- 28.06.2020
- 4184 Просмотра
- Обсудить
ОГБПОУ "Старомайнский технологический техникум"
Аннотация. В статье анализируются проблемы модернизации профессионального образования с учетом меняющегося рынка труда. Рассматриваются предпринимательские компетенции как эффективный механизм подготовки студентов к рабочим профессиям. Разработаны конкретные практические рекомендации по формированию предпринимательской компетенции в рамках техникума.
Ключевые слова: предпринимательские компетенции, softskills, модернизация, профессиональное образование.
Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют softskills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями. — Владимир Путин.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин часто отмечает и делает акцент именно на молодежи, называя их «нашим будущим», возлагая на них большие надежды, как в рамках Российской Федерации, так и в обеспечении конкурентоспособности нашей страны на мировом уровне. Именно поэтому сейчас диктуется потребность в инициативной, экономически грамотной, целеустремленной, креативной и обладающей большим потенциалом молодежи.
На уровне среднего профессионального образования возникает потребность формирования у молодежи всех вышеперечисленных качеств, ведь именно среднее профессиональное образование региона может пробудить интерес к предпринимательской деятельности.
Предпринимательство — это определяющий фактор экономического роста государства. Однако серьезным препятствием для развития предпринимательства сегодня выступает недостаточная образованность предпринимателей во многих сферах, необходимых для развития бизнеса.
В соответствии с требованиями ФГОС 3+ специальностей были определены только общие компетенции, направленные на развитие предпринимательской компетентности выпускника:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Введение ФГОС ТОП-50 способствовало введению обязательной для всех студентов ОК 11. «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной среде».
В соответствии с этими в СПО введена дисциплина «Основы предпринимательскойдеятельности». Освоение даннойдисциплины позволит обучающимся:
– определять свои возможности в предпринимательской деятельности;
– использовать знания основ предпринимательства для организации своего дела;
– анализировать конкретные ситуации повседневной деловой жизни;
– систематизировать и отрабатывать быстро изменяющуюся экономическую информацию, необходимую для принятия правильных деловых решений;
– ориентироваться в быстроменяющейся рыночной конъюнктуре и своевременно изменять направления своего предпринимательства;
– добиваться эффективных результатов предпринимательской деятельности, ее прибыльности и прогрессивности, проявляя при этом деловую и инвестиционную активность.
Сформированная система практико-ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности субъекта подготовит обучающихся к самостоятельной предпринимательской работе и поможет избежать при этом наиболее типичных ошибок.
Такой подход дает возможность рассматривать предпринимательскую деятельность как отдельный, самостоятельный вид деятельности. Изменение подхода к формированию предпринимательских компетенций и навыков потребовало изменения концептуального подхода к обучению предпринимательству, основанного на передаче знаний.
Возникает вопрос: какие технологии и методики позволят сформировать предпринимательскую компетенцию у будущих выпускников техникума?. Наиболее эффективным считаем реализацию проектного метода.
Проектно-исследовательская деятельность многофункциональна в большей степени, чем многие другие и побуждает студента проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Преимущество исследовательской деятельности состоит в том, что такая деятельность вырабатывает у студентов следующие умения:
- планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать, аргументировать мнение;
- устанавливать контакты;
- создавать «конечный продукт»;
- позиционировать «продукт» перед аудиторией.
Проектная деятельность студентов является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в техникуме как неразрывная составляющая единого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, успешной социализации, способности обучающихся быстро ориентироваться в социальных и экономических ситуациях.
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по созданию проектов реализует технологию сотрудничества в обучении, технологию интерактивного и дистанционного обучения, позволяет сформировать определенные общие компетенции у студентов. Сформированные общие компетенции являются «стартовой площадкой» для формирования в процессе дальнейшего обучения профессиональных компетенций. Приобщению к участию в исследовательской деятельности отвечает созданная в техникуме атмосфера творческого сотрудничества, что позволяет каждому студенту обнаружить и развить свои способности, реализовать себя как творческую и талантливую личность.
С целью создания условий, способствующих успешному формированию предпринимательских компетенций студентов, была предпринята попытка создания в техникуме студенческого бизнес-клуба «Территория успеха».
Клуб изучает основы предпринимательства, содействует развитию предпринимательских способностей, проводит открытые семинары, деловые игры и объединяет студентов техникума, которые интересуются бизнесом. Целями студенческого бизнес-клуба является:
- формирование положительного образа предпринимателя в молодежной среде;
- развитие у студентов лидерских навыков, умений работать в самостоятельно созданной команде, практических умений деловой коммуникации;
- развитие предпринимательского мышления у участников;
-формирование центра базовых предпринимательских компетенций для развития студенческих коммерческих проектов;
-проведение конкурсов проектов в области инновационного предпринимательства на базе студенческого Бизнес- Клуба;
-обучение основам открытия и эффективного ведения бизнеса;
-создание и развитие студенческих бизнес - инициатив;
-консультирование студентов в сфере предпринимательства и инноваций.
Деятельность бизнес–клуба сегодня, это индивидуальная работа со студентами посредством тематических консультаций; активное участие в экономической жизни поселка,в конференциях, встречах с потенциальными работодателями. Самые значимые результаты работы бизнес – клуба техникума – это практическая реализация предпринимательских инициатив студентов техникума;
-создание системы самоуправления в формировании, подготовке и самореализации студенческих лидеров;
-укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп, а также в самих группах между студентами и преподавателями;
-формирование у студентов компетенций, способствующих разработке и запуску предпринимательских проектов на основе собственной коммерческой идеи, мобилизации ресурсов для их реализации, а также развитие навыков эффективного командообразования и лидерских качеств;
-создание коммуникационной площадки обмена опытом между студентами, преподавателями, экспертами, тренерами и действующими предпринимателями.
Таким образом, формирование предпринимательских навыков в техникуме в условиях реализации ФГОС СПО представляет собой систему мер, направленных на активизацию творческого мышления, вовлечения студентов в инновационные образовательные процессы, а также является актуальной проблемой теории и методики профессионального образования.
Преподаватели создают все условия для использования потенциала молодого поколения, сочетая различные методики, направленные на формирование предпринимательских компетенций и навыков студентов техникума.
Литература.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). URL: http://mon.gov.ru
2. Баженова С. Легко ли быть молодым предпринимателем?// Технология дела. 2012. № 7–
3. Рубина Ю.Б. Предпринимательское образование в России и за рубежом /. М., 2015.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.