- 03.08.2020
- 7479 Просмотров
- Обсудить
Промышленно-экономический колледж ГГТУ , г.Орехово-Зуево, Московская область
Аннотация: Обсуждаются проблемы подготовки преподавателей к работе в изменяющихся педагогических ситуациях и роль фундаментальной научной и дидактической подготовки.
Ключевые слова: подготовка преподавателей, дидактика предмета, методическая компетентность.
Педагог является одним из важнейших источников передачи социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие преподавателя есть необходимое условие успешности ученика.
ФГОС регламентирует достижение каждым учеником образовательных результатов трех уровней: личностных, предметных и метапредметных, причем, в приоритете личностные и метапредметные результаты. Обучать предметным знаниям педагоги умеют, а вот управлять личностным развитием обучающегося - не всегда. Это под силу педагогу компетентному, обладающему целым рядом профессиональных компетенций.
Компетенции – рассматриваем как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности. Компетентность – владение человеком соответствующими компетенциями.
Независимо от специфики профессии современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
• специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
• социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;
• личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
• индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.
Существует несколько наиболее распространенных классификаций профессионально-педагогической компетенции педагога.
Наиболее распространенной является классификация, выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения.
Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.
Таким образом, в соответствии с ФГОГ, профессионально-педагогическая компетентность преподавателя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки или внеклассные мероприятия. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности преподавателя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе. Компетентность - это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность преподавателя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела. Таким образом, компетентность включает в себя не только содержательную, но и процессуальную составляющую.
В качестве основных компонентов каждого из видов профессионально-педагогических компетенций чаще всего выделяются следующие: когнитивный, проектировочно-конструктивный, организационный, информационно-технологический, дидактический, исследовательский, коммуникативный.
Когнитивный компонент связан с познанием и составляет основу профессионально-педагогической компетентности. Овладение знаниями помогает эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями.
Проектировочно-конструктивный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения, обеспечивает осознанный переход педагога от абстрактно-модельного представления о траектории движения к результату и от самого результата к описанию конкретных действий (шагов) для достижения результатов.
Прогнозирование ориентировано на четко представленный в сознании педагога - субъекта управления - конечный результат. Основой для целеполагания и поиска возможных путей решения конкретной педагогической задачи выступает анализ педагогической ситуации. Организационный компонент обеспечивает построение педагогом собственной деятельности, а также повышение активности учащихся, включение в различные виды совместной деятельности, превращающей их из объекта в субъект воспитания.
Информационно-технологический компонент включает информационную грамотность педагога. Владение адекватными способами воздействия на учащихся внешних «потоков» информации позволяет педагогу делать информационные технологии основой для построения процесса обучения как общего информационно-коммуникативного пространства.
Дидактический компонент обусловлен обучающей деятельностью педагога, которая включает:
1) владение содержанием и дидактической его организацией;
2) умение организовать свою деятельность в процессе обучения;
3) способность развернуть учебно-познавательную деятельность учащихся;
4) умение активизировать и мотивировать личность учащегося в процессе обучения;
5) умение организовать структурно-композиционное построение учебного занятия.
Коммуникативный компонент связан с особенностями коммуникативной деятельности педагога, спецификой его взаимодействия с учащимися, родителями, учителями. Исследовательский компонент предполагает: владение педагогом основами исследовательской культуры (определенной системой ценностных ориентиров, знаний, умений, навыков, традиционных и инновационных подходов), способность развивать личностные и профессиональные качества, необходимые для успешного исследовательского поиска.
Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации педагогических компетенций преподавателя. Несмотря на неоднозначность представленных классификаций в современных условиях профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Стиль профессионально компетентного преподавателя – совместное творчество с учениками. Позиция преподавателя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей и развивающей среды. Он уважает право ребят быть не похожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
Список литературы
1.Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: кн. для учителя /под ред. проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпициной. СПб.: СОЮЗ, 2012.
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высш. образование в России.2014. № 11. С. 34–38.
3. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2016.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.