- 05.04.2020
- 1731 Просмотр
- Обсудить
СП СПО «Омский техникум железнодорожного транспорта», г. Омск
Аннотация: в статье раскрывается актуальность философского знания для всех субъектов образовательного процесса в организациях СПО в условиях реализации Профессиональных стандартов.
Ключевые слова: цифровизация, Профессиональный стандарт, новый ФГОС СПО, учебная дисциплина «Основы философии», цифровые образовательные технологии, цифровая дидактика, индивидуализация профессионального образования.
Одной из характеристик современной экономики в России является цифровизация, которая запускает механизм формирования специалистов с комплексом цифровых компетенций независимо от получаемой профессии или специальности, иным типом мышления и высоким уровнем самостоятельности и ответственности. Именно они, будущие выпускники, должны будут обеспечить опережающее развитие производства, создать развитую среду «генерации знаний» [18]. Соответственно, работодатели ставят перед ними и педагогами условие соответствия не только образовательным, но и новым профессиональным требованиям. Профессиональный стандарт – это многофункциональный документ, который применяется:
а) в сфере труда - для управления персоналом, формирования кадровой политики;
б) в системе профессионального образования - при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ (в части профессиональной составляющей), профессионально-общественной аккредитации образовательных программ);
в) при независимой оценке квалификации работника.
Профессиональные стандарты представляют собой характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (ред. от 09.02.2018) «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». Проекты профессиональных стандартов разрабатываются объединениями работодателей, профессиональными сообществами с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций [11].
В связи с этим целью профессионального образования становится модернизация посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в ста процентах профессиональных образовательных организаций к 2024 году, распространения новых образовательных технологий, центров опережающей профессиональной подготовки. Поэтому в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» НП «Образование» указывается на стремительность технических и социально-экономических, необходимость тесной взаимосвязи производства и образования как важнейших сфер общественной жизни [21].
Основные идеи обновления среднего профессионального образования отражены в таких документах как Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями), Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (п.п. 4.6) [1, 4, 21].
Министерство труда и социальной защиты и Министерство просвещения Российской Федерации (Министерство образования и науки РФ) определили миссию новых ФГОС СПО: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и государственных гарантий его качества с учетом запросов рынка труда. В решение поставленных задач включилось множество заинтересованных организаций (Центр развития профессионального образования (ФУМО СПО), Межрегиональный центр компетенций и др.). Поэтому введение новых ФГОС СПО «запустило» в образовательных организациях процесс приведения в соответствие методической документации на основе требований Профессионального стандарта к квалификации будущих специалистов с учетом выполняемых ими трудовых функций [11, 22-24].
«Разработка учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий» предусмотрена и в Профессиональных стандартах, разработанных для педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года № 608н) в качестве одной из трудовых функций [16].
Например, обязательной частью реализации общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы является учебно-методический комплекс «Основы философии», который обеспечивает основу для освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности. Философия, как наука, является теоретическим ядром мировоззрения будущих выпускников и стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нём. Она рассматривается как особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Поэтому совершенствование учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Основы философии» является отражением обновления целей, задач, подходов, структуры и содержания среднего профессионального образования.
Анализ нормативно-правовой, научной литературы, опыта педагогической деятельности позволил констатировать возрастание роли философии как фундаментальной дисциплины в современных профессиональных образовательных организациях технического профиля; необходимость удовлетворения требований государства и работодателей к результатам подготовки специалистов и квалифицированных рабочих; срочность обновления учебно-методических комплексов по учебной дисциплине «Основы философии» на этапе реализации новых ФГОС СПО.
В связи с этим при разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Основы философии» на основе ФГОС СПО следует рассмотреть цифровые образовательные технологии, применение которых позволит создать условия для освоения обучающимися знаний, умений и общих компетенций, предусмотренных рабочей программой.
В настоящее время активно происходит активное взаимодействие цифровых технологий с материальными и социально-гуманитарными технологиями и практиками, в том числе образовательными. Например, SMART-технологии, которые выступают ведущим направлением и, в обозримом будущем, сохранят доминирующую роль.
Используемые в профессиональном образовании и обучении технологии делят на несколько групп:
1. Педагогические технологии, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
3. Производственные технологии (в том числе, цифровые), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков [5].
Многие цифровые технологии обладают дидактическими свойствами (интерактивность, мультимедийность, гипертекстовость, персональность, субкультурность и др.) и обеспечивают возможность их использования для построения образовательного процесса. Поэтому в современной методике появилась наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества – цифровая дидактика. Она использует основные понятия и принципы традиционной (доцифровой) дидактики как науки об обучении, дополняя и трансформируя их применительно к условиям цифровой среды.
Факторами, порождающими потребность в цифровой дидактике профессионального образования и обучения, выступают три составляющих цифрового общества:
а) цифровое поколение (новое поколение обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики);
б) новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;
в) цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам.
Следует отметить, что применение цифровых технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса. Целью трансформации образовательного процесса является максимально полное использование возможностей цифровых технологий для достижения педагогических целей. Но иногда чрезмерно «оцифрованный» учебно-производственный процесс (тренажёры, симуляторы, другие метацифровые технологии) выводят обучающихся из реального профессионального контекста в виртуальный. Поэтому освоение профессиональных компетенций, сопровождение процессов профессионально-личностного самоопределения, профессиональной идентификации, социально-профессиональной адаптации молодого человека требует гибкой комбинации цифровых и «доцифровых» педагогических технологий. Истинный смысл изменений в организации образовательного процесса в условиях цифровизации состоит в повышении его педагогической результативности, которая тесно связана индивидуализацией обучения. Например, по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д. В системах онлайн-обучения этот подход, как предполагается, должны обеспечить так называемые «адаптивные системы обучения», основанные на идее воспроизведения персональных моделей обучения с помощью сложных алгоритмов.
Важной задачей цифровой дидактики выступает индивидуализация профессионального образования и обучения на основе цифровых технологий, которая позволит обеспечить органичный переход к постиндустриальной модели профессионализма, когда профессия перестаёт быть стандартизованным набором трудовых функций и действий, востребованных знаний, умений и навыков, а становится динамичным персонализированным набором компетенций.
Одно из важнейших условий цифровизации производства и образования – создание единой производственно-обучающей цифровой среды, общей для предприятия-работодателя и образовательной организации. Общая цель практикоориентированных образовательных программ профессионального образования и обучения связана с освоением обучающимся профессиональной квалификации или определенного набора трудовых функций. При этом заданные образовательные результаты должны быть достигнуты полностью, что диктуется требованиями подготовленности выпускника к немедленному, полноценному включению в производственный процесс. Цифровизация образовательного процесса, с этих позиций, должна обеспечивать возможность реализации дидактической технологии «полного усвоения.
Задачей цифровой дидактики выступает разработка цифровых средств, обеспечивающих автоматизацию рутинных элементов закрепления и в то же время высокую мотивацию обучающегося. В пространство электронного обучения могут быть переведены некоторые разделы, темы общеобразовательных дисциплин, определенные факультативные курсы и т.д.). Это связано с тем, что формат электронного обучения, независимо от используемых педагогических технологий, позволяет обеспечить ознакомительный уровень освоения и «разгрузить» учебный процесс, основанный на использовании активных, интерактивных и практических методов и предполагающий присутствие живого общения с педагогом.
В дидактической триаде «ожидаемые результаты – содержание – формы и методы» процесс цифровизации смещает акцент на формы и методы обучения, что означает определенную либерализацию целей обучения, понимание обучающимся технологии обучения, использование групповых и коллективных форм обучения.
Таким образом, образовательный процесс, построенный на использовании цифровых средств, требует от преподавателя способности проектировать и использовать, в зависимости от стоящей перед ним педагогической задачи, многообразие форм, методов обучения и конкретных учебных заданий, обеспечивающих переход: от простого к сложному и от сложного к простому; от общего к частному и от частного к общему; от образа к знаковой системе и от знаковой системы к образу; от индивидуального к групповому и от группового к индивидуальному; от работы с внешней поддержкой к самостоятельному выполнению заданий и от самостоятельного выполнения заданий – к оказанию поддержки другим обучающимся; от виртуальной имитации производственных объектов и процессов – к реальным объектам процессам и обратно – к их умозрительным и цифровым моделям; от учебных заданий – к производственным и от производственных заданий – к их рефлексивному осмыслению в учебной деятельности.
Если коснуться вопроса персонализованного включённого оценивания, то оценка результативности обучения в цифровом образовательном процессе будет осуществляться трёх направлениях: включённое оценивание, персональный цифровой след, многоуровневый мониторинг [12].
Цифровые технологии позволяют сделать учебное оценивание непрерывным, персонализированным процессом, при необходимости – комплексным (обобщающим) или, напротив, избирательным. Важнейшей характеристикой этого процесса выступает оперативная обратная связь, обеспечивающая обучающегося информацией о качестве только что совершённого им учебного действия и, при необходимости – точечными рекомендациями о том, как это действие должно быть скорректировано (включённое оценивание). Информация о качестве и результативности выполняемых учебных действий должна быть прозрачна для преподавателя, а также для других субъектов образовательного процесса.
Разработка инструментария включённого оценивания для разных типов учебных действий. Значительная часть процесса формирования профессиональных знаний, умений и практического опыта, комплекса профессиональных и общих компетенций может быть полностью автоматизирована с использованием технологии включенного оценивания. В то же время, для итоговой оценки заданного, недостаточно одних только компьютеризованных форм оценивания; требуется экспертная оценка, осуществляемая людьми – специалистами с определенной квалификацией.
Большое значение в цифровой дидактике имеет технология «цифрового следа», использование которой позволяет в накопительном режиме отслеживая индивидуальные показатели развития и учебные результаты обучающегося, фиксируемые в процессе включённого оценивания. Например, технология Битрикс24 позволяет, обобщая эту информацию, осуществлять мониторинг образовательного процесса: Становится возможным как отслеживание динамики изменений, так и проведение сравнительного анализа. Полученные данные могут использоваться для оперативного совершенствования образовательного процесса.
Одна из центральных проблем цифровой дидактики профессионального образования и обучения – определение места, роли и трудовых функций педагога в цифровом образовательном процессе. Специалисты ФГАУ «ФИРО» считают, что процесс формирования и развития общих и профессиональных компетенций, требующий коммуникации
и взаимодействия не только в телекоммуникационной, но и в реальной среде человеческого общения есть ведущая профессиональная функция педагога как посредника между виртуальным и реальным миром, наставника, навигатора по реальному социальному и профессиональному миру, своего рода «интегратора» различных жизненных пространств цифрового поколения [9, 10].
Как следствие, особое значение приобретают организационные компетенции педагога, его способность управлять внешними факторами учения, создавать образовательную среду, насыщенную развивающими возможностями, проектировать сценарии занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной по следовательности использования цифровых и нецифровых технологий, организовывать разнообразные ситуации образовательно значимой коммуникации и т.д.
Вторая значимая функция педагога в цифровом образовательном процессе – управление учебной мотивацией. Формирование и развитие устойчивой учебно-самообразовательной и профессионально-трудовой мотивации у обучающихся возможно лишь самим педагогом – в качестве носителя образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала путём использования комплекса специальных приёмов поддержания учебной мотивации при индивидуальной и групповой работе (эмоциональных, социальных, перспективно-прагматических).
В условиях цифровизации появляется ряд новых педагогических функций, таких как сетевой педагог-куратор, сборщик цифрового следа и т.д. Значимой задачей цифровой дидактики является формирование, описание и непрерывное обновление динамичного пакета компетенций педагога, адекватного условиям цифрового образовательного процесса [12].
Естественно, что одной из проблем активной цифровизации образовательного процесса станет разработка цифровых образовательных продуктов, так как она предполагает не только знание методики, дидактики, педагогики, психологии, менеджмента, но и методиста-разработчика цифровых продуктов.
В этих условиях потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения велика как никогда прежде. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит разработка и внедрение стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепоглощающей массовизации. Как отмечали многие философы, личностная потребность в философии обусловлена тем, что эта наука помогает обрести смысл жизни и стать подлинным человеком, понимающим бытие.
Всё вышесказанное подчеркивает необходимость овладения педагогами и обучающимися содержательным минимумом стандарта по философии. Но это овладение – средство, и оно не должно быть механистически-формальным; в идеале оно должно способствовать личностному развитию человека, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходимом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропонимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей.
Реалии начала XXI века, перспективы общецивилизационного развития, задачи гуманизации образования, становления «опережающего» образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие. Если еще недавно в процессе образования ставилась задача формирования личности, чей профессиональный, социально-психологический, мотивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интересы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию нонконформистской личности, способной на самореализацию и самоактуализацию вплоть до толерантного противопоставления себя социальной среде. В этом контексте роль философии переоценить трудно. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философскому знанию как «аккумуляции духовного опыта человечества» все субъекты образовательного процесса не только усваивали определенную сумму знаний, но и приобретали новый социально значимый опыт, потребность в саморазвитии, формировании мировоззрения, адаптации к меняющемуся миру [18].
Таким образом, овладение основами философского знания в условиях цифровизации позволит всем участникам образовательного процесса стать специалистами новой формации.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ст. 2; гл. 2, ст. 11; гл. 9, ст. 73, 74; гл. 10, ст. 76). Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ.
2. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03 июля 2016 года
№ 238-ФЗ.
3. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: Практическое пособие / Авт.-сост.: В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк и др. / Под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М., ФИРО, 2016.
4. Документы стратегического планирования Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/documents 13. Законы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rulaws.ru
5. Информационно-коммуникационные технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii
6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2006.
7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_01-04-15.pdf
8. Лейбович А. Н., Факторович А. А., Перевертайло А. С., Лушников С. А. Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов: Сборник методических рекомендаций / Под общ. ред. А. Н. Лейбовича. – М.: Изд-во «Перо», 2017.
9. Методика профессионального обучения: Учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / Отв. ред. В. И. Блинов. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017.
10. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов / Авт.- сост.: В. И. Блинов,
Е. Ю. Есенина.. – М.: ФИРО РАНХиГС. 2019. 42с.
11. О профессиональных стандартах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_01-04-15.pdf
12. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019. 24 с.
13. Портал Федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fumo-spo.ru/?p=news&show=271
14. Проект ТОП-регион [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spo.mosmetod.ru/top/documents
15. Профессиональная педагогика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры:
в 2 ч. / Авт.-сост.: В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина и др. /Под общ. ред. В. И. Блинова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017.
16. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» https://firo.ranepa.ru/professionalnye-standarty-dlya-pedagogov-spo
17. Профессиональный стандарт «Работник по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики», утвержден приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 772н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2015 г., регистрационный N 39710) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-23.10.2015-N-772n/
18. Процесс генерации знаний: основные понятия и сущность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-generatsii-znaniy-osnovnye-ponyatiya-i-suschnost
19. Развитие системы профессиональных квалификаций / Авт.-сост.: А. Н. Лейбович,
И. А. Волошина, В. И. Блинов и др. – М.: Изд-во «Перо», 2018. 37 Реестр примерных основных общеобразовательных програм. Министерство образования и науки российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 139 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-28.02.2018-N-139/
21. Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» НП «Образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc
22. Центр внедрения профессиональных стандартов. Консультации, обучение, сопровождение организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profstandart-rf.ru/need-of-introduction/
23. Центр информационного и методического сопровождения профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.crpo-mpu.com/434438340
24. Центр развития профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fumo-spo.ru/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.