах в банковско-кредитной сфере в качестве хакера.

Особого внимания требует и проблема влияния на установки личности сетевых игр с элементами насилия. В отличие от насилия, которое подросток видит с экранов телевизора, в виртуальном мире ребенок полностью сливается с виртуальной реальностью, становится ее частью. Происходит опасное размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения инстинкта самосохранения. Виртуальный мир становится все более привлекательным, в нём человек чувствует себя всесильным и значимым, в то время как реальный мир воспринимается как неинтересный, скучный, а зачастую и враждебный, отсюда и необоснованная агрессия, девиант, преступность, суициды.

В заключение хочется отметить, что и телевидение и Интернет такие, какие они есть – это бизнес главная цель которого, получение прибыли, и привлечение как можно больше потребительской аудитории. И не в нашей компетенции их не изменить, не изолировать молодого человека от их использования. Но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером, используя его возможности для интеллектуального развития, получения необходимой и полезной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зубок Ю.А. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Россия реформирующаяся. — 2017. — № 15. — С. 12-48.
2. Бредихин И.В. Социология молодежи, 2006, Москва. -.с.321
3. Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2009, с.90
4. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник Мос-ковского университета. Сер. 18. Социология и политология. М., 2006. С. 135
5. Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. -- М.: Academia, 2009
7. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2010.
8. Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс] - newparlament.ru
9. Молодежный форум [электронный ресурс] - christsocio.info
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar