Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2020 » Август » 4

Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования

Гарькавая Оксана Юрьевна, преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможностях информационно-образовательной среды (ИОС), которая является важнейшим компонентом новой системы образования. ИОС позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).


Требования к условиям реализации основной образовательной программы представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов образования.

С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда (ИОС), в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:
• стремительный рост информационно-ресурсной базы,
• свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,
• дистанционность,
• мобильность,
• возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,
• интерактивность,
• возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования.

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного стандарта рассматривается создание информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.

При этом информационно-образовательная среда понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) содержат следующие компоненты:
- новая цель образования;
- новое содержание образования;
- новые средства обучения;
- новые технологии обучения;
- новые требование к подготовке учителя;
- новое целеполагание для учащихся и учителей.

Что же формирует новую цель образования? Во-первых, общественный договор (новые образовательные запросы общества, семьи и государства). Во-вторых, новые технологии (широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни).

Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

Что дают образованию новые технологии?
- Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
- Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
- Дистанционность.
- Мобильность.
- Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
- Интерактивность.
- Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Отметим, что современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все новые компоненты социализации:
• Систему духовно-нравственных ценностей;
• Систему научных представлений о природе, обществе и человеке;
• Систему универсальных учебных действий.

Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования – информационно-образовательная среда (ИОС). Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Системно-структурная организация информационно-образовательной среды проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем):
• Информационных образовательных ресурсов.
• Компьютерных средств обучения.
• Современных средств коммуникации.
• Педагогических технологий.

Состав информационных образовательных ресурсов системы (ИОС) :
1. Компоненты на бумажном носителе (учебник - органайзер, рабочая тетрадь – тетрадь тренажер);
2. Компоненты на CD и DVD (электронное приложение к учебнику, электронные наглядные пособия, электронный тренажер, электронный практикум);
3. Интернет-среда ИОС (методическая поддержка учителя: программы, конструктор уроков; Интернет школа; Интернет ИПК; мультимедиа коллекция).

Системный характер воспитательно-образовательного эффекта использования информационно-образовательной среды заключается в том, что она – как системный интегратор всего педагогического процесса, обеспечивает качественно новые параметры образования.

Педагогический потенциал информационно-образовательной среды включает в себя следующие компоненты:
• Индивидуализация учебного процесса;
• Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;
• Ориентация на самообразование;
• Создание ситуации успешности для учащихся;
• Социализация учащихся;
• Возможность обеспечения деятельностного подхода;
• Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
• Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ;
• Возможность интенсификации процесса обучения;
• Разноуровневость содержания образовательного ресурса.

Каковы же требования нового ФГОС? Во-первых, образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью. Во-вторых, образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. В-третьих, библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.

Результат - изменение роли участников педагогического процесса. В традиционной системе образования ученик:
- получает готовую информацию.
Учитель:
- транслирует информацию.

Новое качество образования – учитель организует деятельность ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока. Ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. В итоге мы получаем новый образовательный результат – развитие компетентности к обновлению компетенций и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся.

Таким образом, мы приходим к выводу, что информационно-образовательная среда является важнейшим компонентом новой системы образования, она позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar