- 09.03.2020
- 3113 Просмотров
- Обсудить
Новикова Ольга Павловна, преподаватель
ГБПОУ СО «Алапаевский индустриальный техникум»
г. Алапаевск, Свердловской области
Аннотация: В данной статье представлены современные педагогические технологии, которые применяются на уроках физики. Их умелое использование способствует формированию у студентов метапредметных компетенций. Физика располагает большими возможностями для формирования профессионально важных качеств обучающихся.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, физика, метод проектов, профессиональные компетенции, лабораторный практикум, учебно – познавательная деятельность, информационно – коммуникационных технологий.
Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда.
В условиях перехода российской системы образования на новые стандарты главной задачей становится развитие личности студента на основе системно - деятельностного подхода.
Переход к новой образовательной парадигме влечет за собой принципиальные изменения в деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Необходимо уйти от представления учебного процесса как способа передачи информации и признать роль преподавателя как организатора познавательной деятельности.
Как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс подготовки квалифицированного, компетентного, ответственного работника? В первую очередь, при помощи новых педагогических технологий, позволяющих уйти от монотонности учебного процесса, сделать его мобильным, разнообразным и интересным.
Физика располагает достаточными возможностями для формирования профессионально важных качеств обучающихся таких как учебно-познавательные, эмоционально-психологические, социальные, организационно-деятельные, самосовершенствование и творческие. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно – познавательной деятельности студентов на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе изучения физики студент вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую деятельность обучающихся, подготовка студентов к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Воспитание грамотного, мыслящего, адаптированного к новым условиям жизни в информационном обществе студента невозможно без использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют продемонстрировать многие физические эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете физики: движение ионов и электронов при электролизе, демонстрация фотоэффекта, условия получения электрического тока.
Виртуальный демонстрационный эксперимент я использую при объяснении нового физического явления, при демонстрации сложных процессов, для детального рассмотрения физических изменений. Студентам необходимо подумать, проанализировать и дать ответ на проблемный вопрос по результатам эксперимента. Компьютерная демонстрация физических явлений не заменяет, а лишь дополняет реальный физический демонстрационный опыт.
В своей педагогической деятельности применяю широкий спектр ИКТ: мультимедийные презентации, тренажёры ,анимации, видеофрагменты, модели, фотографии физических процессов, явлений. Все это позволяет делать процесс познания более привлекательным из-за красочности компьютерной графики, позволяет лучше развивать наглядно-образное мышление. Такие уроки мотивируют студентов, формируют познавательные интересы.
В своей педагогической практике активно использую технологию проектной деятельности. Формулируя тему проекта, использую личностно – ориентированный метод обучения. Студентами были созданы проекты в виде презентации: «Виды теплопередач», «Двигатель внутреннего сгорания», «Дизельный двигатель», «Источники электрического тока», «Практическое применение явления электромагнитной индукция» и т. д. которые используются в дальнейшем при проведении уроков. Разработка презентаций придаёт обучению творческий, проблемный характер, способствует развитию самостоятельной деятельности студентов. Индивидуальные опережающие задания стремятся выполнять более сильные обучающие. Коллективно работают студенты, которым приходится перерабатывать большой объем информации. В микро группах студенты обсуждают вопросы применения того или иного физического явления и последовательно представляют переработанную информацию аудитории.
Научно- исследовательская работа студентов – одно из направлений формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных учреждений СПО. В техникуме создано студенческое научное общество, и студенты с 1курса привлекаются к исследовательской деятельностью. При выборе темы проектной работы учитываю профессиональный выбор студентов. Студенты специальности «Технология машиностроения» успешно представили исследование «Эффективность использование лазерных технологий в машиностроении», студенты - электрики увлечённо работали на исследованиями: «Использование энергии земли в тепловом насосе», «Пассивный дом как средство применения энергоэффективных технологий на Урале», «Перспективы использования солнечной энергии на Урале».
Исследовательская деятельность максимально социализирует студентов, готовит их к жизни во взрослом трудовом коллективе, позволяет максимально активизировать интерес обучающихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы. Студенты под моим руководством активно участвуют в научно – исследовательских конференциях областного и и международного уровня. Проектная работа «Проведение радиационного контроля жилых и общественных зданий Алапаевска», представленная на XIX конкурс научно – исследовательских работ студентов среднего и высшего образования «Научный Олимп» была удостоена Iпремии по направлению "Естественные науки". В 2018 году студенты, под моим руководством успешно защитили исследовательскую работу «Алапаевская водосборная плотина как гидротехнический объект Свердловской области» на XII Открытой Международной научно – исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» в городе Самаре. Данная работа была отмечена Диплом I степени на Областном конкурсе студенческих проектов «Поиск. Творчество. Инициатива». (ГАПОУ СО «ИПТ»). Исследовательская работа «Влияние высокочастотных волн микроволновых печей на живые организмы» награждена Дипломом III степени XI Всероссийской (с международным участием) студенческой научно – практической конференции «Наука, творчество, молодёжь – СПО 2018» (ГАПОУ СО «ЕКТС»), а также Дипломом II степени XXI Областного конкурса научно–исследовательских работ студентов среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению "Естественные науки".
Студенты под моим руководством принимали участие в областном IT конкурсе «Молодёжь: культура, досуг» ГБПОУ СО «АППК»: «Неизвестное об известном: люди, факты, достопримечательности родного края», где представили видеоролик «И.Е. Софонов - мастеровой рабочий человек».
На своих занятиях использую элементы технологии проблемного обучения. Проблемной ситуацией может служить проведенный демонстрационный эксперимент, который студентам надо объяснить. На уроке «Испарение и конденсация. Влажность воздуха и приборы для её определения» студенты получают задание экспериментально проверить гипотезу: «Испаряющаяся жидкость охлаждается», выяснить, от каких факторов зависит скорость испарения, измерить влажность воздуха. Обучающимся в этом случае отводится роль исследователя, который не только ставит цель эксперимента, планирует его этапы, но и самостоятельно формулирует выводы, вычисляет погрешность измерений.
Развитие у студентов навыков измерений является одним из важных условий формирования профессиональных компетенций, кроме того, это психологическая и практическая подготовка к трудовой деятельности. В любой области человеческой деятельности: в промышленности, науке, медицине или на транспорт – человек сталкивается с необходимостью измерять.
При проведении демонстрационных экспериментов студенты отрабатывают умения ставить опыт, проводить наблюдение, рисовать схемы, выделять категории, оперировать числовыми значениями, выступать публично с отчётом о проделанной работе, вести научный спор, работать в парах и в коллективе. Эти умения формируют метапредметные компетенции: творческое мышление, умение и желание самосовершенствоваться.
При проведении лабораторного практикума формируются не только экспериментальные умения и навыки, но и совершенствуются профессиональные качества личности будущего специалиста: коммуникабельность, умение работать в команде, совместными усилиями приходить к единому мнению.
Таким образом, разумное использование современных образовательных технологий либо их элементов – это оптимальный путь, позволяющий успешно развивать универсальные (над предметные) способы действий. Физика в полной мере обеспечивает формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений студентов, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. А завтра темпы его развития ещё ускорятся, поэтому способность к творческому мышлению, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего студента. Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Список литературы:
1. Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –2005. - №6.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. -№5.
5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
6. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. -№7.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.