Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Август » 12

Ситуационные задания как метод практико -ориентированного обучения

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие. Одним из элементов практико-ориентированного обучения будущих рабочих кадров по профессии среднего профессионального образования «Повар, кондитер», выступают учебные ситуационные задачи.

Под ситуационной задачей понимается такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью мастра обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. Учебной ситуацией в обучении будущих поваров, кондитеров может быть выполнение задания «составить таблицу возможных дефектов готового блюда или кондитерского изделия и причин их возникновения», «составить технологическую схему приготовления блюда или мучного кондитерского изделия», или выполнение практической работы и т.д. Спроектировать учебную ситуацию – значит определить какие умения и качества, компетенции обучающихся она развивает.

Целесообразно разрабатывать одно, но комплексное задание, которое проверяет качество усвоения обучающимися основных учебных элементов и условно состоит из двух частей: профессиональной или жизненной ситуации (действительной или мнимой) и собственно учебного задания.

Примерами таких заданий для обучающихся по профессии «Повар, кондитер» на междисциплинарных курсах (МДК) могут быть следующие:
1. Консистенция котлетной массы, приготовленной поваром, оказалась слишком жидкой. Как этот недостаток может повлиять на качество полуфабриката? Как можно исправить этот дефект котлетной массы?
2. Вам предстоит приготовить котлету по-киевски. Назовите ингредиенты данного блюда. Какова технологическая последовательность приготовления полуфабриката и готового блюда? Какие дефекты могут возникнуть при несоблюдении технологии приготовления данного блюда? Каковы правила отпуска готового блюда?
3. Вам предстоит приготовить грибы в сметанном соусе. Но на предприятии общественного питания нет свежих грибов, есть только консервированные. Какие способы консервирования грибов вы знаете? Как из консервированных грибов приготовить горячее тушеное блюдо?
4. В меню предприятия общественного питания имеется блюдо «Овощи припущенные», для диетического питания. Посетитель не знаком с таким блюдом и просит вас, как повара, готовившего данное блюдо объяснить значение способа припускание овощей. Что вы ответите посетителю? Постарайтесь убедить его приобрести данное блюдо.

Приведенные примеры учебных ситуационных заданий, используемые на МДК по профессии «Повар, кондитер» развивают у обучающихся диалоговое общение, формируют умения самостоятельно планировать собственные действия, принимать решения, т.е. способствуют формированию общих компетенций. Также, они могут применяться на дифференцированных зачетах, или быть включены в состав экзаменационных билетов по МДК.

Учебные ситуационные задания, моделирующие будущую профессиональную деятельность, могут быть средством оценки сформированности как общих, так и профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция является ситуационной категорией, так как проявляется у обучающегося в его способности успешно решать профессиональные задачи в различных ситуациях производственной деятельности.

Оценка степени проявления сформированности компетенций проводится посредством аттестации по профессиональному модулю на экзамене квалификационном, для проведения которого каждому обучающемуся разрабатываются компетентностно-ориентированные ситуационные задания (КОЗ). Под КОЗ понимается текстовая модель ситуации, с которой обучающийся может встретиться в своей профессиональной деятельности, модель какого-либо процесса или другая ситуация, требующая владения профессиональными компетенциями, присущими определенному виду деятельности по профессии.

Ситуационное компетентностно-ориентированные задание для экзамена формулируется так, чтобы при его выполнении аттестуемый мог изложить: последовательность и содержание этапов различных производственных процессов; диалектическую взаимосвязь объектов, процессов и явлений в области профессиональной деятельности; характер влияния основных показателей изученных объектов и процессов наконечные рабочие характеристики; практическое использование всех аспектов полученных знаний по профессии.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar