Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Июнь » 2

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

Попова Светлана Викторовна, преподаватель
БУ «Советский политехнический колледж», г. Советский, ХМАО-Югра

Аннотация: В статье содержится материал, позволяющий приобщить обучающихся к духовной культуре и традициям других народов на основе песенного материала, чтения текстов на иностранном языке.
Ключевые слова: воспитательный потенциал, коммуникативная направленность, иноязычная компетенция

Обучение само по себе, вне воспитания,
есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая.
К.Д.Ушинский


Главная специфика обучения иностранным языкам заключается в том, чтобы обучающиеся смогли овладеть основами общения средствами иностранного языка, имея, однако ввиду, что общение – это средство и путь приобщения к духовным ценностям, к культуре других народов.

Однако, в последнее время наблюдается тенденция, что только небольшой процент молодых людей отмечают необходимость приобщения к искусству, культуре.

Поэтому, иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

Чтобы реализовать воспитательный потенциал, необходимо смоделировать процесс учебных занятий таким образом, чтобы он содержал в себе воспитательное воздействие на обучающихся. Решению этой задачи способствует раскрытие эстетического в содержании самого учебного материала. Искусство ( музыка, живопись, кино, литература) называют «школой чувств», так как воздействуя художественными образами на обучающихся, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции.

Для того, чтобы повысить интерес обучающихся Советского политехнического колледжа к изучению предмета «Иностранный язык», я решила использовать на занятиях музыку и песни на языке, что в дальнейшем поможет учащимся сформировать определенные навыки иноязычной компетенции.

Использование песен на иностранном языке весьма актуально по ряду причин:
-во-первых, обучающиеся приобщаются к культуре изучаемого языка;
-во-вторых, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности, так как песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус

Песенный жанр способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песни оказывают воздействие на эмоции человека.
Благодаря песне создается возможность разнообразить и деятельность преподавателя, посредством использования различных форм.

Более того, песня вносит в процесс обучения элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения, т.е. с помощью музыкального материала создается комфортная обстановка на уроке.

Песенный материал должен соответствовать следующим критериям отбора:
• критерий актуальности
• критерий языковой ценности
• критерий лингвострановедческой ценности
• критерий учета интересов обучающихся

При отборе музыкального материала следует учитывать особенности музыкального восприятия обучающихся.
Практика использования песенного материала позволяет сделать вывод, что совместное пение может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к занятиям и сделать процесс изучения иностранного языка увлекательным. В этом можно было убедиться на проведенных мероприятиях, таких как: «Караоке по - английски», музыкальная гостиная, посвященная великому композитору Людвигу Ван Бетховену, урок, посвященный истории создания группы «Битлз», где обучащиеся проявили свои творческие способности.

Современная стратегия развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Программа развития воспитания отдает должное приобщению обучающихся к чтению литературы, как одному из наиболее действенных средств формирования духовно нравственных качеств. И это справедливо, так как «чтением человек переживает века». (А.И.Герцен) [4 С.191]

Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения» (И. Л. Бим)

Среди стимулов к чтению ведущим является тот, где деловые мотивы (учеба, победа в конкурсе, успешная самореализация в новых жизненных условиях) трансформируются в мотив личностный, затрагивающий душу, поскольку, как говорил В.А.Сухомлинский, «чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности» [8 С.38]

При работе над чтением любого текста лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» [3 С.53], а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве обучающегося и преподавателя, о необходимости развития в обучающихся аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Выбор способа воспитания на уроках иностранного языка осуществляется в соответствии с темой урока. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с духовными и нравственными качествами личности.

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы.
Изучение иностранного языка:
-повышает духовно-нравственную культуру,
-развивает логическое мышление,
-расширяет кругозор,
-повышает общую культуру.

Список литературы:
1. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания
учащейся молодежи //Проблемы формирования и развития личности в психологии и
педагогике. - М., 2001.
2. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной
педагогике //Педагогика - 2006.
3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология», М.: «Педагогика», 1991
4. Интернет журнал Проблемы современного образования», 2012 № 2
5. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей Избр. пед. соч. - М., 1977. - Т.2
7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка /Е.И. Пассов //Настольная книга преподавателя
иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010.
8. Сухомлинский В.А. «Нравственность, убеждения. О воспитании», 1982г

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar