- 29.06.2020
- 4231 Просмотр
- Обсудить
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой», г. Сызрань, Самарская область
Аннотация: В статье рассказывается о практике использования традиционных и инновационных подходов в процессе обучения хормейстеров. На современном этапе развития общества главная задача преподавателя при подготовке специалиста со средним профессиональным образованием эффективно сочетать и использовать в процессе обучения традиционные и инновационные подходы. В качестве эффективных методов обучения автором обосновывается использование в педагогической деятельности метода вариативности ансамблевых пар в тесном сочетании с традиционными методами.
Ключевые слова: инновационные в образовании, вариативность ансамблевых пар, развитие вокально - хоровых навыков обучающихся.
Хоровой коллектив - особый, удивительный исполнительский инструмент. Это живой звук, дыхание, эмоции. И, ещё одна из главных особенностей - живое слово! Но, далеко не каждый хоровой коллектив может стать удивительным музыкальным инструментом. Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать такой коллектив?
Помощь в решении данного вопроса начинается еще на этапе обучения специалиста, и здесь много зависти от мастерства преподавателя, его заинтересованности в подготовке обучающегося, который владеет необходимым перечнем профессиональных знаний, умений и профессиональных компетенций.
В условиях стремительной смены потребностей общества, информатизации, цифровизации, увеличения информационного потока подготовка специалиста со средним профессиональным образованием необходимой квалификации невозможна без эффективного сочетания традиционных и инновационных технологий обучения.
Что же такое инновации? В образовании – это понимается как процесс совершенствования технологий. Применение различных инноваций в системе профессионального образования требует от современных преподавателей, знания основанных инновационных изменений и возможность их применения на практике [1].
Любой инновационный материал, который преподаватель предполагает использовать в своей практической деятельности в отдельно взятом коллективе, должен быть тщательно проанализирован и введен в процесс развития вокально- хоровых навыков обучающихся.
Применяя инновационные технологии, мы должны знать, к какому результату стремиться. Как говорил Сенека, римский философ и драматург: « Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Для получения желаемого результата необходим тщательный подбор репертуара. В репертуар необходимо включать народные песни, музыку композиторов классиков, лучшие образцы современных композиторов.
Демонстрируя такой репертуар на занятиях в хоровом классе, можно применять как традиционные формы работы, так и инновационные.
С 2018 года в практической деятельности в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой» в рамках изучения темы «Основы хорового дирижирования» по МДК 01.01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение, раздел Дирижирование, применяется метод вариативности ансамблевых пар.
Что касается формирования пар, то наибольшая результативность, безусловно, достигается в случае, когда партнеры идентичны с точки зрения таланта, технического мастерства, характера, интеллекта. В учебном же процессе такой подбор пар случается крайне редко.
Практическая деятельность хормейстера связана с работой хорового коллектива и концертмейстера. И то, что обучение обучающихся проходит не в идеальном подборе пар, дает возможность развивать у них разнообразные коммуникативные умения: контактировать с участниками хорового коллектива, владеть навыками регулирования ситуаций, творческого взаимодействия и принимать конструктивные исполнительские решения, управлять собственными реакциями, быстро ориентироваться и предпринимать оперативные исполнительские действия. Необходимо учитывать, что партнерство студентов-хормейстеров отличается от партнерства исполнителей-инструменталистов.
Вопрос: «С чего начать, чтобы появились у будущих хормейстеров такие умения и навыки? Начнем с малого». Разработка технологической карты занятия, методического наполнения занятия с использованием традиционных подходов к организации процесса обучения.
На первом этапе в первые пять минут занятия перед преподавателем стоит самая сложная, на наш взгляд, задача настроить обучающихся на активную учебную деятельность. Через актуализацию цели, которая должна быть достигнута на занятии, и ознакомление с ходом занятия идет выстраивание психологического контакта с обучающимися. Словесный посыл в форме беседы с использованием невербальных средств позволяет выяснить эмоциональное состояние обучающихся их готовность взаимодействовать с преподавателем. А проведение координационно-тренировочных упражнений позволит механически снять зажатость рук и подготовить мышечный каркас к занятию.
На втором этапе занятия преподавателю крайне важно определить уровень подготовки обучающихся, особенно на первых курсах обучения. В качестве эффективного способа зарекомендовавшего себя на протяжении уже многих лет, нами используются задания по исполнению хоровой партитуры на фортепиано, а затем её исполнение по голосам и дирижирование. На этом этапе занятия происходит мотивация обучающегося к самостоятельному мышлению. В качестве примера нами используются такие произведения, как «Смолк давно соловушко», обр. А.Свешникова, р.н.п. «А я по лугу гуляла», Н.Кутузов, сл. С.Есенина «Березе».
Так заканчивается подготовительный этап, обучающийся готов к освоению нового материала с использованием инновационных методов.
Программа для изучения нового материала подбирается с учетом возможностей учащихся, так как они являются учащимися начальных курсов. На первом курсе задания подбираются в медленном или среднем темпе, несложный ритм, метр, доступный текст. Это может быть несложное произведение, а капелла, т.е. произведение без сопровождения. Один из партнеров исполняет хоровую партитуру на фортепиано, другой – дирижирует. Возможно использование произведения школьного репертуара и исполнение на фортепиано вокальную партию. Это применяется в том случае, если партнеру сложно исполнять хоровую партитуру. Систематичность таких занятий приводит к положительному результату.
Для обучающего, постепенно привыкающего к данной организации образовательного процесса, сам процесс уже не воспринимается как обучение. Он начинает познавать профессиональную деятельность изнутри, с возможностью активной смены ролей за время занятия.
На старших курсах задания по взаимодействию партнеров усложняются. Вводится взаимодействие третьего партнера, который исполняет партию аккомпанемента. Затем идет анализ исполнения музыкального произведения и смена ролей. Для будущего хормейстера необходимы умения и навык взаимодействия, т.к. специальность руководителя хором многогранна.
Инновационные формы и методы работы, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо внедрять в обучение студентов-хормейстеров, в практику работы с хоровым коллективом. Но при этом не забывать о лучших традициях хоровой культуры России, и, опираясь на них, мы объединяем традиционный и инновационный подход в обучении. А вершиной этой сложной и многогранной работы является музыка, звучащая в хоре из уст наших детей под руководством наших выпускников – студентов-хормейстеров.
Список литературы:
1. Быков Владимир Петрович УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-professionalnyy-praktikum-kak-didakticheskoe-sredstvo-professionalnogo-obucheniya-kursantov (дата обращения: 29.06.2020).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.