Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Июнь » 27

Методологические аспекты процесса обучения звонарей

Видениктов Андрей Анатольевич, преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой», г. Сызрань, Самарская область

Аннотация: В статье рассказывается о методологических особенностях практического обучения звонарей в рамках освоения основных образовательных программ музыкальной направленности. Автором обосновывается необходимость уделять особое внимание индивидуальным особенностям восприятия и обработки информации при освоении дисциплины «Колокольный звон».
Ключевые слова: методологические принципы, визуальное, слуховое, вербальное восприятие и тактильные ощущения.


Формирование у обучающихся умений - это сложный и многогранный процесс, который опирается на использование широкого спектра педагогических принципов, помогающих достичь поставленных педагогических целей. М.С. Красин условно разделял принципы на предметные и методологические. Целостное представление об изучаемой области поступает к студенту из научных и прикладных областей и является предметной составляющей. Освоение приемов рациональной организации деятельности основывается на методологической составляющей [1].

Методологические принципы обучения звонарей имеют свои особенности и определяют содержательную составляющую процесса обучения, а также выбор форм и приемов работы.

Цель исследования – обобщить имеющийся опыт формирования комплекса знаний и умений у студентов, при освоении дисциплины вариативной части ОПОП «Колокольный звон» и применить этот опыт на практике.
Достижение поставленной цели исследования решалось через решение комплекса задач:
1. Изучение основных факторов, влияющих на обучение студента.
2. Изучение особенностей передачи опыта, которым владеет педагог.
3. Представление результата, достигнутого в процессе обучения.

В начале исследования мы обозначили основные понятия, которые применялись в нашей работе. К ним относятся: визуальное, слуховое, вербальное восприятие и тактильные ощущения. Обратимся к их непосредственному рассмотрению. На первое место мы поставили визуальное восприятие, ведь именно с него начинается любая работа. Студент, в первую очередь, воспринимает информацию визуально. Он видит инструмент, видит сопутствующий реквизит, нотный материал. Студент знакомится с технологией колокольных звонов благодаря мультимедийным средствам.

Следующим по важности мы обозначили слуховое восприятие. Именно слухом студент воспринимает, анализирует, контролирует основные процессы исполнения колокольных звонов. Он сопоставляет услышанные образцы и, в то же время, учится контролировать собственное исполнение.

Вербальное восприятие помогает студенту освоить информацию. Педагог излагает информацию, делясь своим опытом. Студент воспринимает эту информацию. Осознает её и воплощает в своей работе. В процессе работы педагог с помощью вербального подхода корректирует исполнение студента, указывая недочёты и методы их исправления. Студент, в свою очередь, уточняет, дополняет, вступает в обсуждение поставленной задачи. Затем, вместе с педагогом, приходит к необходимому выводу.

И, наконец, тактильные ощущения. Они играют важную роль в техническо-исполнительском процессе, являясь, по существу, его главной движущей силой.

Развитие визуального восприятия начинается с показа педагога. Педагог своим исполнением должен увлечь, заинтересовать обучающегося, повести за собой. Развивая навыки самостоятельной работы, педагог обращает внимание обучающегося на детали исполнительского процесса, предлагая ему более точное выполнение поставленных задач, демонстрируя их грамотное исполнение. В процессе работы педагог учит студента сопоставлять показ его педагога с исполнением других звонарей.

Слуховое восприятие, в силу специфики инструментария, основывается главным образом на чувстве метроритма. Именно развитию этого чувства посвящен весь начальный этап работы. Для этого привлекаются различные многообразные упражнения и задания.

Вербальное восприятие связано со словом. Педагог объясняет ученику все основные положения исполнительского процесса. Именно словами педагог даёт все основные понятия и положения. В результате вербального общения происходит обмен информацией, устанавливаются необходимые нормы и правила, формулируются выводы.

С помощью тактильного чувства человек осваивает все свои движения, их координацию. Педагог должен научить студента ощущать и правильно оценивать своё физическое, мышечное состояние, контролировать фазы напряжения и расслабления. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, на свободное положение корпуса, рук, всего технического аппарата, свободные и естественные движения рук, с постепенным и экономичным расходованием физической энергии при звукоизвлечении.

Необходимо помнить, что рациональное использование физических сил и распределение мышечного напряжения является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития исполнительской техники, но также одним из средств художественной выразительности. Поэтому важно с первых уроков по колокольным звонам развивать у учащегося чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к точности ритма и осмысленности в исполнении.

В результате рассмотренных выше четырех составляющих процесса обучения у обучающегося вырабатывается комплекс профессиональных навыков, необходимых звонарю. Это, в том числе, нахождение, формирование нужных приспособлений, координация, выявление скрытых возможностей обучающегося и его музыкальных данных.
Нередко учащиеся обладают весьма средними данными. Перед педагогом стоит задача вырастить из них исполнителей, пригодных к профессиональной деятельности. Насколько это удаётся в каждом конкретном случае, решает талант педагога и способности обучающегося.

Для профессиональной деятельности требуется большая работа по формированию и совершенствованию технически-исполнительских средств, доведение их до нужного автоматизма. В процессе обучения колокольному искусству студент не копирует своего педагога, а благодаря синкретизму (сплаву) четырех основ получает определенные профессиональные навыки и начинает формироваться как зрелый звонарь.

Благодаря такому подходу педагог имеет возможность не только научить студента техническим навыкам, но обретает средства для влияния на духовно-нравственное состояние учащегося, формирует его как Человека и Гражданина. Следует отметить, что колокольным звоном может заниматься не каждый. Для этого нужно призвание, особое состояние души. Так, участник студенческого ансамбля «Сызранские перезвоны» Павел Семиков в результате активной и плодотворной работы освоил основные навыки традиционных колокольных звонов и с применением упомянутых четырех качеств, сумел воплотить их в индивидуально-авторском сочинении «Раменские перезвоны» (Рамено - пригород Сызрани).

Данный звон является индивидуально-авторским сочинением Павла Семикова. В его исполнении участвуют три голосовых (фа, ля, до) и три зазвонных колокола (до, ми, соль). Отличительной чертой становится частый ритмический рисунок. Сразу во вступительном разделе (1–5 такты) даже в партии голосовых колоколов (ля, до) задаётся ритмическое изложение четвертными, затем восьмыми нотами, что не очень характерно для голосовых колоколов. Далее, начиная с 6-го такта, вступают зазвонные колокола. В басовом регистре самый «голосовой» колокол исполняет ровные удары целыми нотами, два других поочерёдно ровными четвертными создают эффект равномерного покачивания. На этой основе у зазвонных колоколов исполняется мелодия ровными восьмыми (6–12 такты). Далее (13–16 такты) мелодия зазвонных колоколов становится ещё более «нарядной» и ритмически сложной, включаются ритмические группы из четырёх шестнадцатых. В новом предложении (21–24 такты) сохраняются ритмические формулы, но несколько изменяется мелодический рисунок в партии зазвонных колоколов. Их начальная мелодическая интонация меняется с восходящей на нисходящую. В следующем предложении (25–28 такты) представлен новый ритм. У зазвонных колоколов мелодия излагается короткими восьмыми ударами, чередующимися с восьмыми ударами. В заключительном разделе (32–39 такты) повторяются мелодические линии из начальных и средних разделов звона. Окончание отмечено динамическими нарастанием от p до ff. Завершается действие одновременным аккордом голосовых и зазвонных колоколов на f ярким радостным «возгласом».

В результате исследования мы можем сделать вывод о том, что предложенные нами методологические принципы обучения имеют основополагающее значение в деле развития и становлении звонаря-профессионала.

Список литературы
1. Красин М. С. Обучение школьников системе принципов научной методологии. Методический аспект // «Школьные технологии», 2014. № 2, С. 80 - 97.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar