Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Март » 12

Из опыта подготовки и проведения практических занятий по дисциплине "Документационное обеспечение управления"

Король Оксана Васильевна, преподаватель
ГАПОУ КК “Краснодарский информационно-технологический техникум”, г. Краснодар

Аннотация: в статье раскрываются формы проведения практических занятий по дисциплине документационное обеспечение управления.
Ключевые слова: практическое занятие (ПЗ), документационное обеспечение управления (ДОУ), контроль знаний, структура практического занятия, мотивационное обеспечение ПЗ.

Первоначальные профессиональные умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.

Как известно, практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Цель практических занятий − углублять, расширять, детализировать знания, полученные на уроке (комбинированный урок) в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.
Состав и содержание ПЗ направлено на реализацию требований Государственных образовательных стандартов, а перечень тем определяется рабочей учебной программой дисциплины. План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.

При разработке содержания ПЗ учитывается, весь комплект компетенцией и круг профессиональных умений, на подготовку которых ориентирована данная дисциплина.
Как известно, структура практического занятия состоит из следующих элементов: вводная часть, основная и заключительная.

Вводная часть обеспечивает подготовку и мотивацию студентов к выполнению заданий на занятии. В нее входят:
– организационный момент, целеполагание, мотивационное обеспечение и контроль исходного уровня подготовки студентов (входной контроль).

Контроль на ПЗ рассматривают как актуализацию опорных знаний и способов действий, а также как проверку исходных знаний студентов, позволяющую определить понимание ими сути теоретического материала, с которым познакомились на уроке (лекции) и входе самостоятельной внеаудиторной работы. Логично, что занятие начинается с актуализации знаний и умений, которую Л.Г.Петерсон считала «гимнастикой для ума».

Современный контроль знаний на занятии можно проводить разными способами, которые объединяет стремление к минимальным временным затратам и максимальному вовлечению студентов в деятельность. Рассмотрим несколько вариантов.

В частности, на ПЗ по ДОУ часто используется следующие способы контроля:
1). Проверка тетрадей для самостоятельной работы. Тетради студентов раскрыты. Преподаватель проходит по рядам и отмечает наличие выполненных заданий. В произвольном порядке просит студентов дать ответ по конкретным заданиям.
2). Фронтальный опрос. Наиболее распространенный способ проверки знаний по теме.
3). Тестирование - тесты по темам - вопросы с вариантами ответов.
4). Интеллектуальные игры:
– «Что? Где? Когда (Почему?)»;
- игра «Знаток ДОУ».
5). Терминологический диктант.

Особое место играет мотивационное обеспечение практического занятия. Здесь необходимо отметить, что на занятии преподаватель сталкивается со студентами, имеющими разные типы учебных предпочтений, и, соответственно, мотивационные стимулы приходится подбирать в зависимости от этого.

Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Сопровождается дополнительными разъяснениями по ходу работы (при необходимости), текущим контролем и оценкой результатов работы.
Поскольку, в результате освоения учебной дисциплины Документационное обеспечение управления обучающейся должен уметь, в том числе, оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии, задания ориентированы на составление документов различного уровня сложности.

Задача преподавателя самостоятельно разработать задания для студентов. В основе таких заданий лежат типовые профессиональные задачи, характерные для отрасли производства, где будет работать специалист. Основным дидактическим материалом этого метода служит производственная ситуация, требующая создания соответствующего документационного сопровождения. Она включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные), поставленный перед студентами (учащимся).

Для проведения практических занятий по дисциплине ДОУ разработан большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания дифференцированы по степени сложности.
Например: По заданным реквизитам оформить протокол. Общего собрания коллектива ООО «СТРАУС». ПРОТОКОЛ. 21.02.2020. №4. Краснодар. Председатель: О.О. Орлова. Секретарь: З.Б. Зябликова. Присутствовали 28 сотрудников. Приглашенные: зам. директора ООО «Счастливый случай» О.Б. Иванов. Повестка дня: 1. Об организации летнего отдыха сотрудников (В.В. Грачев) 2. О переходе на новую систему премирования. (В.В. Соловьев). РЕШИЛИ: 1. Подготовить документы для организации семейных туров по России и за рубежом до 01.06.2020. (Отв. К.Н. Усов) 2. Перейти на новую систему премирования с 01.09.2020 (Отв. А.В. Васильев).

Кроме решения задач (составления документов по условиям), на практических занятиях используется такая форма обучения, как семинар.
Семинар (лат. seminarium – буквально: «рассадник», «теплица») – одна из форм, которая используется для проведения учебно-практических занятий. Темы для таких практических занятий подбираются преподавателем заранее и распределяются между студентами (учащимися).

Семинарская форма ПЗ способствует решению следующих педагогических задач:
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях;
- овладение языком соответствующей науки;
- навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.

Чтобы исключить ситуацию, когда докладчик сообщает подготовленный материал, а аудитория уныло и отстранено скучает, слушателям было предложено подготовить, на оценку, вопрос для выступающего. Сообщение, доклад обязательно обсуждается с группой. Цель, подобных обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.

Для преподавателя такая форма проведения ПЗ достаточно удобна в плане подготовки, т.к. семинар – это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами. Задачи преподавателя при такой форме проведения ПЗ — разработка тем докладов и консультирование (по мере необходимости).

Еще одна форма проведения ПЗ, о которой необходимо упомянуть — это ролевая игра, которая так же используется для организации и проведения ПЗ по дисциплине ДОУ.
Студентам предлагается производственная ситуация, где от него, как от сотрудника организации зависит решение той или иной производственной задачи. В рамках дисциплины ДОУ студентам предлагается роль секретаря, делопроизводителя или руководителя службы ДОУ и их действия по решению ситуации.

Заключительная часть практического занятия содержит:
- подведение общих итогов занятия;
- оценку результатов работы отдельных студентов;
- ответы на вопросы студентов;
- выдачу рекомендаций по устранению пробелов в системе знаний и умений студентов, по улучшению результатов работы;
- задание на дом для закрепления пройденного материала и по подготовке к следующему практическому занятию.

Что касается решения такой педагогической задачи как, развитие творческого профессионального мышления, был проведен следующий эксперимент. Группам обучающимся по специальности «Организация и технология защиты информации» и “Банковское дело”, было предложено придумать сказку, в которой сказочный сюжет переплетается с теорией документационного обеспечения управления или документоведения. Результаты были продемонстрированы на внеклассном мероприятии "ДОУ баттл" (в рамках недели ЦК).

Нужно сказать, что все описанные формы проведения практических занятий, а также способы контроля знаний были использованы в проведении внеклассного мероприятия "ДОУ-баттл", где студенты продемонстрировали свои знания по дисциплине отвечая на тесты, выполняя задания. Результаты самостоятельной работы были представлены в форме докладов и сообщений, а так же были представлены сказки о ДОУ.

В заключении нужно отметить, что подготовка преподавателя к проведению практического занятия – многоэтапный, сложный процесс, наполненный творческими поисками.

Из всего вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы. Каждый студент на протяжении практического занятия должен быть вовлечен в продуктивный учебный процесс и иметь возможность проявить свои способности. Проектируя проведение занятия, преподавателю следует предусмотреть с учетом особенностей студентов группы варианты заданий разной трудности, творческие задания, индивидуальные и командные, чтобы была возможность для маневра, индивидуализации учебного процесса согласно интересам и подготовки студентов.

Список литературы:
1. Артюхина, А.И. Практическое занятие в высшей медицинской школе: учеб. пос. /А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2017. – 232 с.
2. Еременко Л.Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 267-269. — Электронный ресурс/ Режим доступа: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/ (дата обращения: 02.01.2020).
3. Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко, Т. И. Петрова. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.
4. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н. А. Морева. — 2-е изд. — М., 2008.
5. Методические материалы по организации и проведению лабораторных и практических занятий /Т. А. Палагута. – 3-е изд., доп. и испр. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. – 23 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar